Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Логика разрыва

Виктория ТРИФОНОВА *
Фото Дмитрия ПТИЦЫНА

В галерее «Виктория» открылась выставка «ЛОГИКА РАЗРЫВА. Искусство фотографии в Самаре за 50 лет». Кураторы Сергей БАЛАНДИН и Сергей ОСЬМАЧКИН не раз во время открытия сожалели о том, что в пространстве галереи трудно было разместить все работы. Но и то, что удалось предложить публике, довольно точно отмечает основные этапы, школы, направления самарской фотографии за полвека истории.

Конечно, фотография в Самаре была и до 1970-х. Критик и исследователь фотографии Виктория Мусвик, определяя место самарской фотографии в российском историческом контексте, предлагает вести начало фотографии как искусства с фотосекции, которая действовала в знаменитом ГМК-62. Трудно не согласиться с утверждением, что именно тогда, в эпоху оттепели, культурная и общественная жизнь закрытого города Куйбышева стала развиваться в общем дискурсе свободы, общественной инициативы, полилогичности, множественности взглядов на реальность. И конечно, фотография не могла выпасть из этого процесса, наоборот – фотоискусство стало полем постижения, преображения, понимания реальности и, как следствие, сформировало визуальную культуру своего времени.
Хронология проекта, на первый взгляд, мало отражена в устройстве выставочного пространства. Тем не менее, сведя начало и окончание экспозиции к работам Владимира Привалова – в 70-е он работал в фотоклубе «Параллакс», – организаторы вольно или невольно подчеркнули изначальную самостоятельность и самодостаточность самарской фотографии.
Пейзажи 1970–80-х вызывают ассоциации с музыкой Бетховена – мощной, страстной, глубокой. Обращение к куйбышевским реалиям того времени в них сложно обнаружить, однако именно эти фрагменты реальности именно в то время предложил автор для со-переживания, со-участия, со-мыслия своим куйбышевским зрителям. И сегодня, полвека спустя, такое общение автора со зрителем по-прежнему актуально.
Фотография предлагает взглянуть на действительность глазами автора: так сказать, посмотреть через призму его мировоззрения. Однако посмотреть публика может, но вот что она увидит – зависит только от зрительского навыка, от насмотренности, от ее собственного интеллектуального, эмоционального, повседневного опыта. Собственно, и выставка «Логика разрыва» больше об истории визуальной культуры в Самаре, о долгом, неравномерном развитии фотоязыка и умении выражать самые сложные или простые смыслы.

[Spoiler (click to open)]
Кураторы выставки сознательно предложили не искать хронологических, вербальных подсказок, а полагаться только на визуальное восприятие. С одной стороны, это позволяет «услышать» (если так уместно сказать о фотографии) всё, что говорили и продолжают говорить самарские фотографы своими визуальными высказываниями. С другой – эффект полилога заставляет вспомнить экспозицию «Звуки штетла» в Еврейском музее: все слышно, все понятно, пока ты «внутри», но шаг в сторону – и возникшее вдруг представление, образ, впечатление распадается на эмоции, вспышки воспоминаний, обрывки несвязных звуков.
И все-таки некоторую логическую подсказку организаторы выставки предлагают: период 70–80-х гг. представлен работами участника фотоклуба «Параллакс» Сергея Ускова и серией «Белое море» художника-графика Георгия Кикина. Сергей Осьмачкин представляет следующий этап самарской фотографии – в 80-е он начал развивать городскую школу фотографии в фотоклубе «Самара». Многие его фотографические работы находятся в мировых фотографических собраниях, и это, пожалуй, самое лучшее, что случилось с самарской фотографией за полвека: пронзительный «Сережа» (1995) и вечно-эпичная «Волга» (1995) говорят о настоящем и общем, вневременном и актуальном – и пусть самарскую фотографию знают такой.
Концептуальная фотография Евгения Рябушко представлена на выставке «Персидскими коврами». Созданные в 90-е, они в плоскости пола образуют некие пространственно-временные порталы – переходы из одного смыслового пространства галереи в другое. Но и здесь все не так однозначно: серебряно-желатиновая печать снимков уже в первом зале соседствует с «цифрой», во втором же зале мультимедийное разнообразие достигает новых высот: проекция google-карт позволяет Дарье Каракуловой представить реальность, зафиксированную только технологически, без авторского «решающего момента». И это уже фотографические практики современной самарской фотографии – фотоклуб «Контраст» 2018–2019 гг., более известный как арт-сообщество.
И все-таки, можно ли говорить о самарской фотографии как о цельном явлении? Что-то объединяет авторов выставки? Или – «мы разные, непохожие, просто живем в одном городе»? Да и правильно ли определять фотографию по географическому признаку – ведь тем и хорошо визуальное общение, что понятно всем и везде? Ответы на эти вопросы можно получить там же, на выставке «Логика разрыва».
Значительное место на выставке занимают работы международного творческого объединения Fixxer, которое возглавляют Сергей Осьмачкин и Дмитрий Орлов. Конечно, это уже «цифра»… Ян Саркисян, Елена Елеева, Павел Куприянов, Полина Кубарева, Юлия Зотанина и Вячеслав Чалдышкин – все они «ценят прямую фотографию, документальность, отражение жизни только фотографическим языком», так написано на сайте объединения. И еще Fixxer «предоставляет возможность свободного разговора». Многие из представленных на выставке работ членов объединения подписаны просто: «Без названия», что, разумеется, вызывает зрителя «на разговор» – с самим собой в первую очередь. Так фотография и становится искусством.
Однако особенно запомнился «Персик» Сергея Осьмачкина. Работа 2011 года изображает разорванное изнутри, почти взорванное нечто, сочащееся – страшное, одним словом. Но именно название/пояснение, данное автором, заставляет еще раз взглянуть, уже по-другому, на фотографию безобидного фрукта и совсем по-житейски отругать себя: «И чего это я напридумывала?!!» Такой вот персональный «тест Роршаха».
Можно получить представление о развитии фотографии в Самаре на выставке «Логика разрыва», но понять, что же такое самарская фотография, наверное, не получится: фотографию всегда делали, придумывали, показывали самые разные люди для общения с другими людьми. И здесь, как и в жизни, можно прекрасно понимать далекого и покойного А. Картье-Брессона и не понимать своего современника и земляка: просто потому, что языки разные. Фотоязыки, конечно!

* Кандидат исторических наук, доцент Самарского университета, член Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 19 ноября 2020 года, № 22 (195)
Tags: Изобразительные искусства, Художественная фотография
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment