Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Джаз и дети

Игорь ВОЩИНИН *

Давно собирался обратиться к теме обучения джазу. И вот появился повод – в Самарской филармонии состоялся очередной концерт абонемента Григория ФАЙНА «Азбука джаза для детей и взрослых». Он назывался «Дети поют и играют джазовую музыку».

Известный самарский пианист много лет знакомит слушателей с замечательным музыкальным жанром – джазом. Детским абонемент можно назвать, если ориентироваться только на время концертов: воскресенье, 12 часов дня.
В зале филармонии музыку слушают меломаны всех возрастов. С введением возрастной классификации на джазовых афишах появляются самые разные значки: от «16+» в Гнесинской академии и некоторых филармониях до чаще встречающихся «6+». На концертах самарских абонементов Григория Файна можно увидеть зрителей «6+» вместе с сопровождающими их «50+», но бывают даже «0,5–». Это будущие мамы, уверенные, что хорошая музыка, вызывая положительные эмоции у них, способствует здоровому внутриутробному развитию ребенка.

[Spoiler (click to open)]
В концерте вместе с квартетом профессионалов участвовали ученики Детской школы искусств № 3 «Младость» и Вокальной студии Ирины Алешиной. Сделали они это очень неплохо, но рецензирование выступлений музыкально одаренных мальчишек и девчонок по критериям оценки профессиональных музыкантов, конечно же, категорически неприемлемо.
Большое удовлетворение вызывает уже то, что они смогли войти в сложный мир джаза, постепенно осваивая особенности этого своеобразного музыкального жанра.
***
Не так давно у нас в стране этот жанр считался для учеников музыкальных школ просто вредным, обучения джазу не существовало, а эстрадно-джазовыми музыкантами становились не очень удачно учившиеся академисты или талантливые самоучки из числа физиков, архитекторов или филологов. Лишь в 1974 году подготовка профессионалов джаза началась на созданных эстрадно-джазовых отделениях музыкальных училищ, а затем и в институтах. Сегодня в России их стало немало, кроме того, существуют и самостоятельные специальные учебные заведения этого жанрового направления, но лишь в некоторых из них присутствует необходимая для нормальной подготовки профессионалов непрерывная цепочка всех трех уровней образования.
Система джазового образования в стране была заложена стопроцентным технарем – выпускником Московского физико-технического института кандидатом технических наук Юрием Козыревым. Фанат джаза и пианист-любитель, он в 1967 году организовал при МФТИ совершенно непрофильную школу-студию джаза, которая затем, переехав в ДК «Москворечье», стала называться Студией искусства музыкальной импровизации с детским отделением и привлекла к себе внимание профессиональных джазовых музыкантов. С 1993-го студия обрела собственное помещение и превратилась в престижный Московский колледж импровизационной музыки.
Нужно отметить, что сегодня вся система подготовки эстрадно-джазовых музыкантов требует капитального реформирования. Были надежды на введенный в 2011 году Федеральный госстандарт (ФГОС) по специальности «Музыкальное искусство эстрады», но он еще более осложнил ситуацию. Композитор, пианист-импровизатор и педагог Роман Столяр назвал утверждение этого документа «пинком стандарта по свингу». Достаточно привести один факт: установленное время изучения так называемых обязательных дисциплин, включая физкультуру или безопасность жизнедеятельности, в два с лишним раза превышает время, отводимое на специальные практические дисциплины – игру на инструменте, ансамбль, импровизацию.
Реорганизация джазового образования в стране явно затрагивает и Самару. Только что по инициативе и. о. ректора Самарского государственного института культуры Ольги Наумовой был проведен круглый стол с участием специалистов по вопросу совершенствования работы кафедры эстрады и джаза.
Пока далеко не во всех детских музыкальных школах и школах искусств, которых в городе около полусотни, эстрадно-джазовая музыка сегодня присутствует хоть в каком-то виде. Правда, более 20 лет успешно работает созданная энтузиастом джазового образования Сергеем Равиным студия «Движение». За прошедшее время несколько сот ее музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах, и вокалистов пополнили ряды эстрадно-джазовых исполнителей. Кроме того, студия регулярно организует концерты и фестивали с приглашением музыкантов из других городов России и даже из-за рубежа. В 2010 году отделение музыкального искусства эстрады создано и в музучилище. Так что Самара здесь не на последнем месте.
***
Выдающийся пианист и педагог Валерий Гроховский как-то во время нашей встречи сказал: чтобы полностью понять джаз, ему нужно много учиться. И его жизнь – тому подтверждение. В шестилетнем возрасте Валерия привели в детскую школу при легендарной Гнесинке, после окончания которой он там же поступил в училище, а затем были Гнесинский институт и аспирантура, после чего Гнесинка же направила Валерия на стажировку за океан, а после 25 лет жизни и работы в Штатах и во Франции он вернулся в Москву и стал в своей alma mater проректором. Достойный пример непрерывного обучения и роста мастерства в джазе.

* Член Гильдии джазовых критиков и Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 3 декабря 2020 года, № 23 (196)
Tags: Джаз, Музыка, Художественное образование
Subscribe

  • Завтра была война

    Михаил ПЕРЕПЕЛКИН * * Доктор филологических наук, профессор Самарского университета, старший научный сотрудник Самарского литературного музея…

  • Праздник непослушания

    Зоя КОБОЗЕВА * Мишка, мишка, как не стыдно! Вылезай из-под комода! Ты меня не любишь, видно. Это что еще за мода! Как ты смел…

  • Самара просвещенная

    Был сегодня в альма матери. У входа в главный корпус некогда Самарского государственного университета – табличка: «Самарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment