Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Возвращение имени

Сергей ГОЛУБКОВ *

В Самаре вышла новая книга профессора Самарского университета Михаила ПЕРЕПЕЛКИНА «Евгений Николаевич Чириков. Самарские страницы жизни и творчества» **.

Монография издана на средства гранта губернатора Самарской области в области науки и техники за первое полугодие 2020 года. В ней «исследуются все известные биографические и творческие связи выдающегося русского писателя Е. Н. Чирикова (1864–1932) с Самарой и самарской культурой».

Книге предпослано предисловие, написанное правнуком писателя Михаилом Александровичем Чириковым, в котором перечисляются исследования, посвященные различным этапам жизни писателя, связанным с Нижним Новгородом, Казанью, Минском, Чехословакией и Югославией. Называя эти работы и их создателей, М. А. Чириков сетует, что «заполнены пока еще не все лакуны биографии писателя. Представление о жизни Чирикова в других городах и странах складывается пока фрагментарно из разрозненных источников: писем, воспоминаний самого Е. Н. Чирикова и его детей, Я. Тейтеля, Л. Н. Андреева и его дочери В. Андреевой, И. Бунина, Н. Телешова, А. Аверченко, Д. Мейснера, статей и книг Н. С. Травушкина (о Чирикове в Астрахани), Е. Н. Закаменной (о Чирикове в Плесе), Е. А. Поповой (о Чирикове в Крыму)».
Действительно, создание исчерпывающей по фактическому материалу и концептуально целостной научной биографии Е. Н. Чирикова относится к числу еще не достигнутых отечественным литературоведением целей. И тем отраднее осознавать, что с каждой новой статьей, с каждой новой книгой мы постепенно приближаемся к решению этой задачи.
[Spoiler (click to open)]
Михаил Перепелкин – известный в Самаре и за ее пределами филолог, написавший обстоятельные литературоведческие монографии: «Бездны на краю. И. Бродский и В. Высоцкий: диалог художественных систем» (2005); «Слово в мире Андрея Тарковского. Поэтика иносказания» (2010); «Венедикт Ерофеев: причудливый или просто чудной. Текст и контекст» (2019). Но мы знаем его и как автора литературно-краеведческих книг, множества статей и телевизионных передач, в которых нашли отражение серьезные архивные разыскания по поводу разнообразных «самарских страниц» нашей большой истории отечественной литературы. Новая книга, о которой идет речь в данной рецензии, – именно об этом, о самарских страницах жизни и творчества Чирикова.
М. Перепелкин отличается исследовательской скрупулезностью, если можно так выразиться, «дотошностью», пристальным вниманием к факту, к отдельной детали.
Каждый музейный экспонат, будь то книга, рукопись, рисунок, фотография, может скрывать свою неразгаданную тайну. Так было, например, с портретом Е. Н. Чирикова, подписанным его автором – «А. Толстой». В семье Чириковых на протяжении многих десятилетий свято верили, что этот портрет создал не кто иной, как писатель Алексей Николаевич Толстой, благо, что они были современниками и давними знакомцами. Однако, проведя необходимую поисковую работу, Перепелкин убедительно доказал, что автором этого портрета на самом деле является петербургский художник Александр Сергеевич Толстой, оказавшийся в годы эмиграции в Праге. Так что подпись «А. Толстой» на самом деле отсылала совсем к другой персоне. Сколько подобных сюжетов обнаруживают в своих заповедных глубинах различные историко-литературные разыскания!
Каждый писатель, которым профессионально занимается историк литературы, представляет интерес, как правило, в нескольких аспектах. Во-первых, это уникальный творческий мир Личности с порой драматическими изломами ее судьбы. Во-вторых, писатель – это всегда средоточие социокультурных связей, творческих контактов, это зеркало, в котором так или иначе отражается во всей динамике литературный процесс, да и вся история современной писателю эпохи. В-третьих, творчество каждого писателя – это своеобразная лаборатория художественных форм, представляющая особый интерес, если взглянуть на нее через призму исторической поэтики. Все эти три аспекта исследователь должен постоянно держать в своем сознании, чтобы его труд приобрел стереоскопическую емкость и полноту.
В главе «Имя Е. Н. Чирикова в истории самарской культуры: отсроченное возвращение» М. Перепелкин занимается уяснением причин долгого невнимания местных историков и литературоведов к самарскому этапу творческой биографии писателя. С одной стороны, причина была общей для официальной истории литературы: принципиальное игнорирование писателей-эмигрантов, к каковым относился и Чириков.
С другой – многие персоны рубежа XIXXX вв. в советской историографии затенялись разросшейся и во многом мифологизированной персоной Горького. Наконец, как пишет автор книги, «самарский период жизни и творческой деятельности Е. Н. Чирикова и в самом деле был не очень длительным и по прошествии лет просто утонул среди многочисленных фактов его насыщенной событиями биографии». Отмеченные обстоятельства позволяют очертить границы того невозделанного поля, на которое вступает современный исследователь.
Аналитическая мысль автора монографии движется по нескольким направлениям: подвергается осмыслению та часть эпистолярного наследия писателя, которая была непосредственно связана с Самарой; добросовестно комментируются фотографии Чирикова самарского периода; изучается мемуаристика, отразившая Чирикова того времени; исследуются публикации писателя в «Самарской газете» и «Самарском вестнике», а также художественные произведения, написанные в Самаре, но напечатанные в столичных журналах (при этом автор книги останавливается на самарских прототипах в ряде этих произведений).
Перепелкин обращает внимание читателей своей книги на то, что самарские впечатления не отпускали Чирикова и после его отъезда из нашего города. «Уехав из Самары, он еще некоторое время обращался к хорошо знакомому им самарскому материалу и в своей публицистике, выходившей на страницах журнала «Жизнь» в рубрике «Провинциальные картинки».
В монографии дается обзор тогдашних самарских газетных публикаций о Чирикове, сообщается о его пьесах, шедших в начале ХХ века на сцене самарского театра.
Особую ценность представляют в книге главы, основным содержанием которых является характеристика литературных и социокультурных связей Е. Чирикова с А. Смирновым (Треплевым), А. Гольдебаевым, с семейством Тейтелей и другими яркими представителями тогдашней самарской интеллигенции. Примечательно, что одна из этих глав поименована так: «Круг Чирикова – круг родителей Алексея Толстого». В ней идет речь о том, что самарский круг общения Е. Чирикова и круг самарских собеседников А. Бострома, А. Толстой (Бостром), юного А. Н. Толстого часто пересекались. Этим дело не ограничивалось.
Не случайно следующую главу «На писательских перепутьях» автор начинает словами: «Далее обратимся к тем источникам, которые свидетельствуют, что помимо широкого круга общих знакомых имело место и личное знакомство Е. Н. Чирикова и семьи юного А. Н. Толстого, а также более или менее тесное общение на протяжении довольно продолжительного времени». И затем, анализируя отобранные художественные тексты указанных в названии главы писателей, автор книги обнаруживает и объясняет показательные элементы творческой переклички в прозе этих писателей-современников.
В разделе «Приложение» помещена вполне уместная подборка из пяти художественных текстов Е. Чирикова. Несомненно, увеличивают историко-литературную ценность издания и помещенные в книге иллюстрации. Этот блок из 48 иллюстраций весьма разнообразен и репрезентативен по своему составу. Тут мы видим портретные и групповые фотографии Чирикова и его современников; автографы листов рукописей, писем и открыток; обложки книг; программу Самарского городского театра; страницы самарских газет; объявления, приглашения и справки; фотоснимок фрагмента экспозиции Литературного музея Е. Н. Чирикова в Нижнем Новгороде.
Обилие ссылок на редкие документы столичных и местных архивов, на многочисленные материалы провинциальных газет, большой объем освоенных историко-литературных источников, демонстрация хорошего знания и глубокого понимания творческой биографии Е. Н. Чирикова, фактографическая точность, выразительные социально-исторические детали эпохи – все это, несомненно, рождает читательское доверие к монографии и уважение к ее автору.

* Доктор филологических наук, профессор Самарского университета.
** Перепёлкин М. А. Евгений Николаевич Чириков. Самарские страницы жизни и творчества: монография. – Самара: Слово, 2020. – 152 с.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 19 ноября 2020 года, № 22 (195)
Tags: История Самары, Литература
Subscribe

  • И слово в музыку вернись…

    Татьяна КОЛЫШЕВА * 8 мая отметила свой юбилей создатель «ТЕАТРА СЛОВА КЛАРЫ САРКИСЯН», уникального явления в культурной жизни…

  • Путешествие за счастьем

    Анна ЛАЗАНЧИНА * Фото Вячеслава САМОЙЛОВА Музыкально-драматический спектакль «Новеллы о любви», привезенный в Самару…

  • Пульс времени

    Дмитрий ДЯТЛОВ * – Разве уж и пьес не стало? – ласково-укоризненно спросила Настасья Ивановна. – Какие хорошие пьесы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment