Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Технологии, поэзия и сообщение

Илья САМОРУКОВ *

Мне нужно отдать свой голос
За того, кто не готов передать
Свой голос
Я отдаю свой голос за того,
Кто не готов
Аут-группа «Муха»

Наступил 21-й год XXI века. Исторический для всего живого человечества пандемийный 2020 год закончился. В прошлом году мы своими глазами увидели, как работают культурные институции в ситуации угрозы заражения опасным для жизни вирусом.
Ситуация похожа на сюжет художественного произведения. Искусство дает возможность смотреть на вещи в непривычном свете, но оно проигрывает в этом угрозе жизни. В 2020-м очное посещение культурной институции, с точки зрения эпидемиологии, таило в себе эту угрозу, нам рекомендовали и приказывали оставаться дома, изолироваться, закрывать нижнюю часть лица маской и соблюдать социальную дистанцию.
Наше повседневное поведение стало определяться научным представлением о движении невидимых человеческому глазу внеклеточных агентах и ежедневными сводками о количестве зараженных и погибших. Что в это время могли делать культурные институции? Они транслировали послания в цифровую среду и придумывали новые «карантинные» форматы работы с публикой.

[Spoiler (click to open)]
На деятельность самарской галереи «Виктория», которая за 15 лет стала ведущей в городе частной арт-институцией, пандемия не оказала существенного влияния. Если судить о самарской культурной жизни 2020 года по активности «Виктории», то ее темп и интенсивность ничуть не снизились: во время карантина галерея открыла выставку «Сад утопии», участвовала в первой совместной онлайн-«Ночи музеев» и в межмузейной акции «На балконе». Раньше всех стала принимать посетителей, организовала уже вторую «Квартирную триеннале», открыла новый зал, торжественно отметив 15-летие, и в конце года провела премию собственного имени, где отметила наиболее значимые проекты самарских художников и сторонних институций.
Премия галереи «Виктория» проходит уже второй год подряд. Лауреату предоставляется возможность сделать выставку. В 2020-м премию вручали в новом зале Victoria Underground, где еще висела выставка прошлогоднего победителя. Вручение премии совпало с проводами уходящего года и превратилось в подведение итогов функционирования современного искусства в Самаре.
Премия напомнила о прошедших проектах и выставках и наглядно представила тенденции современных художественных практик, благородно исключив из них проекты и выставки галереи «Виктория». Жюри премии, куда входили кураторы самой галереи, показывает самарскому сообществу, что еще есть в местном современном искусстве, кроме самой «Виктории».
В этом смысле учреждение премии галереей выглядит немного странно. Любая премия – это форма признания одного другим. Субъектом премии в данном случае выступает тот, кто сам мог бы оказаться ее объектом. На примере «Виктории» можно увидеть, как галерея выступает в роли идеолога и критика искусства, как интеллектуальные и вкусовые установки сотрудников галереи и других членов жюри (среди которых – самарские художники Александр и Ольга Филимоновы, самарский фотограф Кристина Сырчикова и участник петербургской группы «Что делать» Дмитрий Виленский) определяют «культурную политику».
Премия галереи «Виктория» – это не зрительская премия с голосованием по Сети, как это было на исчезнувшем в 2020-м году интернет-портале «Большая деревня», это премия представителей художественного сообщества для представителей художественного сообщества.
Премия состояла из 3 номинаций: «Лучший персональный проект», «Лучший кураторский проект», «Лучшее произведение до 2019 года».
В шорт-лист лучшего персонального проекта жюри выбрало:

  1. Марка Берне. Identity – «за высококачественное воплощение и смелое раскрытие актуальной темы»;

  2. Илья Борзунов, Дарья Каракулова, Анастасия Тихомирова. «Обитель его несовершенства», «Ползучесть» – «за обращение к актуальной теме с применением новейших технологий»;

  3. Михаил Горелов. Energy Element – «за размышление на тему консьюмеризма в яркой авторской эстетике»;

  4. Аут-группа «Муха». «Рынок идей» – «за развитие форм искусства участия в Самаре»;

  5. Стрит-арт-проект «Шукальский» – «за создание лирического героя в стрит-арте».


Названия номинаций, какими бы риторичными или формальными они ни были, обозначают ценностные установки жюри. В художественных практиках галерея «Виктория» в 2020 году поощряет раскрытие уникальной темы, новейшие технологии, тему консьюмеризма в яркой авторской эстетике, развитие форм искусства участия.
Победителем «Лучшего персонального проекта» стала группа молодых художников – Илья Борзунов, Дарья Каракулова, Анастасия Тихомирова. Втроем они сделали две заметных выставки с использованием QR-кодов и дополненной реальности. Любопытно, что в «персональный» проект попадает трио, а лучшим проектом становится самый «технологичный».

На статус «Лучшего кураторского проекта» претендовали:

  1. Елена Вяльцева и Екатерина Орлова. «Искусство в кустах» – «за виртуозное сочетание современного искусства с мемориальными материалами»;

  2. Неля и Роман Коржовы. «Поле зрения» – «за исследование глобальных художественных связей Самары»;

  3. Никита Кузнецов. «Поэзия любыми средствами» – «за создание интерактивного междисциплинарного проекта, осмысляющего современные средства поэтического производства»;

  4. Ирина Севостьянова. «Галерея-холодильник» – «за развитие внеинституциональных независимых инициатив и демократизацию искусства».

Лучшим кураторским проектом стал проект Никиты Кузнецова. Примечательно, что галерея современного искусства выбрала поэзию.
Лучшим произведением до 2019 года, по мнению жюри, стал перформанс «Сообщение» арт-группы «Лаборатория». Он проходил в 2010 году в «Галерее одной работы». До 2020-го эта институция не дожила. 10 лет назад в Самаре тоже было современное искусство. Профессиональная стриптизерша раздевалась, читая лекцию о художественном движении «Флюксус». Можно ли было вообразить тогда наступившее сейчас будущее самарского современного искусства? Стал ли этот перформанс пророческим? Дошло ли «сообщение»?

* Куратор, арт-критик, кандидат филологических наук.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 21 января 2021 года, № 1–2 (198–199)
Tags: Contemporary Art; Галерея Виктория, Изобразительные искусства
Subscribe

  • «Мы с тобою одной крови, ты и я…»

    Ольга ГОРОДЕЦКАЯ Самара и Сицилия… Что может быть общего у двух этих слов, кроме первой буквы?.. На моей уже полувековой памяти слово…

  • Роман о клезмерах в 5 частях с прологом и эпилогом

    Ольга КРИШТАЛЮК * Пролог Время нынче тревожное, дорогой читатель! Карантинное затишье пугает не только неизвестностью ближайшего…

  • Евразийский оракул

    Ольга ЖУРЧЕВА * Сегодня исполнилось 130 лет со дня рождения Николая Сергеевича Трубецкого. Трубецкой кажется парадоксальной личностью. В…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment