Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Писатели в библиотеке

Юлия АВДЕЕВА *
Фото Романа БУБНОВА, Сергея ОСЬМАЧКИНА

При поддержке регионального министерства культуры областная универсальная научная библиотека приглашает к диалогу о современной литературе с российскими авторами в рамках проекта «Писатель в библиотеке».

В плотном графике ноября и декабря – девять встреч и десять авторов. До официального старта проекта по приглашению театра «Город» библиотеку для разговора о творчестве с самарскими читателями посетили Алексей Сальников и Роман Сенчин.

«Меня скорее удивляет мой мозг. Как он может это всё придумывать?»

Книга Андрея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» обсуждается с 2017 года как событие. Мало кто не слышал, что это «Улисс» на новый лад или отражение магии российской действительности. Происходящее с героями романа – не то болезненный полубред, не то обыденная жизнь, и без того наполненная абсурдом. В московском «Гоголь-центре» и Центре современной драматургии в Екатеринбурге появились театральные постановки романа, а режиссер Кирилл Серебренников готовит экранизацию с Чулпан Хаматовой и Иваном Дорном.
В контексте событий 2020 года о романе заговорили с новым интересом, как о пророчестве. Сам писатель не считает, что попал своим текстом «в нынешнее эпидемиологическое безумие», и популярность романа с ним не связывает.
Фонд СОУНБ пополнили не только упомянутые «Петровы», но и романы «Опосредованно» (вышедший после «Петровых»), «Отдел» и поэтический сборник «Кот, лошадь, трамвай, медведь» с автографами автора.

[Spoiler (click to open)]

«Запретных тем в литературе, я думаю, нет»

Роман Сенчин – не только известный прозаик и литературный критик, но и – «для души» – вокалист альтернативных групп «Гаражная мелодика» и «Свободные радикалы». Поговорили о музыкальном творчестве и о взглядах на современные литературные процессы и о том, как автор представляет себе идеальную экранизацию своих книг. Затронули тему туристического потенциала Тувы, своеобразным путешествием по которой является книга Сенчина с обманчивым названием «Дождь в Париже».

«Запретных тем в литературе, я думаю, нет. Но каждый литератор подходит со своими инструментами: у кого-то пила, у кого-то топор, у кого-то скальпель... Какая-то грань, какой-то саморедактор в авторе должен быть. Не всё можно и нужно переносить на бумагу. Либо, если переносить, то делать это именно художественно, может, даже иносказательно в какое-то время. Нужно ко всему обращаться, всё пытаться анализировать, исследовать, но именно художественными методами».
На вопрос, с чего начать знакомство с его творчеством, Сенчин предлагает ознакомиться с одной из его самых автобиографичных вещей «Лёд под ногами».
А в библиотеке вы также найдете книги «Рок умер – а мы живем», «Срыв», «Петля», «Петербургские повести», «Дождь в Париже», «Постоянное напряжение», «Зона затопления», «Конгревова ракета».


«Счастье – это не когда всё получается, а когда ты живешь ту жизнь, которую хочешь»

Официальным открытием проекта «Писатель в библиотеке» стала встреча с Александром Архангельским. Писателю, публицисту, телеведущему, профессору Высшей школы экономики и автору школьных учебников предстояло высказаться о проблемах современного образования: от целесообразности ЕГЭ по литературе до перспектив дистанционного обучения.

Обсуждали значение литературных премий, достоинства современных писателей и их книг (навскидку гость вспомнил о биографии Лескова от Майи Кучерской, новых романах Александра Иличевского и поэта Тимура Кибирова, книгах «русского писателя в Украине» Андрея Дмитриева, Ксении Букши, «левой и феминистской» Оксаны Васякиной, а также Евгения Водолазкина, Дмитрия Захарова, Шамиля Идиатуллина, Гузели Яхиной).
В разговоре о телевидении упомянули закрытую на канале «Культура» передачу Архангельского «Тем временем» и о проекте, над которым писатель работает в настоящее время – документальном фильме «Голод», посвященном истории голода в советской России в начале 20-х годов XX века. На первом этапе съемки фильма пройдут в Оренбурге, Бузулуке, Уфе, Саратове и Челябинске и, конечно, в Самаре.
На закономерный вопрос к всесторонне талантливому деятелю: «Как всё успевать?» – Архангельский отвечает: «Надо позволить себе испытывать радость от того, что ты делаешь. Муки творчества, разумеется, есть. Но они средство, условие, а не то, ради чего ты садишься книжки писать. Мне очень нравится моя сфера деятельности. Я живу словами и со словами, а слово это очень благодатный материал».
Принципам и приемам работы со словом в различных медиа Архангельский обучает на курсе трансмедийного сторителлинга в ВШЭ: «Мы попали в мир, где, не рассказывая истории, жить нельзя. Можно не читать – это плохо, мне обидно, я автор. Но не придумывать нельзя вообще. Нет профессии, где не нужно было бы рассказывать истории миру».
Книги, с которых можно начать знакомство с творчеством Александра Архангельского: «Несогласный Теодор. История жизни Теодора Шанина, рассказанная им самим» и «Русофил. История жизни Жоржа Нива, рассказанная им самим», вышедшие в серии «Счастливая жизнь». Также среди новинок в библиотеке: «Бюро проверки», «Продленка для взрослых. Путеводитель по классике», «Русский язык и литература. 10 класс. Углубленный уровень. В двух частях».

«Если человек пишет и ему хорошо, пускай он пишет»

Писатель Даниэль Орлов – геолог по образованию и преподаватель литературного мастерства – постарался ответить на вопрос, нужно ли учиться быть писателем. Если коротко, то совсем не обязательно. Можно научиться каким-то основам, свой инструментарий у поэтов и прозаиков. Но главное преимущество студентов литературного института – всесторонняя начитанность. А без чего не бывает хороших писателей?

«Я считаю, что для писателя-прозаика – ну, кроме таланта, потому что талант это константа, которая единожды дается; сколько дали, столько и дали, больше уже там не насыпят, очень важен жизненный опыт. Я не всегда доверяю текстам людей совсем молодых, когда они пишут, например, о Великой Отечественной войне. Или о достаточно сложных этических проблемах. Я просто понимаю, что они ещё не пережили. Должен быть огромный опыт потерь, огромный опыт несчастья и счастья, огромный опыт расставаний, встреч, подлостей, собственных в том числе, переживаний этих подлостей. Обязательно нужно, чтобы будущий прозаик пожил, и пожил по-честному, амплитудно, чтобы его сознание, его эмоции рушились вниз и, наоборот, взмывали ввысь. Тогда это будет серьезный жизненный опыт».
Школой жизни для Даниэля Орлова стала работа геологом, благодаря которой появился повод для творческого высказывания и был написан роман «Чеснок». Также ищите в библиотеке романы Орлова «Саша слышит самолеты», «Долгая нота» и сборник рассказов «Офис-дзен».

«Что к концу года помнится лучше всего, то, наверное, и важно»

Галина Юзефович, встреча с которой состоялась онлайн в прямом эфире, сразу обозначила: «Я не настоящий писатель, я скорее наблюдатель и болельщик в литературе».

Задача литературного критика – помочь читателю сориентироваться в необъятном потоке книжных новинок. Разговор с самарскими читателями Юзефович посвятила книгам 2020 года – тем, что запомнились, и тем, которые только готовятся к выходу, буквально в ближайшие недели. Быть может, кому-то эти произведения также покажутся интересными и станут поводом поддержать «несчастную полудохлую индустрию, которая на самом деле нам всем так нужна».
В этот год продажи книг упали катастрофически: «Веселые издатели говорят, что у них уровень продаж 80% от прошлого года, грустные что 60%». Отменилась ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction, которая также служила огромным магазином, обеспечивая издателям серьезную выручку. В любой трудной ситуации человек начинает отказываться от покупки книг. Но книжные шкафы и библиотеки никто не отменял. Уверены, на ваших домашних книжных полках найдутся достойные внимания книги.
А вот что, по мнению Галины Юзефович, можно поискать в библиотеках и книжных магазинах.

  • Новое русское.

«Оправдание Острова» Евгения Водолазкина, каждый роман которого становится заметным и важным событием, историческая хроника воображаемого государства.
«Сад» Марины Степновой попытка написать классический роман XIX века, сменив мужскую оптику на женскую. Отличается богатым, пышным русским языком.
«Риф» Алексея Поляринова три гармонично взаимосвязанные сюжетные линии о севере, исследованиях, сектах и преодолении травм.
К жанру фэнтези у многих отношение снисходительное, но трилогия Натальи Осояну «Дети великого шторма» (первый роман «Невеста ветра») не похожа на наши привычные представления о фэнтези и заслуживает внимание взыскательного читателя. Интересно сконструированный мир с яркими героями, высокий слог. «Это прекрасная трилогия, в которую хочется уйти, несколько затворив за собой дверь, чтобы снаружи не дуло».
Самое яркое литературное впечатление Галины Юзефович от этого года сборник рассказов поэта Аллы Горбуновой «Конец света, моя любовь»: «Он состоит из очень эмоционально узнаваемых, точных персональных наблюдений, с одной стороны, и совершенно безумной странной русской магической фантасмагории. Что самые удивительное, эти два жанра, которые мы привыкли видеть изолированно, у неё перетекают друг в друга практически без склейки. Мне кажется, это действительно совершенно новый тип русского письма».

  • Детективы года.

«Дурная кровь» (в английской версии скорее «взбаламученная») Роберта Гэлбрейта (он же – переодетая Джоан Роулинг). 900 страниц, которые критик осилила на английском за неделю, «несут знамя классического детектива во всей его красоте, полноте и совершенстве. Если вы являетесь поклонником этого жанра, то это, черт возьми, идеальный детектив». Эту книгу Юзефович рекомендует приберечь до «неизбежного отпуска» новогодних праздников и читать под ёлкой в первые январские дни, пока все остальные спят.
«Суверен» крупного историка, преподавателя Кембриджского университета Кристофера Сэнсома, в детективной серии которого действие происходит во времена Генриха VIII. Сэнсом одинаково хорошо воссоздает реалии и рассказывает истории.
«Охотничий дом» Люси Фоли с клишированным заходом, может, и не самое выдающееся произведение, но его прелесть в том, как качественно и добросовестно автор отрабатывает все приемы классического детектива: «Обаятельная и увлекательная одноразовая головоломка. Это книжка на два вечера. Эти два вечера будут вполне неплохие».
«Человек с большим будущим» Абира Мукерджи Галина Леонидовна хвалит за невероятный антураж и обаятельных героев-следователей.
Еще один классический детектив, явно вдохновленный одним из романов Агаты Кристи (каким – пусть читатель догадается самостоятельно), – «Переплетения» Зигмунта Милошевского.

  • Non fiction.

«Еда для радости» Елены Мотовой о разных системах питания и здоровом подходе к ним (бонусом множество кулинарных идей).
«Праведный палач» Джоэла Харрингтона. Автор исследует подлинный дневник немецкого палача XVI века.
«Лучшее в нас» канадского нейрофизиолога Стивена Пинкера одна из самых оптимистичных нон-фикшн книг научно опровергает наше мнение о том, что всё плохо.
«История чтения» Альберто Мангеля. Аргентинский культуролог, библиограф, директор национальной библиотеки Буэнос-Айреса набирался книжной премудрости, будучи секретарем Борхеса. Его книга собрание самых разных взглядов на чтение как процесс.
«Чисто британское убийство» Люси Уорсли история происхождения жанра и его влияния на литературу.

  • Переводная проза.

«Джеймс Миранда Барри» Патрисии Данкер. «Если о романе написано «интересный взгляд на гендер», я уже чувствую некоторую тоску, потому что столько интересных взглядов на гендер прочитала за последние 3-4-5 лет, что кажется, куда уж ещё. А вот Патрисия Данкер действительно предлагает очень интересный взгляд на гендер».
«Нормальные люди» Салли Руни роман о первой любви, подогретый выходом сериала.
«Тревожные люди» Фредрика Бакмана «скандинавская сумрачная милота» (за это слово Галина Юзефович извиняется, но другого не подобрать) о незадачливом грабителе, уже стала бестселлером во всем мире.
«Непосредственный человек» Ричарда Руссо. Романы о хороших людях, у которых и в жизни всё, в общем-то, неплохо, – что может быть скучнее? Но крупнейший современный американский писатель нашего времени выстраивает из этого набора невероятной силы эмоциональные высказывания.
Семейная сага «Завещание» Нины Вяхи север, выраженный через судьбы его обитателей.
«Я рекомендую каждому читателю собрать подборку голосов, которые будут рассказывать про то, что вам может быть интересно. Главное – не вверять всю свою читательскую судьбу в одни руки», – подытожила Галина Юзефович.
Опытом литературных поисков она также делится с читателями в своих книгах «Удивительные приключения рыбы-лоцмана: 150 000 слов о литературе» и «О чем говорят бестселлеры. Как всё устроено в книжном мире».

«Не могу сказать, что я был в состоянии священного безумия часто.
Видимо, поэзию должно вызывать именно это ощущение»

Программу проекта «Писатель в библиотеке» в ноябре завершил настоящий творческий вечер. Поэт, прозаик, переводчик и издатель Вадим Месяц, чью поэзию высоко оценивал Иосиф Бродский, выступил перед зрителями с концертом. Были стихи, проза, песни под гитару и откровения о писательстве. Но об этом – в продолжении заметок в следующем номере.

* Культуролог, редактор СОУНБ.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 3 декабря 2020 года, № 23 (196)
Tags: Библиотечное дело, Литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment