Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Искусство ограбления

Великобритания, Италия, 2019
Режиссер Джузеппе Капотонди

Олег ГОРЯИНОВ *

Даже небольшие специалисты в кино регулярно констатируют кризис жанрового кинематографа. Ностальгия по боевикам, триллерам, мелодрамам, комедиям из эпохи 70-х, 80-х, 90-х обусловлена не только специфической настройкой зрительской оптики, которой присуще воображать, что раньше было лучше, но и реальным кризисом, затронувшим в первую очередь не феномен авторского кино, а именно различные образцы жанра. Причин для этого много, однако как минимум одно сразу бросающееся в глаза обстоятельство заключается в том, что сейчас сложно найти «жанровый» фильм, который бы не предлагал в нагрузку некоторое (идейное) дополнение.
Если среднестатистический боевик (не блокбастер, а рядовой представитель жанра) 70–80-х не претендовал на то, чтобы быть чем-то кроме развлечения в рамках определенного формата, то значительная часть современных, например, «экшенов» представляет собой товар в упаковке, куда создатели обязательно вкладывают брошюры просветительского толка: от прямолинейных идеологических агиток до более сложных интеллектуальных посланий. В тех же случаях, когда задачей становится просто развлекательное кино, ему остается лишь иронизировать над самим собой, понимая, что сейчас мало кто готов воспринять жанровое кино в «классическом стиле» всерьез (пример тому – франшиза «Неудержимые»).
Этот контекст следует принимать во внимание, обращаясь к картине Джузеппе Капотонди «Сгоревшая оранжевая ересь (The Burnt Orange Heresy)», перевод названия которой на русский отчего-то стыдливо завуалировали – «Искусство ограбления». Прямо какой-то рядовой heist movie.

Во многом следуя жанровым канонам и создавая визуальное напряжение минимальными средствами, Капотонди действительно отчасти удалось снять напряженное и эффектное кино – не слишком оригинальное, но почтительно относящееся к жанровым конвенциям. Если добавить к этому, что среди главных героев отдельные роли исполнены Дональдом Сазерлендом и Миком Джаггером; что фильм снят в живописнейших местах Италии (озеро Комо); что триллер про попытку похищения картины, в ходе которого, как того требует жанр, что-то пошло не так; может сложиться впечатление, что работа представляет собой неожиданно удачный образец жанра. Если бы не одно «но».
С самых первых кадров зрителя погружают в дополнительный контекст, связанный с феноменом арт-критики, ее (ключевой) роли в рецепции искусства рядовым потребителем, а точнее, в сюжет о том, что любой критик – это ресентиментный художник-неудачник. То есть перебирается ряд штампов из несколько иной области (мир высокого искусства), который призван выступить пикантной специей для основного блюда – триллера про (безуспешное) ограбление. А если добавить к этому, что со временем в диалоги героев об искусстве просачивается мотив (искусства после) Холокоста, который оказывается ключевым для презентации режиссерского замысла, то становится сложно смотреть «развлекательное» кино, не испытывая дискомфорта от того, что вместе с легкомысленным впечатлением «впаривают» брошюру гуманистической направленности. Так этический компромисс, заставляющий каждый фильм быть ответственным перед лицом всей истории кино и искусства ХХ века, становится препятствием, лишающим современного зрителя возможности получения удовольствия от фильма, не озабоченного актуальными нормативными предписаниями.

* Киновед, философ, кандидат юридических наук, главный научный сотрудник Музея Рязанова.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 5 ноября 2020 года, № 21 (194)
Tags: Кино
Subscribe

  • Творческая вершина «потерянного классика»

    Дмитрий ДЯТЛОВ * Фото Ирины ЦАРЁВСКОЙ В концертном зале Пушкинского народного дома в канун 76-й годовщины Победы состоялось исполнение…

  • Подлинник

    Дмитрий ДЯТЛОВ * – Здравствуйте, месье Равель! Я вам писал… – А, так это вы, молодой человек! Что же вы играете из…

  • И слово в музыку вернись…

    Татьяна КОЛЫШЕВА * 8 мая отметила свой юбилей создатель «ТЕАТРА СЛОВА КЛАРЫ САРКИСЯН», уникального явления в культурной жизни…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment