Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Странствия и впечатления

Анна ЛУКЬЯНЧИКОВА *
Фото автора

Холодными зимними вечерами, когда солнечного света мало, в художественных музеях мира выставляют лучшее. Музей актуального реализма, негласно следуя этой традиции, представил полотна пяти художников. Объединяет их тяга к путешествиям, где есть разные цели, а результат один – воплощение увиденного.

Зачем ехать

Вояж, турне, паломничество, охота к перемене мест – при закрытых границах и сложностях с преодолением пространств эти слова звучат не только приятным ностальгическим отголоском. Сейчас у многих имеются свои волшебные чемоданы с ворохом фотографий, селфи на фоне достопримечательностей и мнений о посещении стран, городов. В чем отличие художников от всех нас? Они любят показывать разность нашего и другого, пропущенную через свою реальность, проникать в суть «духа места» и устанавливать с ним свой контакт.


[Spoiler (click to open)]
Тольяттинские художники Игорь Панов и Алексей Зуев – друзья музея. В начале 2019-го прошла выставка «Северные широты», где они представили около 100 картин по следам экспедиции в Норвегию и на Лафонтенские острова. Сейчас география картин расширена, включает результаты поездок с 2009 по 2016 год по другим северным маршрутам: Карелия, Ладожское и Онежское озера, Мурманск, Териберка, ставшая известной благодаря фильму А. Звягинцева «Левиафан». Верность Северу прослеживается в желании посетить Сибирь, Алтай, Дальний Восток, Аляску, Канаду.
Ольга Левченко, руководитель тольяттинского отделения Творческого союза художников России, на открытии не присутствовала – укатила в Стамбул, оставив на выставке свои впечатления от Дагестана, Крыма, Узбекистана, Индии. Коротать зиму ей помогает терраса с видом на изумрудный Босфор, о результатах творческой командировки, стало быть, узнаем позже.
Московский живописец Ирина Ива сообщила, что маршруты поездок возникают спонтанно, а ценность поездки не связана с ее дальностью. Подмосковье и Белгород так же интересны, как экзотичные Непал, Таиланд, Тибет, мистическая Киргизия.
В афише не присутствует имя Георгия Кикина (1939–2011): его графические полотна появились в последний момент, тем ценнее и исторически достовернее они звучат на этой выставке.

Георгий Кикин. Сплавная река

Как отметила куратор выставки и директор МАР Ирина Яновская, художники путешествовали далеко не всегда. Мода на дальние края пришла со времен Петра I с его голландскими стажировками. Художники сопровождали государственные географические экспедиции, зарисовывая местности и народы. До того поездки воспринимались как угроза благонравию и устоям православной жизни, грозили опасностями.
Позже ездили учиться живописи в Европу – в Италию в основном. Много рисовальщиков участвовало в создании исторических «панорам» середины XIX века и для этого посещало места сражений. Духовная мотивация появилась позже, когда философ Николай Бердяев описал тип русского странника с его страстью постигать неизведанное, бежать от рутины и обыденности.
Яновская напомнила, что первопроходцами в изображении Волги стали Никанор и Григорий Чернецовы, запечатлевшие оба берега во время полугодовой экспедиции вниз по течению в двух тысячах рисунков и 80 этюдах маслом. Затем Волгу, Крым, Кавказ показали Репин, Васильев, Айвазовский, Шишкин и другие.

Как запечатлеть

Работы каждого художника занимают свои места в пространстве выставки. Начинается просмотр с пейзажей Игоря Панова и Алексея Зуева. Свежестью и манящим покоем веет от «Ладоги. Озерного края» Панова. Его же «Териберка, старый причал» вызывает щемящую грусть. Почему-то местные пейзажи у художника кажутся более сдержанными и суровыми. Зато графика Зуева объемна и по-своему живописна. Например, это серия «Острова. Ладога», насыщенная синим, или выполненный пастелью яркий «Вечер на Ладоге».
Графические работы Георгия Кикина угольным карандашом поражают тонкостью проработки. Изобретенная им техника очень узнаваема. Серия «Беломорье» наполняет зал звенящей чистотой воздуха, величавым покоем северной природы и былинной силой. По мнению художника, северные русские земли, не будучи под татаро-монгольским игом, жили с чувством внутренней свободы. Именно эта свобода духа воплощена в образе полета лебединой стаи над северным морем с его лаконичным и мощным ландшафтом.
Живопись Ольги Левченко напомнила экспрессивного Эль Греко. С пламенеющим испанцем ее работы, на мой взгляд, роднят удлиненные фигуры, цветовые контрасты и динамичные линии. Тревожность и драматизм, грозовая напряженность ощущаются в видах Палермо, в дагестанских полотнах, где Ольга использует многослойную фактуру. Художница призналась, как ее внутренний «парус» наполняют разные страны, как влекут Индия и Азия. Состояние счастья, наполненности для нее заключается в постоянном движении, смене ракурсов. Названия работ также метафоричны: «Контрасты души», «Любовь здесь больше не живет»…
Работы Ирины Ивы привлекают метафоричностью и эффектом «состаренности», фресковости. Выпускница Московского художественного института имени Сурикова и школы современного искусства «Свободные мастерские» работает в интересной технике: по имприматуре (первому красочному слою картины) пускаются струи воды или жидкого акрила, позже в них вписываются определенные объекты. Линии, проходящие через объекты композиции, воспринимаются как визуальное воплощение невидимых энергий, движений, сущностей, возможностей. На выставке запомнились не только ее пейзажи, но и портреты-символы, например, мощный диптих «Манкурт».

«Ларгус» или лодка?

На творческой встрече художники поделились тем, что именно их заставляет отправляться в путешествия и как они работают в полевых условиях.
Ирина Ива рассказала, что перемещение в пространстве для нее – физическая потребность и желание перезагрузки: «Всегда видишь иную реальность. Достаточно посмотреть, как живут люди в других местах. Например, в Тибете до сих пор пашут землю плугом, и это меня – городского жителя – впечатляет. В каждой территории есть свои цветовые и объемные акценты, за которые цепляется глаз». Ирина нечасто берет с собой краски, кисти и полотна, зато маркеры и альбом всегда под рукой. Художница любит посещать коллективные пленэры в разных точках мира, для нее наличие рядом коллег очень важно, это как «коллективная медитация».
Игорь Панов и Алексей Зуев под завязку загружают «Ларгус» материалами и провиантом. Их зимний пленэр непременно должен быть на расстоянии не менее трех тысяч километров от Тольятти, самой дальней точкой у Панова был Сахалин. Художники «ищут зиму» вдалеке от дома, восхищаясь разницей горизонтов, неба и оттенков белого. Художники «сурового стиля» показали им направление творческих поисков. Зимой не так просто делать этюды маслом, и запечатлеть главное помогают зарисовки карандашом, фотографии видов и… оладушки с горячим чаем, которыми потчуют местные жители. Летом 2020 года вместо экспедиции в Скандинавию они отправились в Карелию на шхеры – гранитные скалы, стесанные древними ледниками. Если ранее на северные подвиги их вдохновлял писатель-путешественник Рокуэлл Кент, то теперь и они задумались о своей книге. Ее рабочее название – «За Северной звездой глазами художника» – озвучил Алексей Зуев, сказав, что книга будет наполнена иллюстрациями и описанием событий. В последней поездке они уже вели аудиодневник.
Интересные истории о своем отце Георгии Кикине поведал его сын Николай, художник из Самары. Во времена Советского Союза творцы были ограничены в передвижениях по миру, а свободу волжанам давала лодка. Кикин, уроженец Саратова, перебравшийся в Куйбышев, освоил не только Волгу. Поднявшись вверх по течению, через Вологодскую область он добрался до Северной Двины. Бывал в Заполярье, Карелии, на танкерах и сухогрузах ходил по северным морям. По воспоминаниям сына, в его лодке всегда находились папки, планшеты, альбомы, фотоаппарат. В пути встречались казусы: когда заканчивался бензин, лодку цепляли к барже, больше всего хлопот доставляли колесные пароходы, от которых отходили сильные волны.
Зимой Георгий Георгиевич занимался обработкой впечатлений, много рисовал. Николай Кикин говорит, что отец «прочно заразил его путешествиями», если бы жил сейчас, то объездил бы, как и сын, всю Европу, Юго-Восточную Азию. Как единодушно решили художники, Самарская область, расположенная точно на расстоянии двух с половиной тысяч километров от Черного и Белого морей, полна красивейших видов и требует их внимания.
***
Выставка «Странствия» продлится до 24 января, в ее рамках пройдут мастер-классы, встречи, показы фильмов и другие мероприятия.

* Музыковед, преподаватель Тольяттинского музыкального колледжа имени Р. К. Щедрина.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 3 декабря 2020 года, № 23 (196)
Tags: Изобразительные искусства, Культура Тольятти
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment