Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Соло для левой руки

Александр ИГНАШОВ *
Фото предоставлено театром «Мастерская»

Не имея собственной сценической площадки, не оглядываясь на распространение второй волны коронавирусной пандемии, Самарский молодежный драматический театр «Мастерская» продолжает удивлять: премьеры спектаклей идут одна за другой – буквально каждые две-три недели! В Пушкинском народном доме и на сцене Дома актера прошли премьерные показы спектакля «Коля против всех», а уже через несколько дней анонсирована «Безымянная звезда» М. Себастиана. Не каждый театральный коллектив может работать в таком темпоритме!..

Чуть больше четырех лет назад, 14 сентября 2016 года, в рамках секции современной драматургии Самарского отделения СТД состоялись читки пьес самарских драматургов, вошедших в шорт-лист конкурса монопьес, проведенного Российской государственной библиотекой искусств, радио «Культура» и редакцией журнала «Современная драматургия». В тот вечер студент актерского отделения института культуры Валерий Сабельников показал в режиссуре Ирины Сидоренко пьесу Сергея Давыдова «Коля против всех». При заявленном формате актерских читок была показана именно пьеса, создан ее сценический эскиз. Состоялось подробное и довольно эмоциональное обсуждение текста с участием самого драматурга и публики.
Спустя четыре года театр «Мастерская» вернулся к пьесе. Художественный руководитель театра Ирина Сидоренко пригласила на постановку режиссера Леонтия Бородулина.

[Spoiler (click to open)]
Несколько слов о драматурге и о пьесе. Сергею Давыдову 28 лет. Он родился в Тольятти, в Самаре окончил аэрокосмический университет. Его частенько называют тольяттинским драматургом, относя к продолжателям традиций Вадима Леванова и «Майских чтений». На мой взгляд, пьесы Давыдова выходят за рамки этого определения. Кстати сказать, в 2014 году с одной из своих первых пьес Сергей участвовал во Всероссийском литературном фестивале имени Михаила Анищенко. Присущий автору в то время юношеский максимализм через пару лет нашел отражение и в герое пьесы «Коля против всех».
В творческой биографии драматурга участие в проектах «Театра.doc» и мастерской Дмитрия Брусникина, конкурсы и фестивали драматургии «Ремарка», «За!текст», «Действующие лица», «Евразия», «Любимовка».
В 2017-м на лаборатории молодой режиссуры в театре «Школа современной пьесы» состоялся эскизный показ пьесы «Коля против всех», в сентябре 2018-го текст был опубликован в электронном журнале «ЛиTERRAтура», а в октябре 2019-го Центр драматургии и режиссуры пригласил зрителей возрастной категории «16+» на премьеру спектакля в постановке Юлианы Лайковой, занявшей в сценической интерпретации монопьесы двенадцать актеров.
Когда в пьесе доминирует тема отверженности ребенка, когда событийный ряд построен вокруг этого в форме монолога, то за присутствующим на первом плане состраданием герою режиссер пытается найти нечто художественно более глубокое и многогранное. Не потому ли при переносе этой монопьесы на сцену режиссеры сознательно изменяют обозначенному автором жанру, привнося в мир монологического высказывания героя иных сценических персонажей? Возможно, дело в том, что не каждый молодой актер обладает творческим потенциалом, способным в течение часа сценического времени не просто удержать на себе внимание зала, но взять зрителя за сердце, перевоплотившись в 12-летнего мальчика-изгоя.
Спектакль СМДТ адресован подросткам. На афише указаны режиссер-постановщик, жанр «монопьеса», возрастное ограничение «12+» и почему-то не указан актер, за которого из-за этого становится обидно. Валерий Сабельников существует в образе Коли Мельникова абсолютно убедительно и искренно, ничуть не театрально. В наполненном метафорами спектакле Леонтия Бородулина, сочетая несколько образных систем, актер раз за разом раскрывает перед нами новые грани внутреннего мира подростка с его ожиданиями, надеждами, разочарованиями, глубоко затаенной нежностью и ярко выраженной агрессивностью. Поздравив театр с удачей, в кратком варианте рецензии на премьеру на этом можно ставить точку.
В эскизном показе пьесы у мальчишки было больше озлобленности. В спектакле музыкально одаренный Коля менее агрессивен. Он не такой, как все. Его не понимают ни туповатые одноклассники, ни лицемерные учителя, ни ставшая домашним тираном родная бабушка. Единственным близким ему человеком была умершая мама. Сцены воспоминаний Коли о маме, о ее смерти, пожалуй, самые пронзительные моменты спектакля! Даже музыку Коля любит очень по-своему, внутренне, не на показ, что называется, душой, которая у него совершенно не ладит с рациональным началом. Никакого пианистического будущего у этого пацаненка нет не только потому, что с первого мгновения мы видим его изуродованную правую руку, но и потому, что Коля – человек по природе своей фатальный, предназначенный не жизни, но судьбе.
Спектакль – о судьбе, о юной личности, способной в чем-то противостоять житейским испытаниям, а в чем-то перед ними отступать. Эту двойственность героя, его второе «я», режиссер раскрывает, выводя на сцену не существующего в пьесе персонажа – некую девушку в концертном фраке с клавишами в руках. В программке читаем: «В спектакле занята Виктория Мамеева». Театр не конкретизирует, в каком образе существует актриса, оставляя зрителям возможность, отталкиваясь от собственных ощущений, понять, кто она для Коли – его Душа, его Мечта, его Мелодия?
Подчеркнуто скудная обстановка комнаты, в которой живет Коля, – стол, стул, не кровать, а сундук, на котором он спит, пианино, ставшее мусорным баком, – отражает холод одиночества и обреченности надежд на лучшее. Обращенный к неизвестному для нас другу монолог Коли о жизни исповедален и адресован каждому из нас. Не случайно Коля не раз упоминает созвучные исповеди музыкальные темы и произведения, а «Молитва» Булата Окуджавы становится контрапунктом всей его жизни. «Там аккорды простые, диапазон не такой большой», – говорит Коля вроде бы о любимой песне, а на самом деле о себе, о своих мечтах и о безрадостной действительности. «Много хочешь – мало получишь», – с сарказмом повторяет он слова бабушки.
Коля привык быть один. Как привык есть одни и те же сосиски. Как привык носить майку супермена, никаким суперменом, по сути, не будучи. В свои 12 лет он живет так, словно прожил всю жизнь. Привык, что все против него, а он против всех. Страдания в жизни от разочарований, это он хорошо усвоил, а если нет ожиданий – нет и разочарований. Но как при всем этом жить? Для чего жить?
И пьеса, и спектакль начинаются и заканчиваются фразой: «Я всегда всё делаю наоборот!» Персонаж Валерия Сабельникова не столько делает, сколько переживает, раздумывает. Он способен на поступок, но поступков в его жизни до обидного мало, а позитивных – и вовсе наперечет.
Отрезав себе циркулярной пилой пальцы на одной из рук, подставив под якобы совершенное преступление ненавистную бабушку, Коля со слезами на глазах читает полученное от нее письмо, мечтая окончить универ и взять бабушку к себе. В этот хеппи-энд как-то не верится. Коле, по его собственному признанию, ожидания приносят лишь разочарования. И всё же, несмотря на всю мрачность событийного ряда, отчаяние подросткового максимализма, финал спектакля оставляет светлое ощущение, вселяя надежду если не на чудо, то на что-то лучшее, что обязательно произойдет в жизни Коли – не может не произойти!
***
«Давят на жалость!» – раздраженно сказал после спектакля один из зрителей в возрасте. А в это время подростки один за другим подходили к лежащей в фойе книге отзывов и писали в ней слова благодарности. В целевую аудиторию спектакль попал абсолютно точно! Рассказанная со сцены история срикошетила в тинейджеров. Оставшись в зале почти на час, они обсуждали с актерами и режиссером увиденное на сцене, делились своими житейскими историями. Преодолевая стеснительность, девочка лет 13–14 произнесла: «Наша депрессивность и жестокость – не отклонение от нормы. Как без этого повзрослеть?»

Самарский молодежный драматический театр «Мастерская»
Сергей Давыдов
Коля против всех
Моноспектакль
Режиссер – Леонтий Бородулин
Художники-постановщики – Сергей и Юлия Гореловы
Премьера 28 октября 2020 года

* Кандидат филологических наук, член Союза писателей, Союза театральных деятелей, Союза журналистов России, «Золотое перо Самарской губернии».

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 19 ноября 2020 года, № 22 (195)
Tags: Театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment