Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Никогда не спеши сказать «А»: можно не успеть досказать алфавит

Сегодняшняя сказочка возвращает нас к событиям среды. К попытке начать судебный процесс по иску прокуратуры Самарской области, требующей признать фильм московского режиссера Павла Бардина «Россия 88», произведением, «разжигающим национальную ненависть», «нарушающим права человека», «содержащим призывы к насильственной смене государственного строя, воспрепятствованию работе государственных органов и совершению преступлений на почве ненависти».

Я посмотрел копию этого фильма и не хочу обсуждать его художественные достоинства и недостатки. Как зрителю мне кажется, в длинном перечне лент о молодежных фашиствующих группировках есть куда более сильные. Те же пятнадцатилетней давности австралийские «Скины», с которых началось восхождение Рассела Кроу. Но это дело вкуса…

Я хочу поговорить о событиях вокруг так пока и не начавшегося процесса: заседание в Самарском районном суде отложили до 14 января – заболел судья. И начну с того, что некие граждане Валеев и Рустамов купили копию этого фильма, посмотрели его и пришли к выводу, что в нем содержатся призывы к «разжиганию межнациональной вражды».

Во-первых, где купили? Фильм не имеет прокатного удостоверения. Премьера картины состоялась на кинофестивале в Берлине, её показали еще на трех-четырех фестивалях, она получила специальный приз жюри и награду Гильдии киноведов и кинокритиков на международном фестивале «Дух огня». И всё. Копии его не изготовлялись – ни на плёнке, ни на дисках. То есть граждане Валеев и Рустамов купили некий продукт, созданный без авторского участия, который изготовители и продавцы конрафакта назвали копией бардинского фильма. Замечу, что кинофильм – не книга и воздействует на зрителя не только с помощью слова, но еще и звука, цвета и прочее. То есть комплексно. Если хотя бы одна из компонент отсутствует, то мы имеем аналог очень «бородатого» анекдота.

Встречаются двое.
- Как тебе вчерашнее выступление Пласидо Доминго в «Пиковой даме»?
- Да не очень.
- Ты был?!!!!!!!!!!!
- Да нет, мне Рабинович напел.

Тем не менее, прокуратура всей Самарской области обращается к доктору педагогических наук, профессору государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарской государственный университет» Шамилю Ахмедовичу Махмудову (так сказано в релизе) с просьбой дать лингвистическую (?!) экспертизу текста, что тот и делает, подтверждая самые худшие предположения граждан Валеева и Рустамова. И на основании этой экспертизы прокурор требует признать фильм экстремистским. После чего, разумеется, никакого проката и никаких видеокопий.

В этом месте второй вопрос. Почему в городе с немереным числом докторов филологических наук, искусствоведения и культурологии обратились к доктору наук педагогических – даже не лингвисту, а специалисту по методике преподавания – к тому имевшему судимость за получение взяток? Судимость снята, как восстановлено и его право вновь заниматься преподавательской деятельностью в высших учебных заведениях, чего он был в свое время лишен. Вопрос не о праве обращаться к нему, а об этической подоплеке: прокуратура приглашает не профильного, так сказать, специалиста, человека, не очень, так скажем, с этикой дружащего, себе в главные консультанты?

Но, как Вы сами понимаете, должно быть и что-то, что задело меня и моих товарищей по общественной организации «Самарское Знамя» из числа выпускников Самарского государственного университета и заставило рассказать вам эту сказочку. По всему Интернету, по всем печатным и электронным СМИ распространилась весть, что по экспертизе моей alma mater затеян этот процесс. Но Махмудов – профессор Поволжской социально-гуманитарной академии. В Университет его приглашали в порядке совместительства и до всей этой тёмной истории со взятками. Даже с юридической стороны он может быть либо ВАКовским профессором, либо профессором педагогического института, переведенного ныне в мудреный статус Поволжской академии? Почему же мы, выпускники СамГУ, должны теперь слышать насмешки в адрес своего родного вуза за действия какого-то совсем постороннего нам дядечки.

Насколько грамотно и убедительно написана сама экспертиза, всякий желающий может ознакомиться в Интернете, куда Павел Бардин выложил её текст.

Но если вас убедили мои аргументы, зайдите на мой блог в «Живом Журнале», оставьте координаты и согласие участвовать в предъявлении коллективного иска о защите наших, выпускников университета, чести и достоинства. К прокуратуре Самарской области или к кому иному – пусть подскажут выпускники юридического факультета. После того, как выяснится, стоит ли на экспертизе университетская печать и если да, то почему.

А то Бардину прокуратура устроила бесплатную рекламную компанию, после которой фильм посмотрят даже те, кто и не хотел этого делать. Думаю, что ни у кого нет сомнений, что прокурорские проиграют, как совсем недавно бала проиграна буча против фильма «Сволочи» Александра Атанесяна. А университет – цитадель науки, культуры, образования и свободомыслия – предстал в виде полуграмотного душителя творческой свободы…

Хотя с чем я точно солидаризуюсь с прокурорскими работниками, так это с тем, что весь контрафакт нужно изъять и сжечь. Включая, конечно, и контрафактные копии «России 88».

Текстовая версия сюжета телепрограммы "Горькие сказочки" на канале ГИС (Самара) от 25 декабря 2009 года.

Tags: Павел Бардин, Поволжская социально-гуманитарная академ, Прокуратура Самарской области, Россия 88, Самарский государственный университет, Самарское Знамя, Скин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments