Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Центр – всегда на грани

Анна СИНИЦКАЯ *

Актуальная поэзия – вещь трудноуловимая. Для так называемого массового читателя актуальные тенденции в современной литературе, тем более в поэзии, – это некий неизведанный материк. Это подобное контурной карте пространство смыслов обманчиво в своей пустоте, но и содержание его не проявлено. Заполнение этих контуров – каждый раз новый эксперимент для читателя, чреватый неожиданными последствиями.

Что такое «актуальное искусство»? Чем modernity отличается от contemporary art? Последнее предполагает не современность вообще как таковую (ибо размыты границы современного и вмещается в них множество всякого разного, в том числе и весьма архаичного), а риск и поиск, сдвиги языка и смысла. И вот перед нами самарский поэтический сборник, показывающий, как эта самая «сдвигология» создавалась людьми, причастными к самарской земле.
«Антология актуальной поэзии»? Звучит как оксюморон. Антология – слово заумно-тяжеловесное. Рисуется в воображении эдакое солидное издание. Вообще-то, «антология» в переводе с греческого – «собрание цветов», то есть лучшее, избранное. В истории мировой поэзии многие антологии – это сборники подражаний «античному», классическому стилю. И сборники эти часто свидетельствовали об определенном истощении творческих форм, завершенности литературного этапа.

[Spoiler (click to open)]
Ни одной из этих характеристик сборник самарской актуальной поэзии, вышедший в поэтической серии «Вестника современного искусства «Цирк «Олимп» **, не соответствует. Напротив, он нарушает все ожидания, которые обычно связаны с такими изданиями. Составители смело могли бы назвать свою книгу «анти-антология» или «не-антология» – и были бы правы.
Во-первых, потому что перед нами – свидетельство как раз самой гущи литературной жизни поэтической Самары, которая вовсе не собирается истощаться, а совсем даже напротив. То затухая, то разгораясь вновь, эта самая поэтическая активность жива здесь и сейчас.
Во-вторых, потому что предлагаемый сборник – это, конечно, важный срез культурной жизни, но совсем не обязательно воспринимать все напечатанное как «лучшее», «избранное». Иногда даже кажется, что в этом избранном – много случайного. И далеко не все тексты, собранные здесь под одной обложкой, принадлежат единомышленникам. И уж тем более нет ничего в антологии «классического», хотя часть авторов, представленных здесь, вполне себе классики и по возрасту, и по количеству почитателей и учеников. Но уместнее было бы воспользоваться излюбленным образом Виталия Лехциера, одного из неизменных кураторов проекта «Цирк «Олимп»: перед нами – черновик поэтического процесса.
Нет ничего помпезного и «солидного» (тексты уместились на 102 страницах). Нет завершенных форм, нет никаких подведенных итогов, а есть изломанные линии горизонта. Метафора, вынесенная в заголовок, имеет и другое значение: грань стекла – это стекла с биопсией, с гистологическим материалом. Поэзия и современность предстают зоной наблюдения и препарирования («медицинские» образы – важнейший инструмент поэтического языка сегодня). «Культурный срез» по живому.
И если уж искать логику издателей, которые выбирали и отбирали тексты для книги, то это, скорее, попытка нового манифеста. Или, вернее, попытка задать вопрос: возможен ли он, этот манифест современного поэтического сообщества? Именно это подчеркивали кураторы и в виртуальной презентации книги: важен голос «нового работающего профессионального сообщества в области актуальной поэзии», «событие сборки такого сообщества».
Я рискну взглянуть на факт появления антологии не глазами специалиста в области актуальной поэзии (на такой статус совершенно не претендую, хотя филологу трудно сделать вид, что ему совсем не слышно голосов поэтов-современников), а глазами читателя, который хотел бы понять, почему эту книгу стоит открыть. Как бы трудно ни складывались у него отношения с актуальным словесным творчеством и с поэзией как таковой.
Книга представляет три самарских поэтических поколения (среди участников – поэты, чьи годы рождения помечены рубежами от 1960-х до 2000-х годов). Пожалуй, в этом принцип антологичности соблюден: показана динамика во времени. Каждый из этих авторских голосов индивидуален и выражает неповторимый поэтический опыт. Эти три слоя и были отмечены книгоиздательскими рубежами: первый сборник такого рода – это знаменитый «Диалог без посредников», в котором отражены поэтические подборки по следам встреч в Самарской гуманитарной академии, в Самарском литературном музее, те же «цирколимповские» тексты (составитель Сергей Лейбград, 1998). Второй сборник, обозначающий «молодую» экспериментальную поэзию, вышел в 2006 году под эгидой областной юношеской библиотеки и назывался «Самарский верлибр: свободный стих от поколения к поколению».
И вот перед нами третий сборник. В нем можно увидеть разные временные пласты самарского письма, почувствовать энергию языка, болезненные разрывы в его ткани. Вся антология – это еще и картография тектонических сдвигов самой поэтической речи: поэзия Сергея Лейбграда, тексты Галины Ермошиной, Александра Уланова, Елены Богатыревой соседствуют со стихами Кирилла Миронова, Юрия Бабединова, Светланы Бубновой, Алексея Ларина (номинирован в прошедшем году на премию Алексея Драгомощенко), Кати Сим и многих других.
***
Что изменилось за прошедшие двадцать пять лет?
Совсем недавно в стриме «Метажурнала» состоялась онлайн-презентация антологии (при желании читатели смогут найти это обсуждение на YouTube). В разговоре участвовали Сергей Лейбград, Павел Банников, Людмила Казарян и Алексей Масалов. И прозвучали – пусть и в другом контексте – те же вопросы, которые когда-то и послужили творческим импульсом для самарского поэтического проекта. Его развитие во многом определялось идеей децентрализации. Как отмечают сами инициаторы, нужно было манифестировать роль малой литературы, ценность региональных инициатив, не связанных с большими нарративами. И если история литературного письма не зависит от географии (можно публиковаться в российских столичных журналах, живя хоть в Ивантеевке, хоть в Тольятти, хоть в Канаде), то само понятие провинциального – в хорошем смысле – пространства подразумевает, что есть местные культурные активности (сообщества, издания, фестивали). И они, эти активности, развиваются. А поэтические сообщества не изолированы, а взаимодействуют друг с другом. И тогда на литературной карте будет обозначен символический ресурс, который не будет вторичным по отношению к столицам, но будет принадлежать локальному контексту.
В случае Самары – это огромный перечень имен, которые не нуждаются в градации «столичности».
В свое время в самарском сюжете отметились и Дмитрий Воденников, и Тимур Кибиров, и Александр Макаров-Кротков. И история самарской неподцензурной литературы (скотофутуризм Георгия Квантришвили 90-х). И совершенно фантастическая биография Александра Ожиганова, прожившего в Самаре двадцать лет. И «поколение Орфея» (выражение Кати Сим) – тех, кто родился в 80-е. И тех, кто пришел позже.
Впрочем, кажется, появление антологии свидетельствует о том, что многие вопросы повторяются. По-прежнему хочется дистанцироваться от пафоса и избегать слова «поэзия». Вновь актуализируется образ: Самара/Куйбышев/Самара – это постоянное движение «на границах», это точка переходного состояния. Город, который собирает перебежчиков и ссыльных. Город, сначала предельно открытый всем ветрам, потом закрытый и придуманный. Вечная «запасная столица» снова рифмуется с образом вечного транзита – универсальным образом русской словесности.
Но жизнь поэтических сообществ зависит от их открытости. И самое интересное в культуре происходит на краях, на гранях, на маргиналиях, независимо от официальных институций. А центр – везде и нигде. Интернет-измерение усилило это ощущение многократно. «Сеть/ризома» – вроде бы уже и истертая метафора.
Но почему-то сейчас ее понадобилось артикулировать вновь.
Децентрализация продолжается.

* Кандидат филологических наук, главный библиограф СМИБС.
** Движение на грани стекла: Антология самарской актуальной поэзии. – Самара: «Цирк «Олимп» + TV», 2020. – 102 с.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 21 января 2021 года, № 1–2 (198–199)
Tags: Литература, Поэзия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment