Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Крещендо «Крещенского»

Анна ЛУКЬЯНЧИКОВА *
Фото предоставлены Тольяттинской филармонией

В Тольяттинской филармонии впервые прошел «КРЕЩЕНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ». Камерность площадки не повлияла на востребованность данного формата, а к календарю зимних мероприятий в городе добавилось еще одно.

В культурной жизни Автограда уже есть один зимний фестиваль – Сретенский, организованный по инициативе протоиерея Дмитрия Лескина и Православной классической гимназии. Изначально он был приурочен к гуманитарно-богословским «Сретенским чтениям» и привлекал хоровые, инструментальные коллективы и солистов из школ искусств, других образовательных учреждений. Теперь появился еще один фестиваль, приуроченный к традиционному христианскому празднику и подготовленный силами профессиональных музыкантов.
«Наш камерный зимний фестиваль задумывался еще год назад при официальном открытии нового камерного зала. Тогда мы подумали, что помещение с хорошей акустикой достойно проведения серии концертов под одной идеей, – рассказала директор Тольяттинской филармонии Лидия Семенова. – Но в связи с ограничениями и с тем, что надо было устранить недостатки после ремонта, решили провести его зимой 2021 года».

Евдокия Лескина и Наталья Селяткина на концерте открытия фестиваля

[Spoiler (click to open)]По словам руководителя филармонии, фестиваль должен был продемонстрировать разные виды искусства и в то же время быть просветительским, ориентироваться на учащихся музыкальных учебных заведений, иметь «музлитературную» составляющую.
В афише мероприятия значится шесть концертов. Открывал праздник зимнего музицирования концерт-встреча «Возвращение домой». Его идея не нова, она определяется желанием представить молодых исполнителей, родившихся в Тольятти, и вписывается в долгосрочный проект под аналогичным названием.
Участники – студенты колледжей, вузов Москвы и Самары, уже ставшие заметными на музыкальном небосклоне благодаря участию в различных профессиональных конкурсах: кларнетист Иван Пашнин, фаготист Иван Забегин, флейтистка Полина Зибарева, скрипачка Дарина Бикмиева, альтистка Полина Пирогова.
Впервые участие принимала выпускница ЦМШ при Московской консерватории имени П. И. Чайковского пианистка и концертмейстер Дарья Маломайкина, внучка и воспитанница известного в Тольятти педагога, заслуженного работника культуры РФ Л. И. Маркиной из ДМШ № 4 имени Б. М. Свердлова. Даша, по словам Лидии Семеновой, хорошо себя зарекомендовала и уже приглашена на сессию МСО Поволжья. Евдокия Лескина, в этом году заканчивающая обучение во Флорентийской академии музыки (Италия), будущий специалист в области старинной музыки, показала свои вокальные навыки в ансамблевом музицировании.
Одним из ключевых концертов стал вечер камерных ансамблей. «Драйвером» программы организаторы назвали Алексея Неутолимова, альтиста Академического симфонического оркестра Самарской филармонии, выпускника Тольяттинского музыкального колледжа имени Р. К. Щедрина. Алексей выходил на сцену трижды: в редко исполняемом струнном Квинтете № 2 до минор Моцарта, присоединившись к струнному филармоническому квартету, в Первой части Сонаты для альта и фортепиано ре минор «Арпеджионе» Шуберта (совместно с Натальей Селяткиной) и в Дуэте Моцарта для скрипки и альта с Анной Шаталовой.
Примечательно, что программа вечера не только представила разные ансамблевые сочетания инструментов, но и показала слушателям историю становления сонатно-симфонического цикла в жанре камерной музыки. Так, вечер открыли лаконичные раннеклассические сонаты К. Ф. Э. Баха для кларнета, фагота и клавесина. После исполнения Моцарта достойное место занял Дуэт № 1 до мажор Бетховена для флейты и фагота (Светлана Сапожникова и Дмитрий Дверницкий). В завершение прозвучала Ave Maria Шуберта в переложении для голоса, фортепиано и струнного квартета в исполнении Юлии Кочевой и солистов Тольяттинской филармонии, что придало и концерту, и самому фестивалю духовно-возвышенный акцент, созвучный тематике.
Редко исполняемый древнерусский певческий репертуар был представлен в концерте-лекции ансамбля «Стихира». Руководит им Михаил Желтиков, бывший солист дуэта волынщиков Shannon, ныне рукоположенный священник, музыкант-просветитель. Его увлекательный рассказ об истории колесной лиры и ее разновидностях сопровождался песнопениями. Организаторов приятно удивил интерес тольяттинцев к малоизученным древним страницам отечественной культуры. Решено продолжить сотрудничество и готовить новые программы.

Ансамбль «Стихира» с песнопениями Древней Руси

Стихи популярного в городе поэта и врача Бориса Скотневского звучали на литературном дневном концерте. «Встреча наших слушателей с Борисом Абрамовичем планировалась еще весной, но в силу обстоятельств перенесли. Отрадно, что в зале присутствовали и представители сразу двух организаций литераторов в нашем городе – Тольяттинской организации Союза писателей России и Российского писательского союза», – пояснила Лидия Семенова.
Последнюю неделю января филармоническую афишу украсили «Зимний вечер у рояля» и программа «Всё это jazz». Камерный фортепианный вечер стоит упомянуть особо, ведь идея его проведения связана с неблаговидной судьбой белого рояля «Москва» и его чудесным спасением. Долгое время инструмент простаивал, разваливался, так как достался в наследство филармонии от прежнего ДК и никак не участвовал в деятельности учреждения. После 10 лет «разобранного состояния» рояль решили восстановить, для чего привлекли специалистов, заменили детали, улучшили механику, попутно устранив заводской брак. После детального импортозамещения рояль влился в филармонический инструментарий, надеемся, станет полноценным участником творческих программ камерного зала. Опробовать новый инструмент довелось студентке IV курса МГК имени П. И. Чайковского Екатерине Котовой, выпускнице тольяттинской ДМШ имени Свердлова, совместно с солистами-вокалистами.
Завершил фестиваль джазовый концерт. По мнению Л. Семеновой, суховатая, почти студийная акустика зала сглаживает все неровности звучания духовых, поэтому музыканты оркестра под управлением Валерия Мурзова это помещение тоже полюбили. Не все произведения четко вписывались в джаз, было немало эстрадных вещей, но солисты старались поставить свой яркий заключительный аккорд в финале фестиваля. На сцену выходили как старые знакомые, так и новые местные артисты. Кроме необычного амплуа академического певца Романа Аббасова внимание заслужила вокалистка Наталья Сорокина, принесшая в филармонический коллектив новый репертуар и своеобразную манеру исполнения.
***
В целом фестиваль пришелся тольяттинским слушателям по душе, и организаторы уже рассматривают возможность воплощения новой идеи. Речь идет о проведении весеннего фестиваля «Время сирени». По предварительным данным, он будет проводиться на площадках трех районов города, включая филармонию, ДК ТОАЗ и Православный институт.

* Музыковед, преподаватель Тольяттинского музыкального колледжа имени Р. К. Щедрина.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 4 февраля 2021 года, № 3 (200)
Tags: Культура Тольятти, Музыка
Subscribe

  • …и о погоде

    Светлана ЖДАНОВА * Телевизионное прошлое, что называется, не пропьешь: сложно сменить угол зрения, и знаменитое «и о погоде»…

  • Право выбора

    Рубрика: Что же вы со своей малой родиной-то делаете? Дмитрий СТАШЕНКОВ * Культурная жизнь Самары очень насыщенна. Даже простой перечень…

  • Пока мы чувствуем, мы живы

    Моя близкая подруга в день рождения внучки, да под Рождество, решила подарить ей поход в театр. Праздничные, в радостном предвкушении, они пришли…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments