Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Новые жизни Аллы Коровкиной

Сегодня – круглый день рождения художественного руководителя театра «САМ «Доктор Чехов» Аллы Коровкиной. С днем рождения, Алла Венадьевна!

Галина ТОРУНОВА *

Жизнь – штука непредсказуемая, но очень интересная. Особенно заметны ее изгибы и извивы, когда встречаешься с человеком не каждый день, а время от времени. Заметили, как растут чужие дети, которых видишь не каждый день? То же самое, только в еще более удивительной форме, предстает перед тобой, когда ты сталкиваешься вдруг с человеком взрослым, уже как бы сформировавшимся, о котором ты уже сложил какое-то мнение, который, как тебе кажется, тебе уже известен. Не претендуя на абсолютное знание судьбы и личности Аллы Венадиевны КОРОВКИНОЙ (в силу вышесказанного), боясь ошибиться в неких оценках (кто знает, чего от нее еще ждать)…


[Spoiler (click to open)]
Впервые увидела я Аллу Коровкину, молоденькую артистку, выпускницу Дальневосточного государственного института искусств, в 1982 году в спектакле Сызранского драматического театра имени А. Н. Толстого. Она играла Наташу в «Трех сестрах» А. Чехова. Вместе с ней из Владивостока через всю страну приехали ее однокурсники: Елена Туринская и Сергей Степанченко. Можно сказать сегодня, что именно эти трое молодых, свежих сделали спектакль одним из самых значительных в истории Сызранского театра.
Позже я узнала, что инициатором этого «выезда» в центральную Россию была Алла: говорят, в Сызрани жила ее бабушка. «Три сестры» были показаны в Куйбышеве, и Пётр Львович Монастырский забрал Туринскую в свою труппу. Вскоре Сергей Степанченко уехал в Москву, в театр «Ленком». А еще через год в труппу Куйбышевской драмы перешла и Алла Коровкина. Следует отметить, что она до сих пор числится актрисой этого театра, правда, на сцене мы не видели ее давно.
Странная история. Ведь она сыграла за тридцать шесть лет около сорока ролей: больших, маленьких, главных и второстепенных. У нее определилось свое четкое место в труппе. По старым меркам ее амплуа можно было бы отнести к «инженю-кокетт», а позже – к разряду «гранд-дам». В ее репертуаре явно прослеживается уклон в зарубежную, чаще комедийную драматургию, где она была хороша, и можно сказать, что сегодня в труппе актрисы такого плана нет. Тем более что выглядит Алла Венадиевна и сегодня очень стильно. Не случайно в 2011 году актрисе был дан бенефис.
В тот первый сезон я увидела Коровкину в спектакле «Двенадцатая ночь» Уильяма Шекспира. Тогда один из моих приятелей заметил, что это «самые красивые ноги» в куйбышевской театральной среде. Особенно притягательно они смотрелись в спектакле «Яма», где в полосатых колготках вертикально торчали из груды женских тел: так придумал Монастырский пролог спектакля.
Жадность актерская известна давно. Вот, в какой-то момент Алла спросила меня, нет ли какой-нибудь пьесы на двоих для самостоятельной работы её и мужа, начинающего режиссера Олега Скивко. Я вспомнила «Двое на качелях» Уильяма Гибсона. Олег поставил это в подвальчике на улице Куйбышева, в доме рядом с Центробанком, но с Еленой Туринской. В общем, всё как бы устоялось. Была в труппе прелестная актриса с хорошей фигурой, не первая героиня, но заметная и нужная. Были у нее муж-режиссер (правда, другого театра), дочь, не мечтающая об актерской карьере. Всё хорошо.
И вдруг в 2008 году она превращается в Аллу Венадиевну, педагога актерского мастерства на курсе Вячеслава Гвоздкова в Самарском филиале ЛГИТМиКа. Она выпускает этот курс и делает с ним свои первые режиссерские работы: «Наша кухня» и «Коля + Оля» по пьесе Леонида Андреева «Дни нашей жизни».
В 2016 году она вместе с Вячеславом Алексеевичем набирает новый актерский курс, теперь на базе Университета Наяновой. Однажды я встретила ее вместе со студентами на городском кладбище. Они прибирали могилы актеров Куйбышевской/Самарской драмы. То есть она стала для них наставником, приучающим их беречь память людей, создававших славу их театра. Мне кажется, это близко к понятию «Учитель».
Примерно в эти же годы Алла Коровкина начала писать пьесы, точнее, стала проводить читку своих пьес. К 2014 году, когда она создала свой театр «САМ «Доктор Чехов» (Самарская актерская мастерская), у нее уже было написано несколько пьес. Сегодня их в «портфеле» Аллы Венадиевны уже девять (о которых мне известно), может быть, и больше. Ее пьесы идут в ее театре, в ее режиссуре, что очень хорошо. Но они уже известны за пределами нашей области, потому что Алла читает их на разных литературных конкурсах и драматургических лабораториях, а также ставит в театрах разных городов: в Уфе, Даугавпилсе... Через год после открытия театра она повезла небольшую труппу в Провинстаун (США), в город, где родился американский литературный театр, на фестиваль памяти Юджина О’Нила.
Надо объяснить, что труппы в театре «САМ «Доктор Чехов» нет, каждый раз на спектакль Алла приглашает профессиональных актеров разных самарских театров, но все-таки круг этих артистов достаточно определен. Не оставляет она без внимания своих бывших студентов, ведь для учителя они – всегда ученики. Очевидно, что у нее одновременно, но, скорее всего, не неожиданно, прорезались новые таланты: педагога, режиссера, драматурга и великолепного организатора.
Интересно, чем еще нас удивит и порадует Алла Венадиевна Коровкина, отпраздновав свой юбилей, с которым мы от всей души поздравляем ее, ее близких и всех нас? Удачи ей во всем!

* Театровед, кандидат филологических наук, член Союза театральных деятелей и Союза журналистов РФ.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 4 февраля 2021 года, № 3 (200)
Tags: Театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment