Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Лев Толстой в джазе

Игорь ВОЩИНИН

Можно ли состыковать нестыкуемое? Скажем, гиганта русской литературы графа Льва Толстого с джазом, причем современным, XXI века. Оказывается, можно, хотя только в четвертом поколении. Продолжим начатый ранее разговор о русских корнях в мировом джазе **.

Луиза Виктория ТОЛСТОЙ родилась в 1974 году в Швеции и носит фамилию своего всемирно известного прапрадеда Льва Николаевича именно в таком несклоняемом варианте. Языка, на котором граф писал свои романы, она не знает. Более того, имеющиеся в личной библиотеке на шведском и английском «Анну Каренину» и «Войну и мир» она полностью так и не осилила, хотя всё же планирует это сделать.

[Spoiler (click to open)]
У графа, как известно, официально было 13 детей, поэтому сегодня очень много потомков, современных Толстых, живет и в России, и в других странах. Они стали музыкантами, педагогами, юристами, священнослужителями, военными, инженерами, журналистами... Чтобы разобраться в родстве Льва Толстого с джазом, нужно вспомнить, что его шведская линия пошла от сына Льва Львовича. Он обратился по состоянию здоровья к шведскому врачу Вестерлунду, а потом женился на его дочери Доре. Далее был ставший доктором филологии Никита, дочь которого, выйдя замуж за шведа Эрика Черльберга, и стала матерью Луизы Виктории. Позже сама Виктория взяла девичью фамилию матери.
К своему знатному происхождению Виктория относится легко – как к изысканному подарку судьбы. В 13-летнем возрасте девочка с семьей приезжала в Ясную Поляну, посетила могилу прапрадеда, побывала в доме-музее и увидела там портрет молодой дамы из прошлых веков, которая была очень похожа на саму Викторию. Именно тогда она, по собственным словам, и ощутила свою генетическую причастность к роду Толстых.
Виктория и сегодня в свои 46 лет – красивая голубоглазая женщина, и она не понимает тех, кто считает, что внешняя привлекательность и талант несовместимы. Правда, в попсе уже одно появление на сцене смазливой и не очень одетой блондинки достаточно для успеха, но в джазе это невозможно. Джаз- это совсем не развлекуха, это вполне серьезная и порой весьма сложная музыка. Но она замечательно звучит и в исполнении красивых и талантливых вокалисток.
Сама Виктория в джаз вошла в 19 лет вместе с появлением ее первого звукового альбома Smile, Love and Spice. До этого ее общение с музыкой обеспечивал дома отец, профессионал. А слушать джаз она начала в 16 лет с хита Lover Man из репертуара Билли Холидей, который для дочери отец сыграл на рояле. Эта мелодия изменила всю жизнь девушки, и сегодня, по ее словам, джаз для нее – это всё. Она поняла, что свободу, которую дает эта музыка, невозможно сравнить ни с чем иным. Билли Холидей стала кумиром Виктории. Из современных вокалисток Виктория выделяет Нэнси Уилсон и Дайну Вашингтон.
Со временем Виктория Толстой смогла выработать собственную манеру исполнения, а вышеупомянутый диск, по словам самой певицы, стал просто счастливой случайностью. Еще будучи любительницей, она иногда пела в джаз-клубе в родном городке Упсала, здесь ее случайно услышали представители звукозаписывающей фирмы и предложили сделать диск. Как рассказывала позже Виктория, она тогда даже ущипнула себя за локоть, чтобы убедиться, что это не сон.
После выхода диска Виктория сразу была принята в джазовых кругах Швеции и стала приглашаться ведущими джазменами страны для совместных выступлений. С трио пианиста Эсьборна Свенсона Виктория свой третий диск записала уже на знаменитой фирме Blue Note. Название альбома – White Russian («Белый русский»). На вопрос о его происхождении певица со смехом ссылается на одноименное название коктейля, после принятия которого она вдруг решила, что на обложке уже готовящегося к выходу диска должна быть ее фотография непременно в белом платье, и тогда же она определила и название диска. Правда, в 2008-м вышел другой ее альбом, в котором она представила свои версии сочинений Чайковского, Бородина и даже Высоцкого. Он называется My Russian Soul («Моя русская душа»).
Сегодня Виктория Толстой в музыкальной прессе именуется «Джазовой принцессой Швеции». Певица выходила на сцену и записывалась с ведущими мировыми музыкантами джаза, включая Тутса Тиллеманса, Маккоя Тайнера, Рэя Брауна, но шведский джаз, что подтверждает и сама Виктория, отличается от американского. Это объясняется национальными традициями и даже окружением – природой, своеобразными холодными прибалтийскими пейзажами. Звучание шведского джаза более гармонично, по мелодике склонно к меланхолии, в нем меньше, чем в американском, темперамента и открытых эмоций. Именно этим отличается и вокал самой Виктории, даже стандарты Эллы Фитцджеральд, Сары Воан или Билли Холидей в ее версиях звучат иначе.
Виктория любит экспериментировать, делает это и с традиционными мелодиями. Музыкальный облик Виктории иногда не совпадает даже с общепринятыми канонами джаза, ее пение более культурно, благозвучно, романтично и балладно, с минимумом чисто джазовых импровизационных эффектов. А вообще Виктория с волнением относится к каждой своей встрече со слушателями. Ей очень важно восприятие своего пения, и встреча с публикой у нее самой вызывает массу положительных эмоций: музыка – это жизнь, и вся жизнь – музыка!
***
Граф Лев Толстой был большим любителем музыки, в детстве обучался игре на рояле и иногда поигрывал вальсы, галопы, романсы и даже какие-то опусы Бетховена и Шопена. Его литературное наследие огромно, но музыка – вид искусства, в котором он оставил всего одно сочинение. Автору самому довелось встретиться с музыкальным творчеством Толстого в 9-летнем возрасте: его Вальс фа мажор входил в учебную программу детской музыкальной школы. Сочиненная в 1847 году незатейливая, чистая и наивная мелодия, которую я играл вместе с этюдами Черни и детскими пьесками Майкапара, была для меня всего лишь «Вальсом Толстого»: тогда я еще не знал ни «Войны и мира», ни ее великого автора.
Ну, и вот почти через двести лет после рождения литературного гения пишу о том, что великому русскому писателю не могло предвидеться и в страшном сне, – о контакте его потомка с уличной музыкой, появившейся в порочном зачатии на улицах Нью-Орлеана.

* Член Гильдии джазовых критиков и Союза журналистов России.
** См. «Свежую газету» – № 6 (184) за 4 июня 2020 года.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 5 ноября 2020 года, № 21 (194)
Tags: Джаз, Музыка
Subscribe

  • Чем не повод? 18 сентября

    Сегодня, 18 сентября , самый главный праздник – День уважения . Главный, потому что потеряли мы его. А сегодня, если и отыщем, то…

  • Чем не повод? 17 сентября

    Сегодня, 17 сентября , День HR-менеджера , специалиста по управлению персоналом. История праздника начинается в 1835 году, когда в…

  • Чем не повод? 16 сентября

    Сегодня, 16 сентября , в итальянском городе Вероне отмечают День рождения Джульетты. Чтобы определить точный день, в который родилась…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment