Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Свеча горела в мастерской…

Валентина ЧЕРНОВА *

В октябре 2020 года ушел из жизни Владимир Андреевич СВЕЧНИКОВ (1949–2020). Живописец. Член Союза художников России. Работал в жанрах тематической картины, натюрморта.

Он уроженец самарских земель, родился в селе Березовка Куйбышевской области. Неподалеку, на берегу Волги, рядом с устьем реки Усы, стоит село Волжский Утес. Это прекрасное место для воспитания художника, для формирования его вкуса, видения и мировоззрения. Жизнь в селе, как правило, делает мальчишку отважным путешественником в лес по грибы, учит быть следопытом на лесных тропинках, знакомит с миром животных и растений. Походы по ягоды, орехи на дальние расстояния делают человека привычным к жизни на лоне природы, рыбалка же всегда удачна – что в водах реки Усы, что на берегу Волги! А устремления Владимира Свечникова с юности были направлены на то, чтобы стать художником.

Владимир Свечников в мастерской

[Spoiler (click to open)]В 1975-м Владимир окончил Пензенское художественное училище имени К. А. Савицкого и стал работать в художественной школе № 1 преподавателем вечернего отделения. Работая почти со своими ровесниками, сохранил в себе чувство ребячливости. Он был смешливым, жизнерадостным, с большими круглыми глазами на улыбчивом лице, в глубине души оставаясь серьезной ответственной личностью.
Главная его черта, дружелюбие, проявилась в теплом доброжелательном отношении к ученикам. И потому они, оканчивая четырехлетний курс обучения, приходили совершенствоваться еще лет шесть. Ходили и к Вениру Романовичу Кныжову, и ко многим преподавателям легендарной «художки», которая находилась на улице Буянова.

Юлия Кузнецова, художник:
Детство, юность были, наверное, временем непроизвольного накопления. Музеи, репродукции, впечатления из окружающей жизни – всё заполняло палитру будущего творчества. Рисовать я начала в старших классах школы для себя, но чувствовала, что это должно вылиться во что-то серьезное. И после первого курса архитектурно-строительного института, который оканчивали и мои родители, во мне утвердилось желание учиться изобразительному искусству, параллельно я поступила в вечернюю художественную школу № 1.
Судьба подарила мне возможность учиться у замечательного педагога, известного самарского художника Владимира Андреевича Свечникова. Главное – теорией и педагогикой он не отвратил меня от искусства, а только еще сильней влюбил в него. Появилось, пока еще робкое, осознание «я – художник». Не случайно, наверное, с той поры хранится у меня первая работа маслом – маленькая елочка в парке. Вот в ней я «поняла» масло, увидела свою технику, почувствовала, что мне это очень нужно.

В конце 70-х годов, после того как познакомилась с художником-реставратором Юрием Александровичем Андреевым и искусствоведом Еленой Титовой, я стала ходить вечером, по окончании работы в музее, в «художку». Наша подруга художник Ольга (Всеволодовна) Емельянова училась тогда у Венира Кныжова.
В небольшом здании было тесно, но атмосферно. В мастерской Андреева на полках теснились старинные самовары, завораживали красивой резьбой старинные горки, шкафчики. Андреев ставил на патефон старые толстые пластинки вроде: «Матчиш я танцевала с одним нахалом! Тру-ля-ля-ля-ля, тру-ля-ля…»
К директору школы Григорию Ефимовичу Зингеру со всего города сбегались куйбышевские поэты, читали стихи, тут же сочиняли новые, а мы, сгрудившись у библиотеки в маленьком холле, куда выходили распахнутые двери кабинета Зингера, мастерской Андреева и библиотеки, обсуждали, чье творчество – Модильяни или Серова – лучше. Зингер, похожий на библейского патриарха, принимал участие в тех разговорах, сам был большой шутник.

Коллектив художественной школы № 1. Владимир Свечников – в первом ряду, слева

В то время в вечернюю школу ходили в основном девушки. И вот когда наступал выпускной вечер, девичник надо было как-то расшевелить; преподаватели Николай Ельцов и Владимир Свечников становились основными массовиками-затейниками, шутки, игры, викторины, загадки, забавные истории сыпались как из рога изобилия.
В 1985 году, когда Зингер ушел на пенсию, Владимир Свечников стал врио директора. Он оказался в этой роли рассудительным и здравым человеком и не отступил от традиций школьного братства и служения учительству и искусству. Кстати, чувство школьного братства преподаватели и ученики сохраняли на долгие годы.
В то время Свечников много занимался пейзажем, живописал все окрестные дворы и дворики на Буянова, и надо сказать, что его пейзажную живопись отличает живой, подвижный мазок. Конечно, когда работа пишется на пленэре, она невольно встраивается в импрессионистическую систему. В этом плане интересен пейзаж «На опушке», где желтому большому пятну травы, выцветшей на солнце, противопоставлены оранжевые пятна ствола старой сосны и ее кривых ветвей.

Елена Макеева, художник:
Владимир Андреевич относится к числу людей с необыкновенной силой доброты, желания трудиться, творить и создавать, делиться опытом и перенимать его. Есть люди, с которыми рядом комфортно, спокойно и надежно, очень надежно; с которыми и в разведку, и в бой. Рядом с ними проблемы становятся маленькими, а хорошее настроение большим. Утрата таких людей действительно невосполнима.

Владимир Свечников в 1989 году окончил художественно-графический факультет Магнитогорского государственного педагогического института. В 1986 году у него состоялась персональная выставка в Магнитогорске.
В 1990-е он снова преподаватель художественной школы № 1. Веселый, никогда не унывающий. В 91-м на новогоднем вечере устроители праздника спрятали за спиной у скульптуры Венеры Милосской «клад» – пакет с мандаринами, а в другом месте – палку копченой колбасы. Надо было пройти серию испытаний, своеобразный квест. Свечников и Ельцов сделали из этого события невероятно озорной спектакль, который надолго запомнился всем участникам. Сколько было веселого смеха!
***
Прощальные слова его друзей, учеников.
Максим Рассказов: «Ушел из жизни чудесный человек, замечательный самарский художник – Свечников Владимир Андреевич. Человек с большой буквы. Добрый друг и настоящий товарищ».
Елена Титова: «Кто Свечу помнит молодым – сюда. Лучшие годы моего преподавания, в лучшей компании художников! Светлая память».
Ольга Евсеева: «Детство вспомнилось, «художка». Он ведь совсем молодой был, веселый. А теперь трагичное слово – «был»…»
Валерий Цыганов: «Ушел мастер, человек-праздник».
***
В 1995 году состоялась персональная выставка в Союзе художников. Помимо пейзажей, художник представил большие красочные натюрморты. На метровых холстах предстали сочные, насыщенные яркими красками жизни не букетики в вазочках, а Букеты с большой буквы, где среди множества пучков соцветий ромашек, календул, астр и дельфиниумов, декоративных листьев – редко затерявшаяся роза, а под охапками листьев, травы и веток совершенно не видно сосуда или ведерка.
Тогда на выставке я спросила: «Такие большие холсты можно писать только стоя. Не секрет, у многих художников болеют сосуды ног от долгого стояния – как у закройщиков, варикоз – профессиональная болезнь. Ноги не болят?»
А он ответил: «Я хитрый. Да, пишу стоя, но постоянно отбегаю посмотреть композицию на расстоянии, потом подбегаю что-либо подправить. Краски смешиваю на палитре сидя. Вначале писал сидя, а потом придумал свой метод. Так что у нас всё в порядке!»
В 2000-м в Тольятти прошла его персональная выставка. Натюрморт как жанр оказался востребован.
Николай Ельцов пояснил, что, успешно работая на пленэре, Владимир Свечников не получал того удовольствия, той полноты реализации, как при работе над натюрмортом. Художник считал, что натюрморт позволяет больше фантазировать, его можно дополнить. Действительно, он здорово фантазировал в натюрмортах. Ну не бывают одновременно в букете с пионами и ромашками (они цветут в начале лета) яблоки на ветке и сухоцветы, собранные в букет! А как красиво, феерично! При некотором размышлении становится понятно, что перед нами букет – аллегория на тему времен года.
В последнее время он полюбил формат узкого вытянутого по горизонтали холста для натюрморта. Фрукты размещал на первом плане, не уходя в глубину. И в натюрморт он помещал любимые плоды, открывая их внутреннюю суть. Гранаты, яблоки, ананасы, ломти арбузов вольготно расположились на плоскости стола, демонстрируя всю зрелую плоть.
Всегда, чтобы не возникало впечатление бесконечного фриза, он для удержания центра композиции вводил либо букет цветов в вазе («Натюрморт с цветами и арбузом»), либо большое блюдо с гроздьями винограда и ананасом («Натюрморт с фруктами»), либо приземистый самовар с фигурными боками в окружении плодов («Натюрморт с самоваром»).

Владимир Свечников. Натюрморт с самоваром и гранатами

Его натюрморты импрессионистичны, атмосферны. Они как будто сохраняют на поверхности все краски лета. В композицию введены и ветви, и листья, тот милый сор, который всегда остается после похода на природу, когда перебираются яблоки, цветы и другие дары природы. Словно волшебник, он заряжал свои работы позитивом. В этом-то и был секрет его успеха. Их с удовольствием принимали галереи, а художник легко отправлял в новую жизнь свои жизнерадостные работы, торопясь приступить к новым композициям. Владимир Свечников в своем творчестве, словно Свеча, горел ярко, тепло, ровно. Любимый друзьями и учениками, уважаемый коллегами по творческому цеху, он оставил свой след в истории культурной Самары.

* Член Ассоциации искусствоведов России, член Союза художников России, главный научный сотрудник Самарского художественного музея.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 21 января 2021 года, № 1–2 (198–199)
Tags: Изоюрахительные искусства
Subscribe

  • Несколько слов об Александре Белоусове

    Шошана БЕЛОУСОВА Прошло шестнадцать лет с того дня, как не стало Саши. Много это или мало – не берусь судить, потому что для меня эти…

  • מיט גליק

    Благословен тот народ, единственная газета которого называется «Культура». Нет, я не о той газете, которую вы держите…

  • Возвращение трагедии

    Франция, 2020 Режиссер Бертран Мандико Олег ГОРЯИНОВ * Имя Бертрана Мандико стало известным в 2017 году, когда редакция Cahiers du…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment