Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Большой секрет для маленькой компании

Татьяна ГРУЗИНЦЕВА

Театру-студии «Грань» исполнилось 50 лет.

Маленькая комнатка. Темно-зеленые стены, мореного дуба балки, грубые скамьи и камин, словно из каморки папы Карло. Это «кухня» театра «Грань» – режиссерская, где обсуждаются новые постановки, где проходят читки, а в перерывах между репетициями пьют чай. Под потолком парит кэрролловская Алиса – кукла художницы Татьяны Рассказовой. Алиса с изумлением смотрит на актеров, клетчатое платье вздымается от быстрого падения...
Комната наполнена работами любимых художников: бронзовая фигурка драматурга Володина, ее автор Резо Габриадзе, бумажные «Пьеро» Александра Хохлова, тут же на полках – ангелы Алисы Якиманской, за гвоздик зацепилась репродукция Брейгеля…
А еще фисгармония – домашний орган, который когда-то приобрела для театра его основатель Эльвира Дульщикова (1936–2011). Сама Эльвира Анатольевна, кажется, по-прежнему здесь, в своей режиссерской. В костюме Пьеро она наблюдает за происходящим с фотопортрета…
12 ноября – день рождения Эльвиры Дульщиковой и день рождения театра-студии «Грань». В этом году у театра юбилей – 50 лет. Полвека. Хотя многих это может удивить. Многие, в том числе и я, открыли «Грань» не так давно, в 2012 году, со спектакля «Фрекен Жюли» в постановке Дениса Бокурадзе. Но это новая история, уже профессионального коллектива; история, связанная с получением «Золотых Масок» и других премий, с очередями в билетную кассу и сотнями писем актеров, желающих быть принятыми в труппу камерного театра. А в 2012-м актеры еще упрашивали друзей и знакомых прийти, посмотреть «Фрекен Жюли». Буквально выходили на улицу и предлагали прохожим зайти в театр, бесплатно. Просто чтобы не играть в пустом зале.

Эльвира Дульщикова

[Spoiler (click to open)]
Это было время, когда народного театра Эльвиры Дульщиковой уже не стало, а о театре Дениса Бокурадзе еще никто не знал. Его театр только начинался. И, кстати, на первых порах новокуйбышевцы относились к спектаклям Бокурадзе с недоверием. В то время как самарцы восхищались новым театральным языком, жители Н-ска в недоумении пожимали плечами, они считывали влияние, манеру основателя – Эльвиры Дульщиковой.
А Денис Бокурадзе именно этого и хотел – сохранить эстетику камерного театра, театра не бытового, поэтического.

Нелюбимый город

Сейчас, когда шаг за шагом начали восстанавливать историю театра, а первые студийцы публикуют свои воспоминания, факты очевидцев порой разнятся. Но совершенно точно, что в 1970 году Эльвира Дульщикова приехала с мужем, отставным военным, в молодой город Новокуйбышевск. Пришла в городской ДК и взяла драмкружок (названия «Грань» еще не было и в помине), став тринадцатым по счету художественным руководителем.
Город ей ужасно не понравился: эти улицы с еще не оперившимися молодыми деревцами, силуэты промышленных зданий, дымящиеся трубы завода, мрачные холодные «сталинки». В течение года, а то и больше, не разбирала чемоданы – мечтала уехать прочь. Но втянулась в работу и осталась.
Репетиционный процесс Дульщикова любила больше, чем премьеры и спектакли. Над каждой постановкой работала долго и подробно, оттачивала до совершенства. Огромное внимание уделяла деталям, не терпела небрежности и с самого начала стремилась к соавторству с талантливыми, неординарными людьми. Как магнит притягивала к себе профессионалов высокого уровня.

Сцена из спектакля «А зори здесь тихие». Премьера 1974 года

Сейчас это кажется удивительным, но с любительским театром сотрудничали главный художник Куйбышевского театра оперы и балета Михаил Мурзин, главный художник областного театра кукол Татьяна Рассказова, главный художник Куйбышевского театра драмы Илья Мендкович, художник Московского театра имени Ленинского комсомола Алена Сидорина. С народным театром сотрудничал Владимир Боер, в то время – главный художник Театра Романа Виктюка, сегодня – художник-постановщик Московского драматического театра имени Пушкина, театральные художники Андрей и Татьяна Кулаковские (Германия), Юрата Рачинскайте (Литва) и многие другие.
Для спектаклей специально писали музыку композиторы Екатерина Комалькова (Москва), Александр Бердюгин (Санкт-Петербург), Василий Тонковидов (Самара), над сценической пластикой работали балетмейстеры и солисты Самарского театра оперы и балета…

«Грань» – так называется театр

Эльвира Анатольевна возглавляла театр сорок лет. За это время было поставлено около 60 спектаклей для детской и взрослой публики.
Первым стал спектакль по пьесе Михаила Светлова «Двадцать лет спустя» – дипломная работа Дульщиковой в Московском институте культуры. Затем были «Дипломат» Алешина, «Девочка и апрель» Тамары Ян, «Иркутская история» Арбузова, «Золотой ключик», «Кошкин дом», «Дядя Степа»…
Первые спектакли создавались на большой сцене Дворца культуры. Репетировали где придется: в фойе, в хореографических классах, неприспособленных комнатах. «Сцену давали редко, вспоминает Надежда Парахина, кандидат технических наук и актриса театра с 1970 по 1984, только для генеральных репетиций, да и то ночью. Мы сами строили декорации из подручного материала: каких-то ящиков, лесенок, из всякого хлама, найденного за сценой. Главным помощником стал машинист сцены Михаил Иванович Красотин, который таскал этот хлам, приговаривая: «Я драм люблю….» И крепко-накрепко закреплял станки, чтобы мы не упали, бегая и прыгая по ним с азартом и бесстрашием молодости».
А в камерном зале, с которым сегодня ассоциируется театр-студия «Грань», располагался хореографический класс балетные станки, зеркала от пола до потолка и огромные окна. Только в 80-м году Эльвира Анатольевна отвоевала помещение камерного театра. И первым спектаклем в новом пространстве стал «Маленький принц». Пришедших на премьеру зрителей ожидал темный неосвещенный зал, лишенный традиционных зрительских кресел. Вместо них – те самые, нарисованные Сент-Экзюпери, ящички: жилище для желаемого друга барашка. Первый луч софита – и зритель заворожен: пол зала засыпан песком – он в той самой пустыне, где встретились Летчик и Принц.
Именно тогда с обретением собственного зала и возникло название: театр-студия «Грань».
Интересно посмотреть на репертуар тех лет: «Карманный театр» Ж. Кокто, «Бумажный Пьеро» Р. Х. Хименеса, «Город» И. Бергмана, остросюжетные водевили «Саламанская пещера» М. Сервантеса, «Сильное чувство» Ильфа и Петрова, «Аз и Ферт» П. Федорова, волшебные детские сказки «Щелкунчик», «Дюймовочка» и решенная в традициях Венецианского Возрождения «Золушка».
С «Золушкой» в 1993 году театр гастролировал в Голландии, сыграв сказку на рождественский праздник в зале Русского православного прихода в Амстердаме.
Пьесы всё чаще писались самой Дульщиковой, иногда с помощью актеров театра: например, «Мой Пушкин», сценарно выстроенный по стихам и прозе Марины Цветаевой; «Чудесное яблоко», сочиненное по мотивам картин и сказкам костромского художника Ефима Честнякова.
Работая с актерами-любителями, Дульщиковой, конечно же, хотелось поставить спектакль с профессиональными артистами. И в 2005 году началась работа над спектаклем «Заноза» по пьесе Франсуазы Саган. Режиссером-постановщиком стал Михаил Карпушкин, Эльвира Анатольевна – художественным руководителем проекта. В главных ролях – прима самарской сцены Вера Ершова и молодые актеры СамАрта Алексей Меженный и Денис Бокурадзе. Но в апреле 2006-го Веры Александровны не стало, и уже на премьере в 2007 году роль Элизабет исполнила актриса тольяттинского театра «Колесо» Наталья Дроздова. Потом, спустя два года, Наталья Дроздова сыграла и в спектакле Дульщиковой «Карманный театр» по Ж. Кокто.

«ПоМост»

Еще одно детище Эльвиры Дульщиковой – всероссийский фестиваль «Помост: Провинциальные театры России». Самый первый «ПоМост» был поддержан Фондом Сороса. Неизвестно, как это удалось, но Дульщикова смогла убедить спонсоров, что промышленному молодому городу, в котором нет профессионального театра, просто необходим свой театральный фестиваль. И «ПоМост» состоялся.
В 2001 году в числе первых участников – омский театр кукол «Арлекин», Екатеринбургский театр кукол, театр «Провинциальные танцы» – один из лучших театров contemporary dance в России. А на следующий «ПоМост» приехал Балет Евгения Панфилова. При Дульщиковой на фестивале побывали омский «Пятый театр», Екатеринбургский ТЮЗ и другие известные коллективы. С 2003 года фестиваль поддерживают благотворительный фонд «Виктория», городская администрация, а теперь и областное правительство.
В 2013-м году со своим новым художественным руководителем Денисом Бокурадзе «ПоМост» прошел в шестой раз. Открывал его Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой. О том, чтобы приехала Камбурова, всегда мечтала Эльвира Анатольевна. Ее преемник Денис Бокурадзе эту мечту осуществил.
Сегодня фестиваль живет и развивается. В 2019 году его участником впервые стал и зарубежный коллектив – испанский театр Grupo Puja.

Театральное братство

Для многих встреча с Эльвирой Дульщиковой стала судьбоносной и повлияла на выбор профессии. Вот только некоторые имена студийцев: радиоведущая и режиссер Елена Прокопенко, тележурналист Елена Стрелкова, театральный художник Александр Хохлов (он же – доктор Хох, известный по фестивалю «Пластилиновый дождь»), руководитель и режиссер Новокуйбышевского ТЮЗа «Время тайн» Андрей Юнин, исполнительный директор благотворительного фонда поддержки деятелей искусств «Артист» (Москва) Мария Белова, актриса Самарского театра драмы Наталья Прокопенко. У Дульщиковой начинали ушедший из жизни два года назад Дмитрий Софьин – директор «Театрально-концертного комплекса «Дворец культуры», один из организаторов «ПоМоста» и, по сути, директор театра-студии «Грань»; и, конечно, нынешний художественный руководитель Денис Бокурадзе.
Придя однажды в Городской дворец культуры, Эльвира Дульщикова не просто организовала театральную студию, она вырастила целое поколение людей, способных чувствовать и понимать театр – самый разный, порой сложный, новаторский, экспериментальный. И неудивительно, что в маленьком городе принимаются спектакли по Сартру, Стриндбергу, Шекспиру, Сервантесу.
А еще созданное ею театральное братство продолжает любить и поддерживать «Грань». Надя Антипина, Валера Заживихин, Юрий Вавилов… Их много, всех имен вот так не перечислить. Но первые, кто помог в начале пути Денису Бокурадзе, были они – студийцы-«граневцы». Актер Константин Волков в первый год взял на себя обязанности заведующего постановочной частью, Владимир Вайсблат дал денег, чтобы один из актеров смог выехать на фестиваль в другой город. Дочь Эльвиры Анатольевны, Надежда Лысова, по сей день является научным консультантом фестиваля «ПоМост» и автором статей для театра. Одним словом, они не оставляли и не оставляют театр «Грань», созданный в 1970 году в Новокуйбышевске Эльвирой Анатольевной Дульщиковой.

Капустник. Театру-студии «Грань» – 49 лет

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 19 ноября 2020 года, № 22 (195)
Tags: Культура Новокуйбышевска, Театр
Subscribe

  • И слово в музыку вернись…

    Татьяна КОЛЫШЕВА * 8 мая отметила свой юбилей создатель «ТЕАТРА СЛОВА КЛАРЫ САРКИСЯН», уникального явления в культурной жизни…

  • Путешествие за счастьем

    Анна ЛАЗАНЧИНА * Фото Вячеслава САМОЙЛОВА Музыкально-драматический спектакль «Новеллы о любви», привезенный в Самару…

  • Пульс времени

    Дмитрий ДЯТЛОВ * – Разве уж и пьес не стало? – ласково-укоризненно спросила Настасья Ивановна. – Какие хорошие пьесы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment