Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Год Быка

Татьяна РОМАНОВА *

В славянской народной традиции бык особо почитаемое и жертвенное животное. Он является воплощением мужской силы и символом плодородного начала.

Южные славяне считали, что Земля стоит не на трех слонах, а на четырех быках: черном – на западе, сивом – на юге, белом – на севере и красном – на востоке. «Славянские древности» представляют дело так: «Быки стоят в густой желтой воде, пьют ее и ею насыщаются, но они стареют и слабеют, и однажды у них подкосятся ноги, и тогда земля даст трещины, желтая вода проникнет в них и будет всемирный потоп».
На Русском Севере быка приносили в жертву древнерусскому богу-громовержцу Перуну, который у христиан стал ассоциироваться с Илией-пророком. Жертвенного быка специально выкармливали всей деревней, а на Ильин день закалывали и сообща съедали. При этом сохраняли кости, которые считались оберегами и приносили удачу. Олонецкие мужики на пиру старались захватить кусок с костью, чтобы «захватить счастье», ибо «с тем, кто имеет ильинскую кость, всегда пророк Илья». Считалось, что приношение в жертву красного быка обеспечивает ясную погоду во время жатвы и сенокоса. В Орловской губернии кости сакрального быка закапывали в хлеву, «чтобы не переводился скот в доме».
В Польше бык был участником Троицких народных гуляний. Его голову украшали венком из цветов и березовых веток и устраивали торжественное шествие в сопровождении пастухов, пастушек и музыкантов.
В славянских преданиях образ быка могли принимать добрые духи, охраняющие источники воды. Болгары считали, что бык недосягаем для нечистой силы, как волк и медведь. Однако, с другой стороны, нечистый сам мог появиться в образе быка.
В славянских загадках слово «бык» замещало понятия солнца и луны, дня и ночи: «Два быка бодутся – вместе не сойдутся». Фольклорный образ быка отражает крутость мужского характера: «Уперся как бык в стену рогами»; «Здоров, как бык, не знаю, как быть».
Интересно отметить, что в этимологии названий этого животного нет ничего священного. Например, слово бык восходит к звукоподражанию *bu-, как и древнерусский глагол бучати, то есть «мычать». Происхождение слова вол – «холощеный бык» – связано с глаголом «валить», отсюда же и коновал. На волах обычно пахали, поэтому появилось выражение: «Работает как вол». Упоминаются волы и в евангельском тексте: «Супругъ воловъ купихъ пять и гряду искусити ихъ» – «Я купил пять пар волов и иду испытать их».
Интересно слово супруга – «пара сопряженных волов». Древнеславянское название животного говядо восходит к индоевропейскому *gou-, от чего и говядина, ср. также говно. «Были бы быки, а говядина будет».
Старославянское телец образовано от названия детеныша теля, давшего еще несколько производных: телиться, теленок, телка, телячий, телятина. «Ласковое теля двух маток сосет»; «Обычай бычий, а ум телячий».
Корова восходит к общеславянскому *korva. Старшее значение корня сохраняется в греческом kerafos – «рогатый». Теоретически русская корова вполне могла бы иметь мужскую параллель от *kъrvъ – «бык», как, например, древнепольское karw – «старый, тучный, неповоротливый бык». Но не сложилось. Так что они теперь как неродные: корова – «рогатая», а бык – «мычащий». «Не дуйся, коровка, не быть бычком».

* Кандидат филологических наук, доцент Самарского университета.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 3 декабря 2020 года, № 23 (196)
Tags: Новый год, Русский язык
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment