Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Восход луны над Волгой

Татьяна ПЕТРОВА *

Январь 2021-го. Достать чернил и плакать. Навзрыд писать о самарском пейзаже, которого практически уже нет. В диапазоне с 1970-х по 2010-е от нас ушли Филатов, Шеин, Хальзев, Пурыгин, Комиссаров, Белоусов, Скачков, Филиппов, Острецов, Кныжов…

Увы, далеко не все они адекватно представлены в собрании Самарского художественного музея. В «страду» 2021-22 годов собираемся показать несколько выставок самарского пейзажа, в том числе – Валентина Пурыгина, Венира Кныжова, Валентина Белоусова, а также второй вариант «Окольцованных Самарской Лукой» (первый был показан в 2004 году на площади Куйбышева).
Пейзажи Самары 1890-х воспринимаются как визитные карточки губернской столицы, представленной с ее фасадной стороны – Волги. В 1891 году Самарскую губернию посетил академик Николай Николаевич Каразин.

Николай Каразин. Самара. 1891

[Spoiler (click to open)]
В его миниатюрной овальной исполненной в акварельной технике ведуте, как традиционно называют сложившийся в Италии жанр городского пейзажа, Самара предстает как бы встречающей подплывающего гостя. Здесь органично сочетаются устремленность к небу и интенсивная деловая жизнь «русского Чикаго», как тогда стали называть наш город. Красновато-коричневые силуэты Сретенского собора Иверского монастыря и храма Христа Спасителя колористически сближены с кирпичными зданиями пивоваренного завода Вакано. В центре композиции утвердилась белая доминанта колокольни Иверского монастыря, символизируя устремленность ввысь. У берега кипит жизнь – разгружаются баржи, снуют буксиры, суетятся чайки.
Вполне «ведутный» вид и у работы Андрея Зарецкого «Пристани в Самаре» (1896–1897). Город просматривается единым силуэтом, вдали – храм Христа Спасителя, вертикали мачт перемежаются с фабричными трубами, но в целом Самара смотрится отрешенной, погруженной в себя.
Константин Головкин расширил топографию «портрета города», переместившись с воды на противоположный берег реки. Но похоже, что главная героиня его работы «Вид Самары» 1890-х – не окутанная дымами пароходных труб губернская столица, а Волга, серебристое зеркало которой отражает бескрайнее небо. У песчаной косы причалена лодка, как бы персонифицируя человека, удалившегося от кипения городской жизни, предпочитая лирическую созерцательность. Это тем более удивительно: Головкин в повседневной жизни был преуспевающим купцом, сторонником всевозможных новаций, однако в живописи он предпочитал тишину и покой природных пространств Самарской Луки, Волги и Жигулей.
В работах Тихона Успенского 1930-х годов привлекает внимание небольшой, но завораживающий пейзаж «Куйбышев ночью», в котором создан экспрессивный образ ночного города. Этюд написан на правом берегу реки. У воды – две лодки, намечающие средний план, композиционно работа находится в одном ряду с головкинским этюдом 1890-х. Но, в отличие от покоя головкинского пейзажа, здесь борются между собой свет и тени, сквозь темные клочки туч прорывается свет луны, а городские огни свидетельствуют о насыщенной жизни города.

Тихон Успенский. Куйбышев ночью. 1930-е

В последующие годы этот мотив станет доминировать в творчестве Валентина Пурыгина. Начиная с 1950-х, Валентин Захарович многократно обращался к мотиву города, увиденного с противоположной стороны Волги. Для него Волга – не столько естественный природный барьер между городом и природой, сколько рубикон, перейдя через который, можно обрести истину. Лежащее в виду города Заволжье выглядит как некое заповедное место, истинный мир живой природы, в который нетрудно попасть. Здесь обитают свобода и естественность («За Волгой», 1955) и внутреннему зрению становятся видны все порочные деформации города (цивилизации).

Валентин Пурыгин. Восход луны над ночной Самарой. 1995

Многие картины художника разного времени построены на том, что город и живая природа, обреченные на противостояние, как бы с недоумением смотрят друг на друга. Постепенно в творчество Пурыгина вторгается тема трагической обреченности естественной природы, которую перемалывают цивилизация, научно-технический прогресс. На его полотнах ожили аллегорические персонажи, олицетворяющие силы природы в созданном им квазиязыческом пантеоне. Фовистски горящий Город стал зоной риска для человека.
Полотно 1995 года «Восход луны над ночной Самарой» с его типично пурыгинскими масштабами (150 х 200) – живое тому свидетельство. Стоя на противоположном берегу Волги, мы становимся свидетелями ночной экспансии города, как бы вибрирующего, стремящегося максимально распространиться в окружающее пространство, забыв о ночном покое. Экспрессию подхватывает и сама природа – речная вода взбаламучена, бурлит и кипит, в ней отражается багрово-красный свет выплывающей над городом полной луны, словно бы руководящей всем этим фантасмагорическим действом…
И еще один интересный вариант интерпретации темы «Самара и Волга» являет нам картина Валентина Белоусова «Город над Волгой» (1974). Здесь отсутствуют как лирическая созерцательность, так и безудержная экспрессия. В своем внутреннем видении художник мысленно поднимается вверх, зависая над городом и Волгой, глядя на мир не столько с высоты птичьего полета, сколько из сгустка времени, как бы из Вечности. И становится ясно: и город, и река состоят из единой субстанции, это некий кристалл, в мире всё едино и все формы подобны…
***
Да, у нас в Самаре жили и работали замечательные мастера, их картины мы обязательно покажем на выставках в текущем году, мы будем писать и публиковать статьи и книги об их творчестве.
У нас прекрасная Самара, прекрасная Самарская Лука, над которой в отведенное время регулярно восходит прекрасная полная луна. А вот где наши художники, кто продолжит дело ушедших мастеров?

* Искусствовед, заместитель директора по научной деятельности Самарского художественного музея, кандидат искусствоведения, член Союза художников России.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 21 января 2021 года, № 1–2 (198–199)
Tags: Изобразительные искусства, История Самары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment