Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Евгений Казнин. Кистью и пером

Светлана ШАТУНОВА *

В 32 года осознал, насколько верно (бессознательно, но чувствовал подсознательно) Предназначение Художника. Творчество – Безграничная свобода – Ты Творец.
Евгений Казнин

В 2005 году в Самарском художественном музее проходил конкурс молодых художников «Открытый город». Самой насыщенной по количеству участников оказалась номинация «Живопись. Графика». Музей кипел, художники шли нескончаемой чередой, несли картины, фотографии. Одним из тех, с кем мне довелось тогда познакомиться, был Евгений КАЗНИН. Знакомство оказалось недолгим, но запоминающимся.

Казнин Евгений Юрьевич (1974–2007). Родился в Клайпеде (Литва). Там же учился в изостудии. В 1988 переехал в Самару. Окончил Самарское художественное училище (1994). Принимал участие в выставках «34 автопортрета» (2003), «ТУДА» (2004), «Открытый город» (2005–2006), «Течения. Самарский авангард 1960–2012», «Символы места. Опыт локальной художественной психогеографии» (2013), «Утро над краем мира» (2014, персональная).

Евгений Казнин – герой художественной фотосессии Сергея Савина

[Spoiler (click to open)]

Мне захотелось купить у Жени картину. Выбрала «Сирень на Бахиловой поляне». Такая фактурная, текучая живопись, ранняя весна, сирень цветет. Спрашиваю: «Сколько стоит картина?» Он отвечает: «Мне нужны деньги только на краски, давай 500 рублей». – «Это слишком мало», – говорю я. Женя очень жестко и безапелляционно сказал, как отрезал, что ему надо только 500 рублей. Я не стала спорить, хотя не могла понять, как можно почти даром отдать работу, ведь картины были ему как дети.
А как он их упаковывал, чтобы привезти на выставку: аккуратно связанные какими-то разными шнурами, но все по размеру, как положено. Всегда на обороте указано название, проставлена дата и дан сопровождающий текст (при необходимости), работы хоть и в простых, но крепких рамах. Педантизм, скрупулезность в подаче и оформлении удивляли. Это как-то совсем не вязалось с его внешним видом – невысокий, худой, волосы колючим ежиком, большие очки, странная манера держаться.

Евгений Казнин. Автопортрет. 1994

Но при всей внешней экстравагантности он был невероятно добрым и отзывчивым. Вспоминается мне один случай. Как-то летом в отдел музея на площади Куйбышева залетел стриж, забился высоко под лампу (а высота там метров 6!) и совершенно не собирался улетать. Женя решил помочь – привезти из дома (а это, на минуточку, в 15 микрорайоне) сачок, чтобы поймать этого несчастного стрижа. Когда я увидела Женю, даже испугалась: лысая голова со шрамом, замазанным зеленкой, после операции. Очки казались еще огромнее на похудевшем лице, а тело стало совсем тщедушным. Стрижа мы все же спасли. Вот такой он был – необычный. И в жизни, и в творчестве.
Что сказать, кроме линий по чистому листу?..
Что увидеть?! – подснежники, ростки ландышей,
До безумия чистое небо сквозь малиновые кончики,
Через рощицы березовые, белые, сероватые в дымке
Розовых почек, краску озимой зелени, что кажется издалека
Выкрашенным яркой зеленью забором, – лентой через поле
и дальше, дальше, дальше, теряясь в лесопосадках и группах –
островах диких Деревьев.
Розовые пятна ходят далеко между зеленого начинания ив…
Пропадают… Появляются. Исчезают навсегда…
Кем, Чем Быть во всем этом Величии…
2002
Женя выбрал путь художника с детства, писал кистью, пером – и изобразительным, и литературным языком.
После трагической смерти сына, в 2013 году, мама Жени, Эльвира Владимировна Казнина, его самый близкий человек, его Тео, подарила большую часть живописи и графики Самарскому художественному музею. Работы созданы в период с 1993 по 2007, со времени окончания художественного училища и до его гибели.
В 2014-м мы сделали выставку, друзья издали книгу «Как странно быть», собрав вместе и художественные произведения, и мысли из записных книжек. На обложке автопортрет Евгения Казнина 1994 года. На ярко-желтом фоне нескладная фигура в черном пиджаке. К раструбу белого свитера «приставлена» голова – встревоженный взгляд, поджатые губы; напряженная поза – невероятная степень концентрации: вот-вот «взорвется» новой идеей или новым опытом над собой. Он любил работать в состоянии «измененного сознания», сам не знал, что получится, экспериментировал, пробовал, искал, изучал, наблюдал, делал выводы. Не мог по-другому.

На совместной выставке Евгения Казнина и Олега Дальнова «Спутанные нити». Музей Алабина. 2005

Как точно отметил Константин Зацепин: «Творчество было для Казнина сродни духовной практике. Ему удалось запечатлеть моменты почти экстатического, полного психологического погружения в созерцаемый ландшафт. Основным Местом, в котором совершались подобные практики, были Жигули, чье энергетическое пространство интересовало художника во всей полноте его воздействия на сознание. Изучая тонкие связи элементов пейзажа, а также связанную с ним мифологию и метафизику, художник активно пропускал их сквозь собственный, крайне субъективный, визуальный опыт. Место реального мира на картинах Евгения в итоге занимает воображаемый, фантасмагоричный мир со своими устойчивыми чертами и психоделической цветовой гаммой».
В этом сюрреалистичном Женином мире растут гигантские вангоговы подсолнухи – как живые существа с лепестками-щупальцами, обитающие на какой-то обособленной, почти необитаемой планете (а может, это планета Маленького принца?). Цветовые сочетания иссиня-черного и желтого вносят сумрачную, тревожную и очень пронзительную ноту.
Какие-то узнаваемые реалии (домик тети Вали, например) вдруг уносятся в космическое пространство и существуют уже в другом, нездешнем измерении. Как один из его любимых художников, Михаил Врубель, погружал своих героев в свой мир, пропуская через свое сознание, так Женины герои живут в его мире снов и грез.
Часто на его картинах появляется условная, несколько геометризированная фигура человека – одинокого странника или созерцателя, смотрящего на мир со стороны, изучающего его, пытающегося проникнуть в его тайны. Так и сам художник – тот же одинокий странник, блуждающий среди снов и видений, изредка оказывающийся с нами рядом и опять растворяющийся в лиловых мирах подсознания.

Те, кто начинают Видеть, больше не используют глаза, все тело становится один Глаз, видящий на уровне Чувствознания во всех направлениях одновременно, все тело становится жгутом нервов, местами стянутым ремнями Намерения из сырой Кожи.

В картинах художника нет ничего статичного, в них все в движении: мелкие дробные мазки концентрируются в водоворот; словно воронка, затягивает темная сердцевина подсолнуха – или это черная дыра? На его полотнах проявляется невидимое глазу обычного человека. Так же в свое время изображал невидное и Валентин Пурыгин, нагружая свои холсты сонмом эсхатологических персонажей или языческих богов. Оба они умели погружаться в ландшафт Самарской Луки, проникать вглубь видимого и тонко кожей чувствовать энергетику места.

Посмотри и Увидь однажды
в Храме тихого серого дня Октября,
как обтекает, проникая вокруг каждого
листика тополя, березы, дуба, что-то
незримое, трепещущее – живое.

Как-то при встрече Женя пригласил меня к себе посмотреть новые работы (было это зимой 2007 года), решающей оказалась фраза: «Приходи, я же долго не проживу». Я пришла. Жили они с мамой на улице Лесной, в двухкомнатной квартире в пятиэтажке. Прежде чем войти в мастерскую, Женя завязал мне глаза. От этого стало не по себе. Но зато взгляд не рассредоточился на мелочах, а сконцентрировался на картине, стоящей на мольберте. Это была работа из новой серии «Сосны сознания». Полыхающие стволы сосен – главные герои цикла, горящие, словно с содранной кожей. Напомнили мне картину Пурыгина «Весна идет», где на фоне свинцовой тяжести неба «загораются» красные стволы деревьев, окровавленные, стоят они с содранной корой. В этой весне нет радости обновления, в ней звучат тревога, предчувствие беды.
Совершенство
Бесконечности
Одного
Мига
Этой
Весны.
В точности,
как Единичность
Ручья.
Он один
На всю Землю,
Один.
Его сеть по всей Земле.
2001
Графика Казнина – четкая, детализированная, граненые формы дробятся, разрушая плановость, местами лист почти полностью испещрен штрихами-паутинками. Блуждая взглядом по листу, ты словно попадаешь в сюрреалистический мир художника, путешествуешь в нем, как Алиса в Стране чудес. Ты вдруг делаешься маленьким и смотришь снизу вверх на огромные колосья или подсолнухи, они склоняют над тобой свои тяжелые головы, а сверху медленно ползет улитка – или это гусеница, курящая кальян?

Евгений Казнин. Космос и Степь. Стрекоза и Колос. 2003

Червяк сидел себе на шляпке сложа руки и преспокойно курил длинный кальян, не обращая ни малейшего внимания ни на Алису, ни на все окружающее…

Женя работал с чувством безотлагательности. Он торопился создать как можно больше за отведенное ему время.
На просторах Интернета нашла статью «Трагический свет Жени Казнина» Вадима Карасева, который спросил Женю, ощущает ли он себя человеком своего поколения – поколения родившихся в 70-е. «К какому бы поколению человек ни принадлежал, – ответил Женя, – его более всего волнуют вечные вопросы: что есть добро и зло? Что есть жизнь и смерть? Что такое сон? А непонимание одного поколения другим – проблема зачастую надуманная. Если бы это было не так, я не чувствовал бы так остро ван Гога – человека, который жил совсем в другой стране и в другом времени…» Теперь и сам Женя принадлежит уже не нашему времени. Но остались его картины, которые предлагают снова и снова задуматься над вечными вопросами жизни».

Я Ни о Чем Не Жалею. Кроме практических опытов, имеющих целью – Узнать трансцендентность и многослойность Множества, Множества Миров-Космосов, подобно гранату, где между зернами тончайшие перегородки. При всем этом все наши Боги, Представления, Устройство Жизни, Знания – укладываются в оном зерне.
Следуя выбранной аллегории задача была – практически «прокалывать отверстие», дабы Заглянуть в зерно соседнее. И последнее: «Гранат» Сотен Миров имеет свою форму-оболочку-Ограниченность и Опять же где-то Находится. Может, за его границей и есть НИРВАНА (2006).

* Член Ассоциации искусствоведов России, заведующая научным отделом Самарского художественного музея.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 21 января 2021 года, № 1–2 (198–199)
Tags: Изобразительные искусства
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment