Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Обаяние таланта

Ирина ЛАЗАРЕВА *

В этом году отмечается 130-летие со дня рождения одного из знаковых архитекторов Самары Петра Александровича ЩЕРБАЧЁВА. С его именем неотъемлемо связывают градостроительство Куйбышева 1920–1950-х годов.

[Spoiler (click to open)]
Он родился 5 (по новому стилю – 17) июля 1890 года в Самаре. Его отцом был городской архитектор Александр Александрович Щербачёв, который на протяжении четверти века, с 1889 по 1912 год, создавал архитектурное лицо дореволюционной Самары; матерью – Александра Петровна Алабина, дочь городского головы Петра Владимировича Алабина.
Сына столь знаменитых родителей уже с ранних лет тянуло к искусству. От отца ему передалась любовь к «застывшей музыке», поэтому учиться он поступил в Самарское реальное училище имени Александра I, где уделялось большое внимание преподаванию рисования и были оборудованы специальные рисовальные классы.
После окончания училища он в 1906 году поступил на общеобразовательное отделение при Высшем художественном училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, а с 1909 по 1915 год продолжил обучение на архитектурном отделении, связав свою жизнь с проектированием и строительством зданий. В период учебы он совершал поездки в Грецию, Италию, Австрию, Францию, где изучал памятники классической архитектуры, которые сформировали его творческий метод. Выпускники училища фактически имели тот же статус, что и выпускники Императорской академии художеств, им присваивалось звание архитектора.
Петр Щербачёв окончил училище в 1915 году и был удостоен звания архитектора с правом на самостоятельное руководство строительными работами. Выпускной работой молодого архитектора стал проект создания пантеона, посвященного павшим русским воинам в Империалистической войне 1914 года. Этот проект, выполненный в стиле неоренессанса, свидетельствовал о высоких архитектурно-художественных способностях автора, которые в полной мере проявились в 1920–1950-е годы.
***
Восхождение Петра Щербачёва на вершину архитектурного Олимпа было связано с его назначением в 1921 году на должность архитектора Самаро-Златоустовской железной дороги. Именно ему в 1925 году было поручено разработать проект здания Управления железной дороги на Привокзальной площади в Самаре. Работа настолько увлекла архитектора, что он разработал три варианта проекта: в русском стиле, в стиле итальянского ренессанса и в стиле модернизированной классики. Последний вариант и был принят. Строительные работы были начаты в мае 1925 года и проводились под личным контролем автора проекта. В ноябре 1927 года здание было готово к эксплуатации.
На молодого архитектора обратили внимание, да и он сам почувствовал желание реализовать свои творческие способности в создании архитектуры социалистического города Самары. Прогрессивные тенденции различных архитектурных стилей были реализованы во многих проектах Петра Александровича.
В 1928 году Щербачёв разрабатывает уникальный проект здания яхт-клуба Гупрофсовета. Здание располагалось на берегу реки Волги, под Струковским садом. Уникальность состояла в том, что здание яхт-клуба было запроектировано в виде корабля. Оконные проемы имели форму иллюминаторов, вышка напоминала рубку, а мачта имела круглые смотровые площадки. Внутри располагались гимнастический спортзал, антропологический кабинет, библиотека, помещения для спортсменов. К сожалению, в связи с реконструкцией набережной в 1950-е годы здание яхт-клуба было разобрано.
1932 год ознаменовался двумя грандиозными проектами, знаковыми для города. По проекту Щербачёва было построено здание Дома Красной Армии (ныне – Дом офицеров Самарского гарнизона, ул. Шостаковича, 7). В сохранившейся рукописной пояснительной записке П. А. Щербачёва о проектировании и строительстве Дома Красной Армии говорится о том, что проект был разработан в течение одного месяца, после чего был утвержден без каких-либо изменений, а рабочие чертежи и отдельные детали здания прорабатывались прямо в процессе стройки.
Еще одним грандиозным проектом того же года становится Дом социалистического сельского хозяйства, выходящий фасадом на улицу Ново-Садовую. При проектировании здания архитектор применил весь арсенал конструктивистских приемов: круглые окна, мачты, тросы, козырьки. В 1938 году здание являлось крупнейшим в Самаре.
Воплощая свои проекты, архитектор формирует облик индустриальной Самары в 20–50-е годы ХХ века. Среди его работ как общественные и административные здания, так и объекты жилой застройки. Эти здания являются визитными карточками города. Титаническая работа архитектора: 100 построенных зданий и 90 неосуществленных проектов. При этом Пётр Александрович проектировал не только для нашего города, но также для Чапаевска, Сургута, Уфы...
***
Он относился к числу зодчих, создавших архитектурный облик старой части города. Как продолжателю дела своего отца – архитектора Александра Александровича Щербачёва – ему передались удивительная любовь к искусству и настоящее творческое горение. Многие здания, выполненные по проектам архитекторов Щербачёвых, являются уникальными памятниками архитектуры и определяют своеобразие архитектурного облика Самары. Качество градостроительных решений, архитектурно-композиционная острота и профессионализм отличают работы архитекторов Щербачёвых и ставят их в один ряд с произведениями выдающихся российских зодчих.

Пётр Александрович Щербачёв создал облик советского Куйбышева, претворяя в жизнь свои идеи в ретроспективном стиле (неоклассицизм), конструктивизме, постконструктивизме, а также социалистическом реализме.
В память о вкладе Петра Александровича Щербачёва в градостроительное дело нашего города 22 декабря в Музее Алабина состоится торжественное открытие выставки «Обаяние таланта». На ней будут представлены мемориальные предметы из семейного архива Щербачёвых, раскрывающие личность, творческие способности и человеческие качества архитектора. Среди экспонатов выставки и уникальные, ранее не демонстрировавшиеся акварельные работы и зарисовки; автопортреты, выполненные как в юности, так и в зрелом возрасте. Дополнят выставку наследники творчества Щербачёва – студенты факультета «Архитектура и дизайн» Академии строительства и архитектуры СГТУ, представившие архитектурную концепцию современного здания яхт-клуба, а также юные художники арт-студии «Страна чудес» Натальи Стукаловой.

* Заведующая отделом истории СОИКМ имени П. В. Алабина.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 3 декабря 2020 года, № 23 (196)
Tags: Архитектура, История Самары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment