Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

РАБСТВО СВОБОДЫ – ВСЁ-ТАКИ УЖЕ НЕ СОВСЕМ РАБСТВО

Добрый вечер. С вами я – Виктор Долонько – в «Трудный понедельник». В программе, автор которой убежден: для того, чтобы стать нравственным, нет совершенно никакой необходимости быть несчастным, а вот верить лучше всего молча, не мешая другим усердно молиться.

***

На первый вопрос, который я получил ещё до того, как вывесил анонс программы: «Есть ли альтернатива насаждаемому государством православию?» – можно ответить односложно: нет.

В том смысле, что нынешняя светская власть в постсоветской России не имеет никакой собственной идеологии, способной составить конкуренцию какой-либо идеологии религиозной – христианской, мусульманской, иудейской, буддистской – не имеет значения.

В самом вопросе есть лукавство, касающееся «насаждения» религии. Это не так. Государство, которое занялось бы «насаждением» какой-нибудь религии, могло претендовать на отношение к себе как к институту, озаботившемуся проблемами морали, поисками смыслов, будущим, в конце концов.

Это государство можно было бы начать критиковать, приводить контраргументы, доказывать, что в многонациональной, многоконфессиональной стране, на территории которой издревля в мире и относительном добрососедстве проживают народы с различными укладами культур, опасно вести политику насильственного воцерковления.

Это можно было бы делать, но современное государство ничем таким не занимается. Оно, элементарно, не считает необходимым участвовать в формировании – как это в бюрократических циркулярах прописано – «качеств человеческого капитала». Я не сожалею о временах обязательного политпросвета с мантрами про моральный кодекс строителя коммунизма, я мечтаю о том времени, когда о моральности поступков представителей государственных структур можно будет говорить и без смеха, и без клокочущего гнева.

А на фоне пассивности современного государства в любых вопросах – кроме самообогащения и обеспечения собственной безопасности – любое активное действие любой из церквей выглядит «насаждением».

Я не говорю сейчас и о необходимости «национальной идеи». В её поисках, наверное, есть смысл, но надеяться, что поиски эти, прими они массовый характер, поспособствуют в настоящее время сплочению народонаселения в нацию – бессмысленно. Ничего не получится. Нельзя освоить интегральное исчисление без знания элементарных правил арифметики. До национальной идеи нужно попытаться убедить людей: для того, чтобы выжить, нужно начать трудиться. Дело делать – рабочее, крестьянское, юридическое, преподавательское, врачебное. Д-е-л-о.

И доказывать нужно не проповедями, а жизненными примерами.

Вот слушаем мы «айфончика», который как заезженная пластинка талдычит: нужно сократить число студенческих мест на специальностях «юриспруденция» и «экономика». Не нужно. В стране повальной юридической неграмотности и экономического невежества – не нужно. Тем более, что главная абитуриентская очередь выстроилась на специальность «на три буквы» – ГМУ – государственное и муниципальное управление.

Потому что общественная мораль формируется с оглядкой на практику. А какова практика? Нельзя «подняться» (то есть обеспечить потребности и защитить себя и своих близких), честно трудясь, – только, если удастся пристроиться к вентилю, а – ещё лучше – к чиновничьему креслу.

Нынешние системы – и государственно-политическая, и экономическая – построены «троечниками», к труду (в первую очередь, к управленческому) неспособными и стремящимися накормиться с любого активного действия гражданина, который воспринимается ими как «подданный». Один высокопоставленный самарский чиновник, которому предложили руководящий пост в одной из крупных местных компаний, отказался, объяснив: «Витя, я разучился работать, я умею только распределять».
Показательно, что граждане в массе своей соглашаются с нехитрой схемой, стремясь попасть в число избранных даже ценой отказа от моральных принципов. Самые деятельные же не считают необходимым вступать в непримиримую борьбу с аморальным государством и, не обращая внимания на насмешки в свой адрес, всё-таки продолжают работать, уводя своё Дело в «тень». Сейчас в этой «тени», по подсчетам Всемирного банка, 45% реальной российской экономики. Ещё чуть-чуть и государство-«паразит» рухнет само, по формуле так ненавистного «гаранту» Карла Генриховича Маркса.

Церковь в этой ситуации – институт, пытающийся спасти общество от очередного взрыва. Спасает она без какого-либо заметного результата – гнилостные процессы не могли не затронуть и церковь. И в ней на каждого Владимира Вигилянского и Георгия Митрофанова есть в десятки раз больше разнообразных чаплиных да кураевых.

Образцов современных у церкви практически нет, а исторические примеры мало кого убеждают – ведь с историей всегда вели себя как с девкой по вызову, а последние двадцать лет – ещё и с особым цинизмом. Без современных же образцов разговор о морали не клеится. Да и иерархи в значительной массе – хозяйственники, беспокоящиеся о своем бизнесе, а не о душах.

И от кого «ждать избавленья»? Только от себя. Начать доверять себе, своим чувствам, своему опыту, своей способности не совершать подлости. Затем – научиться доверять близким, семье, товарищам. Доверять, а не уверовать, и не печалиться от того, что быстрый результат не достижим.

Не поддерживать воров, не покупаться на их обещания. Но и помнить – если кто-то утверждает, что способен вывести вас из тупика, то обязательно найдется другой, который вернет вас обратно.

***

В тупик ничегонеделания, где живут разнообразные «глюки». Это я подошел к ответу на второй вопрос: «Что мешает Вам забыть о Гельмане как о вчерашнем снегопаде, особенно, если улицы так и не завалило, несмотря на прогноз?»
Отвечаю. Вначале с легкостью необыкновенной я удовлетворился моделью «Культурного альянса» как такого нового явления Бендера со товарищи. Плюнуть и забыть – аферисты, зато веселые. Какой от них вред? Насмешат – и ладно.

Пока аферисты не начали стекаться уже не умозрительно, а «вживую». И мой товарищ, неизменный собеседник по «Трем Богатырям» Валерий Бондаренко обратил внимание, что к ватаге милого, доброго и справедливого героя, любимца всего народа российского эта компания отношения не имеет, а больше похожа на пародийный слепок со свиты Воланда.

Есть пророк, с претензией на афористичность, но не дружащий с логикой и правилами грамматики, что, впрочем, не мешает ему увлечь молодежь переходного, тридцатилетнего, возраста. Переходного – из состояния революционеров с именами Делеза, Жижека и Дебре на устах – в добропорядочные буржуа, пытающиеся из своих эстетических пристрастий делать бизнес. Эти «стареющие юноши» на любую критику Гельмана гундят о том, что и «Иисуса вначале большинство отвергло».
За пародией на Мессира, между тем, прибыл преодолевший былую субтильность «Коровьев», немедленно подписавший договор о сотрудничестве. Вскорости ожидается «Азазелло» – как только освободиться от забот с премьерой «Горя от ума». Там и «Гелла» с «Бегемотом» подскочат.

Похоже, готовится «Сеанс черной магии» – мероприятие с точки зрения прочистки мозгов участвующих наиполезнейшее, но лучше, уж, знаете на ошибках других, чем на собственных. Да и никто не сможет в точности утверждать, что Мессир будет спокойно взирать на то, как его неталантливо пародируют. И неизвестно, какая в этот раз судьба уготована новейшим варенухам и лиходеевым.

Больше о шлёп-компании – ни слова. Но теперь, во всяком случае, никто не сможет упрекнуть, что «их не предупреждали».

***

На третий вопрос: «Что ждет нас при свободных выборах?» – я уже отвечал не единожды, но раз есть запрос, значит, ответ был не столь выразителен.

«Свободные выборы»? Это какие? Когда каждый человек голосует, исходя из своих представлений об устройстве государства, о законодательстве, об экономике, о культуре, образовании и так далее? Если вы считаете именно таким образом, советую вам, выйдите из дома, походите по улицам родного города, лучше поздним вечером, постойте в очередях, потолкайтесь в местах массовых собраний. Прислушайтесь, о чем орут друг на друга ваши достойные земляки, на каком языке они это делают, с использованием каких словесных оборотов и структуры образов.

Вы уже гуляли и прислушивались? Тогда о чем вы ностальгируете? Даже если завтра выборы вдруг станут с какого-то перепуга свободными.

Не забывайте, что всеобщее избирательное право в настоящих условиях не самый лучший ваш помощник. Два с половиной тысячелетия назад три тысячи обладавших правом свободного волеизъявления портовых грузчиков и проституток приговорили Сократа к смерти. Таково было их представление о законе и морали.

«Что из этого следует?» Следует поступать по совести, уважаемые слушатели «Эха Москвы», и не переживать, когда окажется, что нас с вами в совокупности не более 10%. Значит не всё ещё потеряно. Значит, против административного ресурса одних и агрессивного невежества других у вас есть мощное оружие – интеллект и совесть. То, чего нет ни у тех, ни у других наших с вами оппонентов. Используйте эти качества по назначению.

***

До встречи в четверг в очередном «Горчичнике». С вами в «Трудный понедельник» были Виктор Долонько и звукорежиссер Альберт Шангин.

Текстовая версия радиопрограммы «Трудный понедельник» на «Эхе Москвы в Самаре» от 14 ноября 2011 года. Звуковая версия в ЖЖ по адресу: http://echosamara.livejournal.com/
Tags: Власть, Выборы, Гельман, Культура, Культурный альянс, Мораль, Самара, Церковь
Subscribe

  • «Мы с тобою одной крови, ты и я…»

    Ольга ГОРОДЕЦКАЯ Самара и Сицилия… Что может быть общего у двух этих слов, кроме первой буквы?.. На моей уже полувековой памяти слово…

  • Роман о клезмерах в 5 частях с прологом и эпилогом

    Ольга КРИШТАЛЮК * Пролог Время нынче тревожное, дорогой читатель! Карантинное затишье пугает не только неизвестностью ближайшего…

  • Евразийский оракул

    Ольга ЖУРЧЕВА * Сегодня исполнилось 130 лет со дня рождения Николая Сергеевича Трубецкого. Трубецкой кажется парадоксальной личностью. В…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments