Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

«Она проглотила атом солнца»

Татьяна ЖУРЧЕВА *

Театр – искусство, с одной стороны, телесное, грубое, а с другой – совершенно эфемерное. Закончился спектакль – и остается только память о нем. А память – штука любопытная. Никогда невозможно угадать, что она сохранит и почему.

Я отчетливо помню спектакль «Традиционный сбор» по пьесе Виктора Розова. Мне 13 лет, и едва ли не первый раз я в настоящем театре. Всё детство театром для меня и большинства моих безымянских сверстников был Дворец культуры на площади имени Кирова, где играли свои выездные спектакли и драматический театр, и оперный, и ТЮЗ. В «город» (так именовали мы исторический центр) выбирались редко – по выходным, на праздники. Но постепенно моя театральная география расширилась.
Был ли это «культпоход» с классом или я была в театре с родителями – этого память не сохранила, а вот спектакль запомнился: отдельные лица, мизансцены, а особенно настроение, то, что принято называть «атмосферой».
По сюжету пьесы через 25 лет после выпуска встречаются бывшие одноклассники, окончившие школу в 1941 году. Они рассказывают о себе, вспоминают свои школьные годы. А рядом с этими еще не старыми, но уже очень взрослыми людьми (всем им за сорок) живут, радуются, страдают, выясняют отношения мальчики и девочки 17–18 лет, окончившие школу только что. В спектакле эта юная компания вихрем врывалась на сцену. Они танцевали что-то очень тогда современное – то ли рок-н-ролл, то ли твист, – эпатируя чинных и добропорядочных старших. И в центре этой группы была яркая, фантастически красивая девушка Инна, о которой в пьесе сказано: «Она проглотила атом солнца». Я, конечно, тогда этой фразы не запомнила, обнаружила ее много позже, перечитывая пьесу. Но удивительным образом эта метафора совпала с моим тогдашним ощущением Любови АЛЬБИЦКОЙ.

[Spoiler (click to open)]
Красота, яркость внешности, манкость соединились в ней с темпераментом, с внутренней наполненностью, сценическим обаянием.
Юрий Райзман, снявший ее в кинофильме «Визит вежливости» (кинодебют Альбицкой), писал, как состоялось утверждение актрисы на роль: «Первое впечатление: внешне она приближалась к моему представлению о Лючии-гиде. В ее облике, очень современном, было что-то и европейское, и русское одновременно. А это было важно. Фотопробы перешли в репетиции. День ото дня Люба нравилась нам все больше и больше. Нравилась способностью зажить внутренней жизнью героини и умением сохранять это состояние. Нравилась точностью интонаций и поведения. Все, что было, прочно закреплялось в ее актерской памяти. Альбицкая победила».
Кстати, на странице Альбицкой на сайте kino-teatr.ru я обнаружила абсолютно восторженные отзывы о ней современных и, судя по текстам, совсем молодых зрителей.
Роман с кино продлился недолго – Любовь Альбицкая снялась всего в трех фильмах. После «Визита вежливости» (1972) была «Красная скрипка» (1974), снятая совместно с «Таллинфильмом» и студией «Дефа» (ГДР), и трехсерийные «Встречи на далеком меридиане» (1978) «Беларусьфильма». Жаль, что так мало было этих картин. Хотя, наверное, это в какой-то степени неизбежно: актрисе провинциального театра не так-то легко закрепиться в большом кино. Зато уж в театре судьба Альбицкой сложилась успешно. Ролей было много: и главных, и второго плана, и серьезных драматических, и острохарактерных, комедийных.
25 лет прослужила она в Куйбышевском/Самарском театре драмы. За эти годы сыграны были Валентина («Валентин и Валентина»), Машка-Мэри («Левша»), Дорина («Тартюф»), Клеопатра («Цезарь и Клеопатра»), Ирина («Три сестры»), Калерия («Дачники»)… Список на самом деле куда длиннее. Но и того, что названо, достаточно, чтобы увидеть, насколько разной может быть актриса Альбицкая.
В 1990-х в СамАрте она за короткое время сыграла смешную и трогательную Кормилицу в «Ромео и Джульетте» Шекспира, по-матерински мудрую Голду в «Поминальной молитве» Г. Горина и острогротесковую мадам Розпетл в спектакле «Папа, папа, бедный папа…» А. Копита. Тогда же она сотрудничала и с театром «Понедельник».
Особая страница актерской биографии – ее работы на сцене Дома актера. И прежде всего – моноспектакли. «Человеческий голос» Ж. Кокто и «Я стою у ресторана» Э. Радзинского словно бы специально написаны были для Альбицкой, для ее низковатого, с чуть заметной хрипотцой, волнующего голоса.
Кстати, именно на сцене Дома актера, в театре «Актерский дом», случилась и последняя ее работа – спектакль «Старая зайчиха» по пьесе Н. Коляды, поставленный и сыгранный вместе с Олегом Свиридовым. Это был замечательный актерский дуэт. Жаль, что спектакль прошел всего несколько раз. Тяжело заболел и ушел из жизни Олег Михайлович. Любовь Алексеевна осталась без партнера.
Мы время от времени встречались с ней в Доме актера, в библиотеке. Правда, давно уже не виделись: события минувшего года вообще не способствуют частым встречам. И я порой ловлю себя на том, что скучаю по ее голосу, по умному, чуть ироничному взгляду. По тому «атому солнца», который порой вспыхивает в глазах, в выражении по-прежнему красивого лица.
С днем рождения, Любовь Алексеевна!

* Кандидат филологических наук, литературовед, театральный критик, доцент Самарского университета, член Союза театральных деятелей и Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 21 января 2021 года, № 1–2 (198–199)
Tags: Театр
Subscribe

  • …и о погоде

    Светлана ЖДАНОВА * Телевизионное прошлое, что называется, не пропьешь: сложно сменить угол зрения, и знаменитое «и о погоде»…

  • Право выбора

    Рубрика: Что же вы со своей малой родиной-то делаете? Дмитрий СТАШЕНКОВ * Культурная жизнь Самары очень насыщенна. Даже простой перечень…

  • Пока мы чувствуем, мы живы

    Моя близкая подруга в день рождения внучки, да под Рождество, решила подарить ей поход в театр. Праздничные, в радостном предвкушении, они пришли…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment