Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Вперед, заре навстречу!..

Александр ИГНАШОВ *
Фото предоставлено театром «Мастерская»

Олег смотрел на луну и точно видел ее впервые. Он привык к жизни в маленьком степном городе, где все было открыто и все было известно, что происходит на земле и на небе. И вот все уже шло мимо него. И кто знает, вернется ли когда-нибудь в жизни эта счастливая пора беззаветного, полного слияния со всем, что происходит в мире простого, доброго и чудесного?..
Александр Фадеев. Молодая гвардия

Я любил этот роман в школьные годы, люблю и сейчас. Люблю не за партийно-советский патриотизм, стереотип восприятия которого в свое время вбивали в массовое сознание не самые одаренные учителя литературы. Люблю за дыхание молодости, свежесть чувств, свойственное юношескому максимализму самопожертвование не из-за идеологических установок, а из любви к отчему дому, родному краю.
Я люблю этот театр. Люблю за молодость, искренность, непредсказуемость, страстность, жадность до жизни и до работы. И, пожалуй, впервые я обескуражен: две мои любви – театр и роман – встретились и произвели на свет премьеру, эстетически мне, мягко говоря, странную.
Любое сценическое воплощение романа Александра Фадеева обречено на существование в сравнительном контексте – по отношению к литературному первоисточнику и к многочисленным экранизациям и инсценировкам.
На мой взгляд, снятый в 2015 году Леонидом Пляскиным телесериал – лишь бледная, творчески беспомощная тень вошедшего в историю отечественного кинематографа послевоенного фильма Сергея Герасимова.
В театрах Советского Союза образцом высокого художественно-идеологического пафоса была пьеса Анатолия Алексина с песнями Оскара Фельцмана на стихи Роберта Рождественского. В постсоветскую эпоху театры обращаются к «Молодой гвардии» чаще не в традиционном прочтении, а в стремлении связать с нашим временем, переосмыслить текст романа. Особые удачи в этом осовременивании припомнить трудно. Исключением стал лишь спектакль санкт-петербургского театра «Мастерская», шедший больше четырех часов и номинировавшийся в 2016 году на премию «Золотая Маска». В первой части той постановки утрированные персонажи Максима Диденко на языке пластики отражали советскую мифологему, а затем, опираясь на архивные материалы, Дмитрий Егоров в публицистическом ключе освобождал от хрестоматийного глянца образы краснодонцев.
В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне сразу несколько театров в нашей стране обратились к роману Александра Фадеева, среди них и самарский молодежный драматический театр «Мастерская».
***

[Spoiler (click to open)]Об идее свежего взгляда на роман читаем на сайте театра: «Для сценариста и режиссера важно не то, кто был предателем в команде «Молодой гвардии». Это история реальных, живых людей, которые с беспечной отвагой юности не имели реального представления об опасности. В войне нет поэзии, только всепоглощающий страх, заставляющий выживать».
С последним утверждением в цитате не соглашусь. Разве страх заставляет человека выживать на войне? Только всепоглощающий страх?
В размещенном на сайте театра анонсе спектакля удивляет многое. Цитирую: «Автор не видит смысла вступать в историческую дискуссию о подлинности тех или иных персонажей. Это не документальный спектакль, не историческое исследование, а художественное высказывание, поэтому все образы собирательные».
Если к документализму этот спектакль отношения не имеет и образы действующих лиц в нем собирательные, то почему на основном элементе довольно лаконичной сценографии Сергея и Юлии Гореловых – прямоугольных щитах – до спектакля, в антракте да и во время действия появляются видеоизображения архивных фотографий реальных молодогвардейцев, списки их имен и фамилий? Зачем в глубине сцены транслируется кинохроника? Этими средствами выражаются «собирательные художественные образы»?
Да и видеокартинка вызывает вопросы. Например, на словах о появлении фашистов в Краснодоне на экране почему-то появляется кинохроника нацистских парадов в Нюрнберге.
Спектакль начинается с экскурсии в музей, посвященный «Молодой гвардии». Экскурсовод (Анисия Смирнова), призывая к порядку группу школьников, переходя от одного щита с проецируемым на него видеоизображением к другому, рассказывает об истории Краснодона, его шахт, знакомит с будущими героями-молодогвардейцами.
Преамбулой развития основной сюжетной линии становится встреча сегодняшних школьников с ровесниками-молодогвардейцами. Погрузив современных школьников в круговорот событий военных лет, автор пьесы и режиссер-постановщик спектакля Ирина Кондрашова оставит Экскурсоводу возможность комментировать происходящее. Музейной экскурсией, встречей духовно выросших тинейджеров с погибшими, но живыми в нашей памяти героями спектакль и завершится на высокой ноте самопожертвования.
На премьерном показе публика с интересом следила за развитием сюжетной линии. С тех пор как роман «Молодая гвардия» был исключен из школьной программы по литературе, прошло больше четверти века. Сегодня в центре внимания другая литература, другие темы, другие герои. Кто из прежних читателей внимательно перечитывал роман? Войти в историю «Молодой гвардии», что называется, с чистого листа – по-своему увлекательно, но…
Эти «но» не касаются актеров, существующих на сцене по-юношески обаятельно, искренно и честно. Основные вопросы вызывает не иллюстрация текста романа (не случайно же на дальнем плане несколько раз читается надпись: «Молодая гвардия». По роману Александра Фадеева»), вопросы возникают к тому, как, пересказывая сюжет, театр его переосмысливает и переиначивает.
***
Молодогвардейцы обращаются к залу и в рассказах о себе, и при общении между собой. Всегда ли уместны и оправданны эти апарты, звучащие зачастую литературно, без актерского проживания? Стоило ли уходить от свойственных роману лиричности и романтизма, эпичности и психологизма? Не секрет, что, редактируя роман, Фадеев писал в одной из статей о том, что его творческий метод основан на вдохновенном изображении жизни, на романтизме, который помогает разобраться в противоречиях жизни, поднимая человека над ними.
Кстати сказать, по мнению оставшихся в живых членов подполья, Фадеев очень точно передал характеры юных героев. В спектакле не столь ярко, как в романе, обозначена любовь Сергея Левашова (Александр Давыдов) и Любы Шевцовой (Ольга Степнова), Сергея Тюленина (Андрей Галкин) и Вали Борц (Александра Костырева). Артистическое дарование Шевцовой заявлено на удивление сдержанно, зато Тюленин одержим расправой над фашистами. Влюбленный в Клаву Ковалеву (Вероника Моргунова) романтик Ваня Земнухов (Микаел Габриелян) пишет стихи. Недостает глубины и лиризма образам Олега Кошевого (Ильдар Насыров), Ульяны Громовой (Валентина Шевырева), временами они слишком прямолинейны. Характеры молодогвардейцев окрашены одной-двумя красками.
Даже если это не портреты юных личностей, а так называемое групповое фото поколения, режиссеру вряд ли стоило лишать актеров возможности укрупнить индивидуальности их героев. Режиссеру следует адресовать и вопросы по неоднократно повторяющимся приемам – то с однотипными замедленными движениями и застывающим групповым фотографическим стоп-кадрам, то с подтанцовывающим под одну и ту же мелодию гаденько-придурковатым фашистом, то с ведрами, из которых героев поливают угольной пылью как наполненной жизнью водой или несущей смерть землей.
Хочется надеяться, что у спектакля будет долгая сценическая жизнь и он наберет должную силу. Но как быть с креном в так называемое творческое переосмысление, соседствующее с довольно странными фривольностями?
Не заявлены в спектакле родители молодогвардейцев – ни один, ни у кого! Неинтересны? Жаль, что не читавшая роман публика не узнает из постановки ничего о тепле семейных уз Кошевых, Шевцовых, Тюлениных, Осьмухиных. Спектакль, казалось бы, нацеленный на связь поколений, на духовную и нравственную преемственность, проходит мимо этого.
Монолог Олега Кошевого «Мама, я помню твои руки» почему-то звучит на сцене апарт в тот момент, когда в двух шагах от Кошевого его друзья убивают в бане предателя Стеценко (Владимир Мухтаров). При чем здесь это? Зачем здесь это?.. Удивительно не то, что начальник отдела на шахте Стаценко переименован в спектакле в Стеценко, а то, что он представлен тем самым негодяем, фашистским прихвостнем, которому молодогвардейцы вынесли приговор. Кстати, в романе они повесили по приговору не Стаценко, а Игната Фомина, которого в спектакле нет вообще.
У Фадеева размышления Кошевого о матери, о родине, о жизни – одна из ключевых точек романа. И звучат эти размышления в начале романа, когда Олег едет на подводе вместе с другими беженцами. Удивительно не то, что в спектакле предателя начинают убивать в бане (чего нет в романе), а затем уже обнаженного вешают на улице, а то, что чуть раньше в той же бане, развлекая немцев, Люба Шевцова пытается что-то выспросить у них о количестве фашистских дивизий на сталинградском фронте. В романе она спрашивает об этом у них рядом с дорогой, в балке, сидя на траве. Увидев колонну военнопленных, не помня себя, она бежит к пленным с булкой в руках. Чувствуете разницу жизненных ситуаций, сценических предлагаемых обстоятельств?
***
И таких «перемен слагаемых» немало.
«Если бы навеки осталось в сердце это слитное ощущение музыки, юности, неясного волнения первой любви!» – пишет Фадеев о волнении, охватившем подходящего к дому Лены Позднышевой Олега Кошевого. В тот вечер Лена играла на пианино для немецких офицеров. Когда пианино появляется на сцене, то Лена эффектно располагается на его крышке! Если в романе Олег Кошевой дерется с денщиком живущего в их доме немецкого офицера, то в спектакле он налетает с кулаками на офицера в доме Лены Позднышевой.
В романе Жора Арутюнянц говорит своим товарищам: «Мой отец – тихий человек, но я не сомневаюсь – он возьмется за оружие. А мать, с ее характером, безусловно возьмется за оружие. Если наши старики так поступают, как же мы, молодежь, должны поступать? Мы должны немедленно связаться с подпольной организацией». В спектакле Арутюнянца среди действующих лиц нет!
В романе в поисках контактов с подпольщиками Кошевой встречается на ночной улице с директором шахты Валько. На сцене этот немногословный коммунист (Павел Толочко) со стальным характером выглядит работягой-выпивохой: разлив по стаканам водочку, он выпивает сам и предлагает выпить Олегу. Скрепляют свой союз выпивкой и молодогвардейцы.
Неясно, почему на форме у фашистов нет ни наград, ни погон, ни иных опознавательных знаков.
Если в признанной канонической второй редакции многостраничного Фадеева Сталин упоминается лишь трижды, то в спектакле «отцу народов» уделено намного больше внимания: на сцене появляется его масштабное изображение, не раз звучит голос. Насколько с художественной точки зрения принципиальны эти политические реверансы? Или это лишь штамп так называемой приметы времени?
Одна странность за другой. К чему они?..
Если в романе виновниками провала «Молодой гвардии» стали сотрудничавшие с полицаями подружки-школьницы Лядская, Вырикова и не выдержавший пыток Стахович, то в спектакле вопрос о предательстве завуалирован. На передний план выходят пытки молодогвардейцев, залитые кровью тела.
Самое поразительное: в спектакле «Молодая гвардия» вы не увидите командира «Молодой гвардии», лейтенанта Ивана Туркенича, – его на сцене нет! А вместе с Туркеничем отсутствуют какие-либо упоминания о диверсионной работе боевых групп «Молодой гвардии».
И вновь процитирую сайт театра: «История краснодонских подростков становится не просто холодной справкой или констатацией очередного подвига, а личностным переживанием современного человека».
На мой взгляд, некорректно рассуждать о «Молодой гвардии» в контексте констатации очередного подвига, и не нужно переплетать одну литературно-историческую неточность с другой, преподнося полученное как некую художественную реальность для создания личностного переживания. Как тут не вспомнить высказывание Римаса Туминаса: «Театр должен заниматься человеком, анализом событий, явлений. Считается, что если ты пришел в театр, то ты уже Художник. Но надо стать Художником. Надо вспомнить письмо Вахтангова, послание к режиссерам об ответственности Художника. У всех желание к самовыражению. А кому это интересно? Ты вырази автора. Может, когда-то ты станешь Художником. Сначала раскрой автора. Тогда не надо будет придумывать что-то такое, что часто я вижу на сцене: приблизительность, поверхностность».
Даже при явной неровности режиссерской работы, при раздробленности спектакля на эпизоды актеры молодежного драматического театра существуют в слаженном ансамбле единомышленников, который начал складываться еще во время совместного обучения в институте культуры, где будущий художественный руководитель театра Ирина Сидоренко делала с ними литературную композицию по роману Фадеева. Что помешало ей вернуться к роману и поставить спектакль?
В «Молодой гвардии» со сцены отчетливо звучит вопрос: «Какая будет жизнь при немцах?» Хотелось бы, чтобы более четко звучали и другие вопросы. Появление в репертуаре такого названия, как «Молодая гвардия», обязывает ко многому. Это не просто одна из премьер сезона, а знаковое событие, которое пока что не прозвучало на том уровне, которого достойно. Но может прозвучать. Предпосылки к этому есть.

Самарский молодежный драматический театр «Мастерская»
Молодая гвардия
Драма в 2 частях по роману Александра Фадеева
Режиссер – Ирина Кондрашова (Москва)
Премьера состоялась 8 октября 2020 года

* Кандидат филологических наук, член Союза писателей, Союза театральных деятелей, Союза журналистов России, «Золотое перо Самарской губернии».

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 22 октября 2020 года, № 20 (193)
Tags: Литература, Театр
Subscribe

  • Завтра была война

    Михаил ПЕРЕПЕЛКИН * * Доктор филологических наук, профессор Самарского университета, старший научный сотрудник Самарского литературного музея…

  • Праздник непослушания

    Зоя КОБОЗЕВА * Мишка, мишка, как не стыдно! Вылезай из-под комода! Ты меня не любишь, видно. Это что еще за мода! Как ты смел…

  • Самара просвещенная

    Был сегодня в альма матери. У входа в главный корпус некогда Самарского государственного университета – табличка: «Самарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment