Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

«Этот мальчик играет как дьявол!»

Дмитрий ДЯТЛОВ *

Учитель фортепиано давал ребенку играть упражнения и гаммы, разучивал с ним всё новые и новые произведения классических композиторов, никогда не отпускал с урока, пока маленький пианист не обессилит окончательно в своих импровизациях. По заданию учителя он должен был рассказывать в них о своих переживаниях, обо всем случившемся за день. Следовало описать в музыке все встречи и расставания, радости и обиды, приобретения и потери. Не подумайте, что учитель издевался над учеником! Напротив, он придумывал все новые музыкальные кунштюки, чтобы чрезвычайно импульсивный мальчик истратил, наконец, свою кипучую энергию, растворил ее в радости творчества.
А именно радость излучал этот ребенок, поскольку все делал с удовольствием. Его игра на инструменте была продолжением обычной жизни, наполненной игрой и общением, всеми перипетиями детского бытия. Но энергия!..
Когда немецкий композитор Ариберт Рейман услышал шестнадцатилетнего Фазыла, был поражен его чрезвычайной импульсивностью. Композитор совершал путешествие вместе с американским пианистом Дэвидом Левиным. Он сказал тогда своему спутнику: «Вы непременно должны его услышать, этот мальчик играет как дьявол!» И они отправились в Стамбульскую консерваторию в класс Митхата Фенмена, учившегося некогда в Париже у великого Альфреда Корто. Юный Фазыл САЙ по просьбе своего учителя несколько часов импровизировал перед приезжими музыкантами…

[Spoiler (click to open)]
После окончания Стамбульской консерватории Фазыл Сай продолжил обучение в Дюссельдорфе и завершил в Берлине. Впитавший с ранних лет национальную музыку родной Турции, получивший начальное музыкальное воспитание от наследника традиций француза Корто, завершивший свое образование в стенах музыкальных вузов Германии, Фазыл Сай стал одним из самых оригинальных и ярких музыкантов современности. Вот уже четверть века его имя значится на афишах крупнейших музыкальных фестивалей и концертных залов всего мира.
Фазыл Сай известен и как пианист, и как композитор. Он автор симфоний и ораторий, камерных сочинений и инструментальных концертов. Сай писал музыку для Зальцбургского фестиваля и Музыкального фестиваля в Шлезвиг-Хольштайн, для Венской и Дрезденской филармоний, для Фонда «Луи Виттон», камерных оркестров «Орфей» и BBC
Еще в 1987 году сочинение юного Фазыла Сая исполнялось в рамках празднования 750-летия Берлина. Его фортепианный концерт «Шелковый путь» постоянно звучит на сцене и горячо приветствуется по всему миру.
В своей музыке Сай соединяет элементы академической классики с турецким фольклором и джазом, что создает неповторимую и узнаваемую звуковую среду. Обилие острых синкопированных ритмов, огромная масса звука в кульминациях соседствуют с медитативными фрагментами тончайшей звукописи. Рояль композитор использует не только в традиционной манере, он включает в фактуру своих сочинений всю сумму технических приемов романтического пианизма; играет на приготовленном рояле, изменяя его привычный звук и находя новые выразительные возможности. Во многих фортепианных сочинениях Сая необходимо играть некоторые фрагменты, заглушая рукой или рукавом одежды рояльные струны. Эффект старинного фольклорного струнно-щипкового инструмента усиливается и своеобразной ритмикой…
В Сети можно услышать один из последних сольных концертов Фазыла Сая на фестивале в грузинском Цинандали, где он играет несколько шопеновских ноктюрнов, Аппассионату Людвига Бетховена, пьесы Эрика Сати, избранные Прелюдии Клода Дебюсси и свою фортепианную сонату.
Если вы никогда не слушали Фазыла Сая, не спешите с решением и осуждением, выслушайте его до конца. Знакомого с музыкой Шопена могут поразить непозволительная вольность в обращении с музыкальным временем, кульминации, переливающие чувство через все возможные края, «досочинение» пассажей и мелизмов…
В известнейшей сонате Бетховена тоже много вольностей, каких никто себе не позволяет. И столько в поведении артиста на сцене кажущегося эпатажа! Кажущегося, заметьте! Чем дальше, тем более музыкант подкупает своей искренностью, своей невероятной общительностью, своей окончательной погруженностью в исполняемое. Но если звучание пьес Эрика Сати, слишком рельефное и открытое по звуку, вызывает некоторое отторжение, то исполнение Дебюсси может примирить с Фазылом Саем самого ожесточенного критика. Это стоит услышать!..
Французская музыка очень близка Саю, в ней он чувствует себя абсолютно как дома. Ему понятны ее мистические дуновения и характерные ритмы, изыски звуковых ароматов и красочные панно кульминаций, энергии многообразных движений и особая радостно пульсирующая витальность. Можно обратиться и к записи соль-мажорного фортепианного концерта Мориса Равеля, осуществленной совместно с Национальным оркестром Франции.
Репертуар Фазыла Сая весьма широк и разнообразен, он включает в себя фортепианную музыку трех веков и музыку нашего времени. В свои концерты с классическим репертуаром Сай смело включает собственные сочинения, которые, несмотря на всю необычность звучания, наследуют великой европейской академической традиции.
2020 год – год 250-летия Бетховена – Фазыл Сай отметил своеобразным музыкантским подвигом: записал и выпустил в свет все тридцать две фортепианные сонаты великого композитора.

* Пианист, музыковед. Доктор искусствоведения, профессор СГИК. Член Союза композиторов и Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 19 ноября 2020 года, № 22 (195)
Tags: Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment