Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Бразильский квартирник 90-х

Вячеслав СМИРНОВ *
Фото автора

Когда вам скажут, что в спектакле пришлось отказаться от сцены секса, вы, конечно, внутренне огорчитесь, но виду не подадите. И не подумаете, что речь идет о театре кукол. Здесь впервые планировали указать возрастную категорию постановки «18+», но после некоторых размышлений и консультаций остановились на «16+», что разумно и целесообразно.

«Это лучший спектакль в Тольятти!» – пошли отзывы сразу после премьеры.
Начнем с серии афиш, которые предшествовали премьере: они действительно бросались в глаза и уж точно отличались от всех сегодняшних городских афиш. Я не оцениваю, в худшую или лучшую сторону отличались, они были другими, что побуждало интерес. «А это наш Антон нарисовал!» – слышал я ответ на свой вопрос.
Если рассказывать все по порядку, то следует начать с семейного подряда. Главный режиссер Тольяттинского театра кукол Янина Дрейлих поставила спектакль «Музыкант». Композитором спектакля стал муж Янины, известный тольяттинский трубач-импровизатор Эдуард Тишин. Помимо этого, он принял участие в спектакле в качестве актера. Следующая семейная пара – гости из столицы Казахстана, лауреаты Российской национальной премии «Золотая Маска» Галина Пьянова, автор пьесы «Письма к барабанщику», по которой поставлен «Музыкант», и художник-постановщик Антон Болкунов. Ранее он уже ставил в Тольятти спектакль «Повесть временных лет», который в этом году номинировался на «Золотую Маску». И пьесу по ранней русской летописи написала тоже Галина Пьянова.

[Spoiler (click to open)]
Важный момент: в спектакле звучат письма самарского бас-гитариста Александра Гинзбурга по прозвищу Черный. Как мне сказали, именно его история описана в спектакле.
Для театра кукол это уже третий спектакль для взрослой аудитории. Осуществленная несколько лет назад постановка «Марьино поле» еще соответствовала канонам кукольного спектакля. В «Повести временных лет» артисты фигурировали на сцене уже не как кукловоды, а как драматические актеры, хотя спектакль с натяжкой, но можно назвать кукольным: роль кукол в нем выполняли различные предметы (деревянные чурки).
«Музыканта» я бы назвал целиком драматическим спектаклем. В нем присутствуют марионетка и музыкальный инструмент с функциями марионетки, но соотношение кукольного и драматического здесь точно такое же, как и в любом другом драматическом спектакле. Это не поветрие последних лет, а довольно широкая практика: потребность показать зрителю, что кукловоды – такие же полноценные актеры, как и их коллеги из драмы, в театре кукол естественна.
Жанровое определение спектакля – «квартирник». Артисты ведут себя наравне со зрителями, заходят вместе с ними в зал, занимаются своими делами, пока публика рассаживается. Зрителей всего 40 человек, поскольку действие происходит на сцене за закрытым занавесом. Мягкие кресла и стулья для публики расположены так, что формальная стена между залом и сценой отсутствует, зритель может взаимодействовать с актерами, что и происходит в некоторых случаях: когда следует поднять телефонную трубку, чтобы ответить на реальный звонок стоящего где-то под ногами телефона, или помочь аккомпанировать бразильским музыкантам, раздающим всем желающим несложные ударно-шумовые инструменты.
В финале зрители и вовсе становятся главными действующими лицами, танцующими на бразильском карнавале, их осыпает метель из фольги и конфетти, а актеры аплодируют им, стоя на краю сцены, словно заняв зрительские места. Но это я забежал вперед.
Пока не начался спектакль, есть время рассмотреть окружающую обстановку. Здесь множество деталей и различного реквизита, мы видим то ли коммунальную квартиру, то ли бытовку для репетиций самодеятельного музыкального коллектива. Место действия – Самара и окрестности, время действия – 1990-е.
Всё начинается, как водится, с радужных перспектив и заканчивается полным разочарованием. Время от времени персонажи вставляют в кассетный магнитофон то одну, то другую кассету и слушают своего рода звуковые письма, которые шлет им из далекой Бразилии их кореш, такой же «лабух», как и они. В этих письмах их далекий друг размышляет о музыке и природе творчества. Постепенно тон сообщений становится все более мрачным: реальность оказалась не той, какой представлялась ранее. Действие спектакля происходит то в настоящем, то в прошедшем, то в будущем времени, и мы наконец понимаем, что автор звуковых писем и главное действующее лицо всей происходящей истории находится перед нами, а не где-то за кулисами, за кадром.
Все артисты и, тем более, не артисты, занятые в спектакле, владеют различными музыкальными инструментами или исполняют вокальные номера. Эдуард Тишин не только играет на гитаре и ударной установке – у него по роли целый ряд реплик. Звукорежиссер Николай Косарев участвует в целом ряде мизансцен и играет на клавишной установке. Ненадолго за синтезатором его сменяет светооператор Юлия Стыдова и исполняет вокальную партию, соответствующую происходящей ситуации.
Персонаж Сергея Угрюмова – тоже член команды ресторанных музыкантов и тоже не расстается с гитарой. Главный герой в исполнении Александра Кочудаева – фронтмен закрытого «квартирника», на который не через вход в зал, а через служебное закулисье были приглашены самые близкие друзья. То есть нынешние зрители. У Дарьи Яворовской роль то ли девушки главного героя, то ли она группиз, то ли просто вокалистка ансамбля. А может, она и то, и другое, и третье. Очень удачное попадание в образ неформальной музы.
Олег Лактионов играет и батю героя, и завхоза, вручающего музыкантам ключи от репзала, и нувориша, физически унижающего ресторанную певичку, и распорядителя похорон, на которых братков, как на конвейере, выносят одного за другим, и бразильского полисмена, забирающего удостоверение личности у главного героя.
Спектакль поднимает тяжелые вопросы о трансформации мировоззрения, в нем говорится о необходимости переступить через себя и перестать быть собой. Но после «Музыканта» у зрителей отчего-то остается буквально ощущение счастья: ведь герой оказывается в Бразилии, там так весело и празднично. Осознание того, что праздник длится лишь миг, приходит позже.
***
Персонаж Сергея Угрюмова еще до начала спектакля лепит пирожки из бумажных конфетти: пища мертвых должна быть несъедобной для живых людей. Это тоже карнавальная традиция, главный герой просто был не в курсе, что смерть так близко соседствует с карнавалом.

Тольяттинский театр кукол
Галина Пьянова
Музыкант
Квартирник
Режиссер-постановщик – Янина Дрейлих
Художник-постановщик – Антон Болкунов
Композитор – Эдуард Тишин

* Член Ассоциации театральных критиков (Тольятти).

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 19 ноября 2020 года, № 22 (195)
Tags: Культура Тольятти, Театр, Театр кукол
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments