Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Девичий переполох синкоп

Игорь ВОЩИНИН *
Фото Юлии БУТЫРСКОЙ

В Самаре состоялся первый концерт абонемента «Вечера джаза с Даниилом Крамером».

На сцене народный артист России Даниил Крамер появился в клумбовом окружении очаровательных вокалисток, контрабасистки и барабанщицы, и самарские меломаны смогли убедиться, что не одними мужчинами жив этот самый джаз. Собственно, и программа-то называлась Ladies First. Вот имена тех, кто в этот вечер и был впереди: Ирина Родилес, Анастасия Лютова и Виктория Каунова – вокал, Ксения Савченко – контрабас и Анна Гелюк – ударные инструменты.
Идея программы принадлежит Родилес, она же сделала и все вокальные аранжировки. Ирина – самая известная и опытная из вокалисток группы, певица европейского уровня. За свою джазовую карьеру она успела поработать в бэндах Анатолия Кролла и Георгия Гараняна, а также выступала с оркестрами Олега Лундстрема, Игоря Бутмана, с симфоджазом братьев Ивановых, ансамблями Николая Панова, Андрея Кондакова, Ивана Фармаковского, Якова Окуня и другими. Ирина участвовала во многих российских и международных фестивалях, записывала диски и озвучивала фильмы. Будучи одной из самых искушенных российских джазовых певиц, она активно занимается и музыкальной педагогикой.

[Spoiler (click to open)]
Родилес в совершенстве владеет всеми премудростями джазового вокала. Ее голос – это бесконечный красочный поток энергии и страсти. Ирина в постоянном поиске, и оригинальную программу с женским джазом они вместе с Даниилом Крамером с неизменным успехом показали во многих городах страны. Ирина – непосредственный участник, а где-то и автор неординарных музыкальных проектов, в том числе шоу лучшего российского тромбониста Максима Пиганова или программы легендарного рокера Андрея Макаревича. А в 2011-м в Москве на фестивале «Джаз в саду «Эрмитаж» я получил удовольствие от выступления вокального трио «Ирина, Арина и Полина».
***
Концерт в Самаре начался с инструментальной пьесы Стена Гетца Мenina Moca, в которой Крамер показал своих молодых соратниц-инструменталисток. Затем на сцену вышли в составе трио певицы и усадили слушателей в поезд «А» легендарной композицией Билли Стрейхорна Take The A Traine. Эта мелодия, как правило, закрывает концертные выступления, но девушки логично рассудили, что до того, как поехать, нужно в этот самый вагон войти. И вошли они очень эффектно.
Вообще в концерте номера трио сменялись сольными, и первой очень энергичный каскад виртуозных скэтовых рулад в быстром темпе обрушила на зал Анастасия Лютова. Эта певица лишь недавно начала сольную карьеру, а до этого были учеба в Гнесинке и участие в замечательном вокальном трио Real Jam. Именно в этом ансамбле Лютова успела уже дважды выступить в Самаре. А в родном Ханты-Мансийске петь она начинала в составе ансамбля преподавателей музыкальной школы. Тогда произношение английских слов в шлягере Fly Me to the Moon 6-летней девочке написали русскими буквами. Мама Насти, профессиональная вокалистка, всячески содействовала увлечениям дочери, и в 2017-м она завершила обучение на факультете эстрадно-джазового вокала РАМ имени Гнесиных.
Конечно, недавний выход на сцену с сольной программой стал для Анастасии событием, тем более что партнерами певицы оказались опытные джазовые музыканты, которые рискнули своему ансамблю дать игривое название «Лютый Бэнд». В свои 25 лет талантливая певица успела уже много. Она с успехом выступала на престижных джазовых фестивалях, а ее партнерами кроме постоянного ансамбля были музыканты оркестра имени Олега Лундстрема, ансамбля Игоря Бутмана.
В 2019-м японская фирма Venus Records выпустила дебютный альбом Анастасии Like It Jazz, а на обложке выходящего в Токио журнала Jazz Perspective появилась ее фотография. Певицу регулярно приглашают для выступлений на всевозможных торжествах – от закрытия Московского международного кинофестиваля до Дня Рогатого Бога Британии. Самые престижные московские джаз-клубы предоставляют ей свои сцены.
Третья вокалистка – Виктория Каунова – тоже уже нашла свое место в российском джазе, и отечественные мэтры называют ее одним из лучших голосов России. Сегодня она выступает с ансамблем саксофониста Ильи Морозова, и их совместное творчество вселяет большую уверенность в будущем отечественного джаза. Каунова родилась в джазовом городе Ростове, там же окончила консерваторию, стала лауреатом многих всероссийских и международных конкурсов, участницей фестивалей.
Говоря об этих талантливых вокалистках, невозможно не вспомнить главного мэтра и классика отечественного джаза Анатолия Кролла, который сделал очень много для развития вокала в российском джазе. А организованный Анатолием Кроллом вокальный фестиваль «Очарование джаза» сегодня стал парадом самых ярких и неординарных вокалисток. Девиз фестиваля – «Мы любим их джаз! Мы любим их в джазе!».

В самарском же концерте звучали в основном джазовые стандарты эпохи свинга. Они были разными по характеру и по трактовке – от виртуозно быстрых до балладно-задумчивых. Было и целое попурри с легендарными Sing! Sing! Sing!, Savoy и Sweet Georgia Brown. Певицы продемонстрировали энергичный свинг и вокальную технику с блистательными скэтовыми фрагментами. Затем Крамер с использованием деки рояля и всей батареи ударных вместе с Анной Гелюк выдал эффектное drums-вступление, за которым последовали вокалистки: ну конечно, какая ж свадьба без баяна, какой же джаз без «Каравана»! В финале в собственной композиции Крамера Strange Blues еще раз достойно показали себя Савченко и Гелюк.
Будем ждать новых встреч с Даниилом и его соратниками. Есть же в джазе и мужчины.

* Член Гильдии джазовых критиков и Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 19 ноября 2020 года, № 22 (195)

Tags: Джаз, Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment