Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Секреты оперного эликсира

Ольга КРИШТАЛЮК *
Фото Антона СЕНЬКО

Впервые в Самарском театре оперы и балета опера Гаэтано Доницетти «Любовный напиток» появилась в 2001 году. Ее поставили петербургский режиссер Юрий Александров и дирижер Владимир Коваленко в содружестве с художником Вячеславом Окуневым. После окончания ремонта театра восстановлением спектакля на обновленной сцене занималась Марина Шапкина, но спектакль шел весьма редко. И вот 19 лет спустя у режиссера Шапкиной возникла идея новой постановки.

В центре: Дулькамара – Степан Волков, Неморино – Давид Погосян

[Spoiler (click to open)]
Сравнивать эти яркие постановки грешно: каждая отразила свое время, в каждой ставились свои уникальные художественные задачи. В творческой коллекции эпатажных спектаклей Юрия Александрова постановка «Любовного напитка», возможно, получилась одной из самых эпатажных. Героями оперы были отнюдь не итальянские поселяне. Придуманные непоющие персонажи массовки поражали своей колоритностью или будничностью: японская старуха в кимоно, ребенок, играющий в песочнице, продавщица пива; да и главные герои трактовались в реалиях проблемных нулевых: Дулькамара был депутатом, Адина – начинающей бизнес-вумен, Неморино, первоначально появлявшийся с группой японских туристов и фотоаппаратом-мыльницей, пел свой романс во 2 акте с папироской в зубах.
Либреттист Юрий Димитрин не только создал русский вариант текста оперы, но и внес неожиданные юмористические изменения в финальные речитативы: Дулькамара (взяв контракт): «Любопытно. Как нынче бреют в солдаты. (Читает контракт.) «Я, Неморино Авантюретти, обязуюсь…» Позвольте… (Всем) Его фамилия Авантюретти? Все: Да. А что? Дулькамара: Боже! Так он же… Он мой племянник! (Неморино) Приди же в мои объятья… Адина, Неморино: Как, вы наш дядя? Джанетта: Но вы скончались. Дулькамара: Увы, в какой-то мере – да. Для кредиторов – мертвец я. И этот слух помог мне улизнуть из города…»
Действительно, комедийный жанр обладает гибкостью, готовностью вбирать в себя многие злободневные культурные смыслы. Поэтому в те времена создатели спектакля позволили себе включение в оперу-буфф даже… русских частушек. Например, песенку из 2 акта Io son ricco e tu sei bella Дулькамара пел с таким частушечным текстом: «Полюби меня красотка, я известный депутат. У меня высокий рейтинг и внушительный мандат».
Нынешний спектакль ближе неувядающей классике, хотя хронологически и не следует реалиям 1830-х годов – скорее середине XX века. В идее постановки подчеркнут некий баланс между концертным и сценическим воплощением оперы, что выражается термином semi-stage.
***
В этой опере, одной из самых популярных в мировом оперном репертуаре, словно заключены загадки, которые так привлекают режиссеров, заставляя искать рецепты идеального лирического или комического спектакля. Поисками рецепта идеальной оперы, в которой смешное, грустное и драматическое были бы нерасторжимо связаны, занимался всю жизнь Гаэтано Доницетти.
Когда он был еще очень молод, его напутствовал в необъятный оперный мир композитор Симоне Майр, его учитель в Бергамо: «Немного грусти тебе не повредит. Ты слишком весел обычно. Печаль – неразлучная подруга всех, у кого есть душа и сердце». А знаменитый тенор Джузеппе Виганони говорил: «Создайте у публики и артистов впечатление, будто это они руководят вами, а на деле ведите их сами».
Доницетти очень любил музыкальные пародии. В юности он написал пьесу, где изображал знакомого ему старого певца-дилетанта: назойливое повторение высоких нот – это был стук его палочки, ворчливые басы изображали, как распевается старик и прочищает свое горло.
Увлекаясь жанром струнного квартета, Доницетти необычайно точно спародировал стиль одного из квартетов Гайдна. Ну а в жанре буффо, фарсе пародия просто процветала. Написав массу комедийных опер – «Счастливое заблуждение», «Замок инвалидов», «Сумасшедшие по заказу» (в опере нет тенора, только 5 басов и 2 сопрано), «Театральные удобства и неудобства», – композитор и в «Любовном напитке» вместе с поэтом Феличе Романи выстроил целую систему пародийных перекличек: с сюжетом популярного средневекового романа «Тристан и Изольда» Готфрида Страсбургского (причем первым среди композиторов использовал упоминание об этом сюжете в опере), с канвой комедии Э. Скриба «Зелье» и с жанром ученой пасторали.

Адина – Анастасия Лапа, Неморино – Давид Погосян

Образ Адины с ее типичной «звездной болезнью» очень напоминает оперных примадонн времен Доницетти. В бравом вояке Белькоре угадывается вечно неугомонный и воинственный характер старшего брата композитора – Джузеппе, который полжизни провел в военных кампаниях Наполеона, а потом сделал карьеру при дворе турецкого султана.
А вот Дулькамара отчасти похож своей вездесущей напористостью и всезнанием на самого великого импресарио XIX века – Доменико Барбайю. «Благодетель» Дж. Россини, несколько позже он и для Доницетти стал проводником успеха в театральном мире. Уж он-то знал толк в эликсирах! Начав подниматься по социальной лестнице с самых нижних ступенек, Барбайя в молодости работал официантом в кафе рядом с «Ла Скала» и придумал напиток, названный в его честь «барбайято».
Импресарио Фортуны, как он любил говорить о себе, при первой встрече с Доницетти сказал: «Как ты знаешь, я самый великий импресарио в мире, а ты пока еще не знаменитый композитор. Но я великодушен и щедр: мне хочется сделать тебя знаменитым. Россини вывел в свет я. Я драгоценный, хотя и непризнанный благодетель. Ничего не поделаешь, я работаю для искусства, ради торжества итальянской музыки. И немножко также ради того, чтобы отложить кое-какое золотишко!» Сравним с речью Дулькамары: «Болезней человечества я признанный целитель и призванный отечеством больниц опорожнитель. Создать любые снадобья по силам мне вполне и дать их толпам жаждущих по оптовой цене» (пер. Ю. Димитрина).
Создавая свой шедевр в начале мая 1832 г., как гласит легенда, за две недели, торопясь к открытию Миланского театра «Каннобиана», поэт и композитор подчас отталкивались от типично пародийной ситуации. Доницетти: «Я хочу держать пари с самим собой. Интересно, смогу ли написать совершенно новую оперу за две недели? Сначала мне надо повидать Романи, согласится ли он немедленно написать либретто? Если не вернусь с забинтованной головой, значит, он согласился».
«Да не забудь, – говорил композитор поэту, – что у нас примадонна немка Хайнефельдер. Можно заставить ее петь, и побольше, но надо поменьше дать ей речитативов, чтобы не чувствовался акцент. Еще должен напомнить тебе, что тенор Дженеро – заика». – «Что? – удивился Романи. – Что ты сказал?»«Я сказал, что тенор заика». – «А как же он поет?»«Когда он поет, это незаметно. Но нужно придумать его герою такой наивный и бесхитростный характер, чтобы заикание в речитативе только помогло певцу. Еще должен предупредить тебя, что у баса-буффо Фреццолини голос как у козленка и что французский бас Дебади ненадежен, почти всегда не в голосе».
Так стремительно, вдохновенно создавался рецепт этой чудо-оперы. Но главным ее загадочным ингредиентом стал романс Неморино, сочиненный композитором сначала без слов. Доницетти уговорил Феличе Романи вставить этот номер в уже готовый сценарий второго акта. И этот минорный романс среди лучезарной мажорности стал не только центром притяжения лирических сил в опере, но и символом высочайшей красоты и поэзии, только возможной в музыке. Простой деревенский чудак вдруг сделался поэтом, преобразился в самого Тристана силой любви.
***
Ах, доктор Дулькамара, в образе которого слились воедино все шарлатаны, маги и даже волшебники мира! Если бы вы были так любезны и подсказали бы нам верный рецепт оперного эликсира, который бы приободрил нас, оживил и утешил, внушил надежду, подарил немного света…
– Да, да, я к вашим услугам. Великий маг и волшебник, знаток сердец и утешитель душ, дотторе Дулькамара! Слушайте внимательно и записывайте мой новый рецепт! Возьмите молодых, прекрасных солистов. Пусть Адину споет лауреат международного конкурса Анастасия Лапа. В этой певице счастливо сочетаются очаровательная внешность и большой голос красивого тембра с крепкими, звонкими верхами. А какая у нее техника! Вот увидите, как виртуозно она споет сложнейшую арию Prendi, prendi, per me sei libero в финале.
Партию Неморино пусть исполнит артист молодежной оперной программы, лауреат международного конкурса Давид Погосян. Его нежный тенор будет звучать очень искренно и уверенно, с настоящим профессиональным мастерством. А его уникальный типаж заставит публику вспомнить образы любимого Чаплина.
На роль Белькоре возьмите Владимира Боровикова, лауреата международных и всероссийских конкурсов. Его баритон прозвучит красиво и сильно, а комедийный талант певца и фикус в его руках заставят вас вспомнить полковника Френсиса Чеснея из всеми любимой комедии «Здравствуйте, я ваша тетя».

Белькоре – Владимир Боровков

Джанетту пусть споет эффектная Софья Цимбал, лауреат международных конкурсов, артистка молодежной оперной программы.
Пусть в декорациях Елены Соловьевой минимализм будет сочетаться с ощущением удобства и комфорта, цвета костюмов порадуют глаз яркостью, но без крикливости, а мизансцены будут придуманы режиссером Мариной Шапкиной с такой естественностью, что возникнет ощущение непосредственности и радостной суматохи.
И даже немая роль старичка с палочкой (помните ту пародию юного Доницетти?) пусть будет доиграна до логического конца: появляясь в толпе селян на протяжении всего действия, в финале он наконец-то распробует мой эликсир молодости.
А в качестве дирижера-постановщика пригласите лауреата международного конкурса Алексея Ньягу. Он опытный дирижер, тонко чувствующий темпоритм оперного спектакля, создаст такую удобную и в то же время динамичную канву темпов, оркестр, подготовленный ведущими дирижерами театра Евгением Хохловым и Борисом Бенкогеновым, будет звучать столь выразительно и слаженно, что и артисты, и публика получат огромное удовольствие.
И если все мои рекомендации вы исполните, ваш спектакль ждет феерический успех!
– Синьор Дулькамара, постойте, постойте! А кто же исполнит вашу партию в опере?
– Ну конечно, о себе я скромно умолчал, как всегда! Пусть мою партию исполнит фантастически артистичный Степан Волков, лауреат международных конкурсов. Его искусство буффонной скороговорки настолько феерично, что вызовет абсолютный и безоговорочный восторг зрительного зала. Да, и пусть он приедет к публике на слоне. Это достойный для него размер!
***
Слова доктора Дулькамары оказались пророческими. Так все и случилось. Эта постановочная версия полюбилась многим зрителям с первого взгляда. Помимо достигнутого равновесия всех художественных составляющих спектакля, в нем было ощущение того мудрого, всепонимающего юмора, который в наше печальное время может принести истинное утешение. Всем участникам спектакля удалось выразить главные музыкальные достоинства оперы, в которых ощущалось нечто первозданное, сияющее, лучистое. «Кажется, что и в самом деле утро года одарило воодушевлением эту музыку, созданную в весеннюю пору, она излучает ее аромат, молодость, прозрачную негу, воздушную игру красок и света».
Один из биографов Доницетти писал, что в романсе Неморино композитор «смог освободить свою душу от иллюзий, страданий и надежд». Но таким образом он подарил надежду нам… в том числе и надежду на то, что новый замечательный спектакль будет частым гостем на сцене Самарского оперного театра именно в этом составе – на радость всем его участникам и благодарной публике, которая устроила всем артистам и создателям спектакля настоящую, искреннюю, продолжительную овацию. На сей раз рецепт оперного эликсира в формате semi-stage оказался верным!

Самарский академический театр оперы и балета
Гаэтано Доницетти
Любовный напиток
Опера в концертном исполнении
Музыкальный руководитель постановки – Евгений Хохлов
Дирижер-постановщик – Алексей Ньяга
Режиссер-постановщик – Марина Шапкина
Художник-постановщик – Елена Соловьева
Хормейстер-постановщик – Максим Пожидаев
Балетмейстер-постановщик – Владимир Шачнев
Премьера состоялась 27 ноября 2020 года

* Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки СГИК.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 3 декабря 2020 года, № 23 (196)
Tags: Опера, Театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment