Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Явление «Квадрата» Самаре

Татьяна ПЕТРОВА *
Фото Андрея САВЕЛЬЕВА

26 ноября 2020 года в зале № 7 художественного музея Самаре явился «Черный квадрат» Казимира Малевича. Пришедшая на аудиенцию с ним публика, одетая преимущественно в черное, была сосредоточенна и подавлена ощущением сакральности момента.
Явление «Черного квадрата» в Самаре стало возможным благодаря открытию «Дней Эрмитажа в Самарской области». Собравшихся онлайн приветствовал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, подчеркнувший, что на выставке в Самарском художественном музее представлена одна из самых главных картин ХХ века. Идея показать «Черный квадрат» в Самаре уже продолжительное время витала в воздухе, и нужно отдать должное директору музея Алле Шахматовой, которая сумела добиться ее реализации в наше непростое ковидное время.

[Spoiler (click to open)]
«Черный квадрат» – самое знаменитое и эмблематичное произведение Малевича», – констатирует в пресс-релизе выставки ее куратор Михаил Дединкин, заместитель заведующего отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: «Его название стало метафорой радикальности художественного мышления, когда беспредметное возводится в наивысшую степень. Воплотивший с максимальным лаконизмом идею «абсолютного нуля», начала и конца всех форм, явлений, миров квадрат в своем философском значении оставался не до конца разгаданной тайной и для своего создателя. Малевич видел в нем глубочайшую тайну, подобную космосу, непостижимый «образ Бога», который невозможно переписать, изменить или превзойти, но можно, подобно иконе, повторить. Он называл его своим главным произведением, поместил на обложку своей книги о супрематизме в 1916 году, подписывал им, как монограммой, свои письма и поздние фигуративные картины».
А так как для самого автора это произведение не стало до конца разгаданной тайной, то и всё культурное человечество, естественно, ищет его разгадку вот уже более ста лет.
Самарские архитекторы Дмитрий и Мария Храмовы предложили оригинальную концепцию экспонирования «Черного квадрата». Их арт-проект «Черный квадрат {аудиенция}» носит подзаголовок: «Аудиенция с Черным квадратом – это вслушивание в Бытие». Они поставили перед собой задачу интерпретировать в проекте первое историческое экспонирование картины самим автором в виде «иконы», размещенной в «красном углу», а также воссоздание супрематической обрядности – создание ритуала, процессуальности восприятия.

Конструкция павильона ведет зрителей к «Черному квадрату», создавая на тактильном уровне восхождение к «иконе», стены павильона, сужаясь к углу, завершающемуся висящим вверху произведением, усиливают концентрацию энергии картины, одновременно режиссируя восприятие «один на один с космосом», – читаем мы в сопроводительном тексте.
Торжественное явление публике «Черного квадрата» в такой интерпретации, бесспорно, завораживает. Его освещенная точечным источником света поверхность излучает энергию; кажется, в ней пульсируют некие токи, и в этих пульсациях мы невольно умудряемся уловить некий сакральный, мистический смысл.
Впечатление это усиливается еще и тем, что представленный на выставке «Черный квадрат» – последний по времени создания из четырех черных малевичевских квадратов, – имеет непосредственное отношение к Самаре. Искусствовед Георгий Никич, который выезжал в Самару в связи с обнаружением неизвестной ранее работы Малевича, в статье на сайте «Артгид» вспоминал о том, как это произошло.
В 1993 году «Черный квадрат» принесли в самарское отделение Инкомбанка родственники художника по боковой линии. За несколько лет до обращения в банк владелица «Квадрата» и двух других работ Малевича получила их в наследство от умерших родственников, которые хранили «Квадрат» на дне ящика с картошкой. Было известно, что этими работами уже интересовались дилеры, которым удалось увезти в Швейцарию несколько графических листов.
Новая владелица хотела избавиться от всего, что было так или иначе связано с именем Малевича, считая, что из-за этого над семьей тяготеет какое-то проклятие, и действительно, в жизни семьи в это время произошла цепь драматических событий. Дабы уберечь «Квадрат» от внешних посягательств, какое-то время его хранили в оружейном сейфе сотрудника самарских органов госбезопасности. В конечном итоге владельцы обратились к Инкомбанку с предложением купить у них картины Малевича, и некоторое время «Квадрат» находился в собрании банка. Однако после разорения последнего в 1998 году, по договоренности с правительством России «Черный квадрат» был снят с открытых торгов, а в 2002 году приобретен миллиардером Владимиром Потаниным за 1 миллион долларов США и передан на хранение в Государственный Эрмитаж.
Первый вариант «Черного квадрата» (ГТГ) со стороной 79,5 см был создан в 1915 году поверх уже написанной супрематической композиции и был показан на выставке «0,10» в Петрограде. Именно тогда Малевич поместил его как икону в «красном углу» зала, чем привлек к нему особое внимание публики. Так как нижний слой живописи не успел достаточно просохнуть, впоследствии поверхность работы покрылась кракелюром и утратила цельность черного цвета.
Вторая реплика «Квадрата» со стороной 106,0 см была создана Малевичем и его учениками вместе с новыми вариантами «Черного круга» и «Черного креста» около 1923 года для предполагавшегося экспонирования на биеннале в Венеции (все эти работы хранятся в ГРМ).
В 1929 году Малевич исполнил третий вариант композиции (со стороной 85,0 см) по просьбе заместителя директора Третьяковской галереи А. А. Федорова-Давыдова для своей персональной выставки – вместо варианта 1915 года, покрытого кракелюром.
Последний, четвертый вариант «Квадрата» художник написал для выставки «Художники РСФСР за ХV лет», ставшей итоговой для русского авангарда, проходившей в 1932 году в Русском музее в Ленинграде. Размер стороны этой работы – 53,0 см, что точно соответствует «Красному квадрату» 1915 года, вместе с которым и экспонировался на выставке.
Помимо «черных квадратов», Малевич, следуя своей теории эволюции супрематизма, написал два «красных квадрата» (собрание ГРМ и бывшее собрание Н. И. Харджиева) и один «белый квадрат» – супрематическую композицию «Белое на белом» (собрание Музея современного искусства в Нью-Йорке). В настоящее время известны всего семь живописных «квадратов».
Что касается четвертого, «самарского» «Черного квадрата», то считается, что именно его несли перед гробом Малевича по Невскому проспекту до Московского вокзала в Ленинграде. Тело художника было отправлено в Москву, в крематорий. Урну с пеплом захоронили возле большого дуба в подмосковной Немчиновке, согласно завещанию художника. «Черный квадрат» некоторое время стоял на его могиле. Сохранилась фотография, на которой запечатлены дочь Малевича Уна и его вдова Наталья Андреевна, стоящие перед установленным на могиле «Черным квадратом». Могила Малевича не сохранилась.
А нам осталась загадка малевичевского «Квадрата», которую мы будем решать бесконечно. Пожалуй, наиболее радикально высказалась о «Квадрате» Екатерина Деготь, не могу не процитировать ее слова: «Черный силуэт квадрата на белом фоне есть некая картина картин, картина вообще; но не любая картина и не одна из картин. Скорее, это все картины в мире, наложенные одна на другую: многократно экспонированная фотопленка, сгоревшая от губительной сверхпристальности. Черный квадрат напоминает проект музея, выдвинутый однажды Малевичем: сжечь все произведения мировой живописи и выставить их в виде пепла; крематорием мировой живописи Малевич и мыслил Черный квадрат. Он есть и отрицание всего в мире, и акт предельного синтеза этого «всего», но на ином уровне, «в снятом виде».

* Искусствовед, заместитель директора по научной деятельности Самарского художественного музея, кандидат искусствоведения, член Союза художников России.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 3 декабря 2020 года, № 23 (196)
Tags: Изобразительные искусства, Музейное дело
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments