Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Джазовый цыган Белинский

Игорь ВОЩИНИН

Недавно упомянутая в моих заметках шведка Виктория Толстой ** пока не очень баловала российских меломанов своими выступлениями. Наиболее известен, пожалуй, лишь ее вполне успешный концерт в 2011-м в Санкт-Петербурге. Но вот другой зарубежный музыкант, выходец из легендарного семейства России, объездил всю страну, в том числе дважды в начале двухтысячных годов выходил на сцену Самарской филармонии. Его имя Фредерик БЕЛИНСКИЙ , и он праправнук великого русского критика, публициста и философа.

Виссарион Григорьевич не был музыкантом, но известны его статьи об операх Глинки: восторги по поводу «Ивана Сусанина» и недоумения после «Руслана и Людмилы», а также восхищение музыкой Бетховена. А Валентин Теодор, дед Фредерика, был незаурядным пианистом, любимым учеником Рахманинова и другом Владимира Горовица. После 1917 г. он эмигрировал, за границей нередко аккомпанировал Федору Шаляпину, а также выступал вместе с цыганским скрипачом Стефаном Бротеску. Дети музыкантов сдружились, стали мужем и женой и родителями Фредерика, который и оказался наполовину русским, наполовину цыганом, появившимся на свет в 1974 г. во Франции.
Фредерик с серебряной медалью окончил Национальную Парижскую консерваторию по классу академической гитары. С 17 лет начал подрабатывать в русском кабаре, где познакомился с цыганскими музыкантами, бывшими артистами театра «Ромен». Сотрудничество с ними придало музыке Фредерика особую энергию и эмоциональность. Но он выступал и с концертами академической музыки, в том числе с целыми программами, посвященными Баху.

[Spoiler (click to open)]
Фредерик – большой виртуоз, его техника владения инструментом поражает. Известность музыканта огромна, и приглашения его на высокие дипломатические рауты были довольно частыми. Его музыкой восхищались Николя Саркози и Михаил Горбачев, король Марокко Мухаммед VI, принц Монако Альберт. Фредерик выступал на открытиях международных фестивалей кино, театра и телевидения во многих странах Европы.
Огромные перспективы открылись перед Фредериком, когда он познакомился с творчеством живущего в Париже бельгийского цыгана Джанго Рейнхардта, основателя стиля мануш (gypsy).
Стиль возник в 30–40-х годах прошлого века в Европе, в первую очередь во Франции, в результате слияния элементов собственно джаза и традиционной музыки цыганской этнической группы мануш. Главными инструментами стиля являются акустическая гитара и скрипка. Могут добавляться саксофон, аккордеон, но при полном отсутствии ударных инструментов. Исполнители гитарных партий отличаются быстротой темпа и особыми мелодическими и гармоническими подходами в импровизации, а также острым свингом.
В пятидесятых годах стиль gypsy jazz, впрочем, как и многие другие, ушел в тень под напором современного джаза бибоп. Интерес к манушу возродился в Европе в последние десятилетия ХХ века. Во многих странах стали проводиться специальные фестивали стиля мануш и именные – в честь Джанго Рейнхардта. Но центр цыганского джаза возродился именно во Франции. К тому времени в мире было не так уж много музыкантов, сохранивших верность манушу. Среди них наиболее известны сын и внук Джанго Рейнхардта – Бабик и Давид, а также Бирели Лагрен, Дидье Локвуд, Дорадо и Чаволо Шмитт, братья Розенберг. Ну, а к ХХI веку первым стал, вне сомнения, Фредерик Белинский. Сегодня он едва ли не главный музыкант стиля мануш и в его программах немало миксов, в которых сочетаются академическая классика, латиноамериканские мотивы, американский джаз, французский шансон и популярные русские мелодии.
С 2004-го Белинский стал часто приезжать в Россию с концертами в Международном доме музыки, Кремлевском Дворце, на различных музыкальных фестивалях, а также с многочисленными гастролями по стране. В 2011-м он выпустил диск под названием «России! С любовью», где собрал собственные версии популярнейших отечественных мелодий, которые давно на слуху. Здесь и Андрей Петров с музыкой фильма «Я шагаю по Москве», и Евгений Крылатов с «Колыбельной медведицы», и легендарная «Одинокая гармонь» Бориса Мокроусова... Наверное, выпуск этого замечательного альбома связан с тем, что Фредерик стал больше ценить Россию, проникаться к ней любовью, думать о своих корнях, известных предках.
У Фредерика установились тесные контакты со многими российскими музыкантами разных жанров. Он с ними много раз выходил на сцену, записывался на диски. Вместе с Даниилом Крамером Фредерик объехал пол-России. Да и в личном плане обстоятельства привязали Фредерика к России, поскольку его женой и по совместительству директором стала россиянка Анастасия Гай. Наверное, все эти обстоятельства и поддержка руководителей отечественной культуры Михаила Швыдкого и Александра Авдеева и обеспечили то, что в январе 2011 года за особые заслуги в области культуры Фредерику Белинскому было присвоено гражданство Российской Федерации.
В 2010 г. Фредерик стал хедлайнером и арт-директором проводившегося в Москве Первого международного фестиваля Gypsy Jazz, в котором участвовали Дидье Локвуд, Сточелло Розенберг, ансамбль лучшего традиционного отечественного гитариста Алексея Кузнецова. Этот фестиваль существует и сегодня, он значительно повысил интерес к манушу, в стране появилось немало своих ансамблей этого стиля. А сам Фредерик продолжает успешно выступать на разных российских сценах, и его вклад в популяризацию великолепного музыкального жанра в России переоценить невозможно.

* Член Гильдии джазовых критиков и Союза журналистов России.
** См. «Свежую газету» – № 21 (184) за 5 ноября 2020 года.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 19 ноября 2020 года, № 22 (195)
Tags: Джаз, Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment