Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Олег Карташёв о главной улице России

Руфия САЛИХОВА *

Исполнилось 110 лет со дня рождения Олега Николаевича КАРТАШЁВА, заслуженного художника РСФСР. Любовь к Волге и ее просторам заставила известного ленинградского художника резко изменить свою судьбу.

Совершив в 1953 году творческую поездку на Волгу, он был покорен великой русской рекой. «Волга стала моей темой», – писал впоследствии художник. Из Ленинграда он переезжает в Куйбышев. Вначале он руководит летними творческими мастерскими, а вскоре становится председателем Куйбышевского отделения Союза художников РСФСР.
Олег Николаевич Карташёв родился в Москве 2 декабря 1910 года. Вскоре после этого семья переехала в Архангельск, а затем – в Рыбинск. Именно в Рыбинске Карташёв влюбился в Волгу, ее просторы. Первые ученические работы, созданные в студии изобразительного искусства Рыбинского отделения Пролеткульта, куда он поступил в 1920 году, были посвящены Волге.

[Spoiler (click to open)]
В 1930 году Олег Николаевич поступает в Первый художественный политехникум **, занимается в мастерской живописца и сценографа В. Воинова и в живописной мастерской Л. И. Каратеева. После ликвидации техникума Карташёв поступает в Ленизорам (Ленинградское изобразительное искусство рабочей молодежи). С 1926 года мастерскими руководил М. С. Бродский (1896–1944). Он же был руководителем декоративно-монументальной секции, которую посещал Олег Николаевич.
Творческий путь был прерван началом Великой Отечественной войны. Была школа младших лейтенантов в блокадном Ленинграде, потом госпиталь на Большой земле, был Сталинградский артиллерийский центр, были суровые фронтовые дороги, по которым, упрямо стиснув зубы, прошагал до последнего дня войны командир гаубичного дивизиона Карташёв. Как артиллерист, командир батареи вместе с частями Красной армии он прошел фронтовыми дорогами путь от Ленинграда до Берлина и Праги. После окончания войны вернулся в Ленинград, работал в оформительском комбинате Ленинградского товарищества художников. Вскоре стал начальником мастерской, затем директором комбината, а в 1948 году – заместителем председателя правления товарищества.
Лето 1953 года Олег Николаевич провел в верховьях Волги, в левитановских местах – Плесе, Кинешме, Васильсурске. С этого времени Волга становится основной темой его творчества. Широкий волжский простор без изображения современных деталей в его работах воспринимается вполне актуально. В картинах много солнца, света и голубой дымки. В них есть простор и тишина. Автор любуется спокойным течением реки, неторопливой линией берегов, синевой неба, серебристыми далями и солнечным светом.
В 1955 и 1956 годах оргкомитет Союза художников СССР направляет Олега Николаевича в Куйбышев для руководства летней творческой практикой группы живописцев. Самарская Лука как место ее проведения выбрана была не случайно. Это уникальная по красоте и природным особенностям территория, где встречаются Жигулевские горы, ширь полей и простор водной глади реки.
Летом художники совершали длительные прогулки по Самарской Луке и Волге. В наиболее живописных местах ставили палаточный лагерь. Днем ходили на этюды, вечером у костра спорили об искусстве. Карташёв хотел сказать нечто существенно важное о России. Он показал современную ему Волгу, создал своеобразную «Жигулевскую сюиту» (1957). В ней перед зрителем развертывается картина своеобразной природы и жизни Волги у Жигулей.
С завершением создания каскада волжских водохранилищ и каналов (1930–1964) произошли грандиозные перемены, превратившие главную водную магистраль России в Большую Волгу с новыми морями, гидроэлектростанциями, городами и промышленными предприятиями. Тогда же Карташёвым была задумана серия картин под названием «Волга – главная улица России». Над этим циклом художник работал до последних дней. В него вошел ряд совершенно разных по характеру картин, отображающих современные автору реалии.

В Жигулях началась нефтедобыча, в оврагах между гор выросли нефтяные вышки, а на берегу – дома нефтяников, новые поселки. Изменение ландшафта воспринималось как уход от старого, создание «нового лица» этих мест. Так создавались картины «Поселок нефтяников» (1955), «В поселке Зольное» (1955).
Другая серия работ переносит нас в старые села Жигулей («В Жигулях. Бахилова поляна», 1963), ведет по лесным дорожкам вдоль Волги («Туристские тропы», 1963) и приглашает остановиться на поляне со свежеспиленными деревьями («В леспромхозе», 1963).
В 1959 году Карташёв окончательно переехал в Куйбышев. Был избран председателем правления Куйбышевского отделения СХ РСФСР, активно занимался административной и организационной работой, был постоянным членом республиканского выставкома.
В 1964 году в Куйбышеве была проведена первая зональная выставка «Большая Волга». Карташёв представил пять панорамных работ, в том числе «В Жигулях. Бахилова поляна», «Туристские тропы в Жигулях», «Утро в Жигулях». К следующей «Большой Волге» планировались новые полотна из серии «Главная улица России», но художник не успел их осуществить. Он ушел в 1967 году, проведя на Волге последние девять лет своей жизни.
В коллекции Самарского художественного музея находятся восемь работ О. Н. Карташёва. В том числе большие полотна из серии «Главная улица России». Сочетая индустриальный пейзаж с лирическим настроением, Олег Николаевич создал обобщенный поэтический образ нашего края, сохранив для потомков героику и романтику своего времени.

* Заведующая отделом хранения Самарского художественного музея.
** Государственная первая профессионально-художественная студия Петроградского района Ленинграда была образована в 1925 году, а в 1930 году была преобразована в Государственный политехникум Отдела народного образования при Управлении по делам искусств Ленгорсовета.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 3 декабря 2020 года, № 23 (196)
Tags: Изобразительные искусства
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment