Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Джентльмен свинга Томми Дорси

Игорь ВОЩИНИН *

Любой отечественный фанат джаза в 50-х лелеял голубую мечту иметь 78-оборотную граммофонную пластинку, на одной стороне которой была знаменитая Marie Ирвинга Берлина, а на другой – Song of India, биг-бэндовая версия мелодии Римского-Корсакова из оперы «Садко». Подлинник был в 1938-м записан фирмой Victor в исполнении оркестра Томми ДОРСИ, одного из лучших джазовых биг-бэндов тех лет. 19 октября исполнилось 115 лет со дня рождения этого тромбониста и выдающегося бэнд-лидера.

[Spoiler (click to open)]

Первый оркестр Томми Дорси организовал летом 1935-го. Правда, в 33-м он вместе со своим старшим братом саксофонистом Джимми создал великолепный свинговый бэнд, который даже превзошел лучший тогда Casa Loma Orchestra Глена Грея. В оркестре братьев Дорси на тромбоне играл Гленн Миллер, близкий друг Томми, ставший позже легендой джаза.
Личные отношения Томми и Джимми складывались сложно. Томми выполнял в оркестре всю работу, а Джимми был лентяем и выпивохой, да еще и постоянно подшучивал над братом. Это Томми в конце концов надоело, и в 35-м после очередной перепалки на репетиции он взял тромбон и ушел со сцены. Братья не общались 11 лет. Томми ушел «в никуда», не имея никаких перспектив, а лишь желание доказать, что он один может собрать даже лучший оркестр. И он это доказал.
***
Как известно, джаз – самый многостилевой музыкальный жанр. С конца 20-х популярнейшим джазовым стилем был свинг, ставший солидной частью истории жанра. Собственно, он существует и сегодня, хотя претерпел массу изменений, шагая в ногу с развитием музыкальной культуры. Но на 30-е пришелся пик популярности свинга за счет привлекательности мелодики, ее демократичности, доступности и близости к развлекательно-танцевальной сфере.
Особенности свинга тесно связали его с большими оркестрами. Хотя использование большого оркестра несколько снизило роль импровизации, втиснуло исполняемую музыку в рамки партитур, подняв значение композиции и аранжировки. Усложнились и задачи музыкантов, поскольку требовалось уже качество группового коллективного звучания при наличии в составе нескольких групп различных по тембру инструментов.
Благодаря доступности исполняемой музыки именно свинг сделал джаз явлением массовой культуры. К 1940 году в США было зарегистрировано около двух сотен оркестров, причем с различным индивидуальным звучанием. Диапазон музыкальных тем, служивших основой джазовых композиций в период свинга, был очень обширен. Да и сам концерт биг-бэнда становился событием, поскольку уже только появление большого оркестра на сцене создавало праздничное настроение в зале. По рассказам ветеранов движения, огромные танцевальные залы с живыми оркестрами привлекали массы любителей джаза. Знаменитый коллега Дорси, бэнд-лидер Арти Шоу, рассказывал, что когда его оркестр играл для танцев в Palomar Ballrum, вмещающем 4 000 пар, сюда приходило много людей просто послушать музыку. Кроме того, звучание бэнда из танцзала живьем транслировалось в радиоэфире. Это постепенно способствовало превращению джаза в исключительно концертный музыкальный жанр.
Всё вышеотмеченное ярко проявлялось и в музыке бэнда Дорси. Оркестр, продолжая работать в танцевально-развлекательной музыке, внес огромный вклад в сближение музыкального популяра с подлинным джазом. Не будучи революционером или экспериментатором в музыке, Дорси вошел в число основоположников классического стиля свинг.
Звучание его биг-бэнда было очень привлекательным и при наличии острого свинга никогда не создавало впечатления откровенной демонстрации техники. Здесь не было, с одной стороны, злоупотребления необычными звуковыми эффектами, а с другой – излишней пышности и красивости даже при использовании сладкоголосой струнной группы. Вне сомнения, большое значение имели аранжировки, которые кроме самого Томми делали такие мастера, как Поль Вестон, Билл Финеган, Нельсон Ридл и особенно Сай Оливер. Через его оркестр в разные годы прошли такие звезды, как барабанщики Дэйв Таф, Бадди Рич, Джин Крупа, Лу Беллсон, трубачи Банни Бериган и Чарли Шейверс, саксофонист Бад Фримен, кларнетист Бадди де Франко.
Привлекательность звучания оркестра, конечно, обеспечивал и собственный тромбон Дорси. Томми обладал индивидуальной исполнительской манерой, отличающейся особой теплотой, мягкостью, элегантностью и мелодическим изяществом. С учетом всего этого Томми Дорси часто именовали «сентиментальным джентльменом свинга».
Популярность оркестра поддерживалась представляемыми Томми замечательными певцами. Достаточно сказать, что великий Фрэнк Синатра карьеру выдающегося мастера начинал в 1940-м именно в бэнде Томми Дорси. У него Фрэнк появился, когда возникла необходимость смены вокалистов и Томми попросил прислать к нему «тощего паренька», работающего на вторых ролях у Гарри Джеймса. Вскоре Дорси объявил, что Фрэнк встанет рядом с Бингом Кросби, что, собственно, и случилось: Синатра стал признанным лидером американского шоу-бизнеса, национальным достоянием. Сам певец очень высоко ценил заслуги Томми: «Этот человек дал мне настоящее образование во всех отношениях. Я учился динамике, фразировке и стилю по его манере игры на тромбоне, и мне было очень приятно с ним работать. У меня в жизни самыми близкими были два человека: моя мама и Томми Дорси».
***
К концу 40-х годов стиль свинг пришел к финалу, в мире утвердился модернистский бибоп, и о своем уходе со сцены объявили главные лидеры свинга. Томми смог удержаться и занял пост директора отдела популярной музыки на радио. Он создал собственную фирму звукозаписи, пригласил брата Джимми вернуться. Но 26 ноября 1956 г. мэтр ушел из жизни. До наших дней остается его именной оркестр, и недавно в Интернете я натолкнулся на биг-бэнд Томми Дорси уже в 2019-м. Однако 28 ноября 1956 года ведущий закончил радиопередачу словами: «Я хотел бы сказать вам: «Слушайте нас завтра снова с музыкой Томми Дорси. Но я не могу этого сделать, потому что у нас никогда уже не будет завтрашнего дня вместе с Томми».

* Член Гильдии джазовых критиков и Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 3 декабря 2020 года, № 23 (196)
Tags: Джаз, Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment