Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Спектакли, где есть что играть

Рубрика: История с фотографией

В декабре этого года Самарскому театру юного зрителя «СамАрт» исполняется 90 лет. Мы продолжаем изучать историю ТЮЗа «СамАрт» с помощью редких фотографий. Об этом снимке из архива театра рассказывает актриса Марина РОМАНЕНКО (Кирилина) (в Куйбышевском/Самарском ТЮЗе – с 1984 года).

Я смотрю на эту фотографию и вспоминаю эпоху режиссера Андрея Дрознина. Это середина 80-х годов, и мы играем спектакль по пьесе эстонского автора Энна Ветемаа «УЖИН НА ПЯТЕРЫХ». Мы с Сережей Захаровым – муж и жена на сцене – бесконечно решаем проблемы современной семьи. На роль Кадри я не была назначена, но, когда прочитала пьесу, поняла, что должна ее сыграть. Тогда было принято подавать творческие заявки, так я и сделала.

Юра Земляков и Саша Попов играли парня, влюбленного в Кадри. На фотографии запечатлена сцена из спектакля, в которой появлялись Вера Федоровна Гребенкина и Игорь Михайлович Данюшин – родители Ильмара, героя Захарова. Эта сцена была вставная, сюрреалистичная, все движения актеров – немножко в рапиде. Действие происходило в квартире, и мне очень нравилась сценография (художник спектакля – Андрей Кулаковский). Квартира была собрана из подобия железных решеток и, кажется, похожа на клетку. В финале было понятно, что наша семья рушится, и прямо во время спектакля на сцену выходили монтировщики и разбирали эту декорацию. Они буквально вышибали стены, а мы оставались в пустом пространстве. Это камерный спектакль: про человеческие отношения не на площади же играть.
И режиссер, и художник были молодые, как и мы, нам было вместе интересно в современности. Дрознин учился в Студии Олега Табакова на режиссерском курсе Валерия Фокина и много лет сотрудничал с нашим ТЮЗом. Он ставил «Маугли» Киплинга, «Пирог» и «Урок дочкам» Крылова, «Малыш» по повести Стругацких, «Поминальную молитву» Горина – спектакль, на котором мы все выросли и постарели, так долго шла эта постановка. Но и «Ужин на пятерых» мы играли очень много.
Во всех спектаклях Дрознина были пластические вставки. Вообще, он впервые в ТЮЗе вел у нас занятия по пластике. Помню, как мы занимались в старом здании на Самарской. Он всё удивлялся мне: надо же, ногу за голову может закидывать, а отжаться не может.
После премьеры «Ужина на пятерых» Андрей подписал мне программку: «Я рад, что встретился на твоем звездном пути в искусстве». Никакого звездного пути у меня не случилось, но такое прочитать было приятно.
Кулаковский тоже был очень интересный парень. Я ведь до того, как стать артисткой, работала младшим научным сотрудником Самарского художественного музея. И в связи с этим у нас было очень много общих тем со сценографом. Андрюша сочинил нашему театру логотип. У ТЮЗа как раз появилось имя – «СамАрт», а Кулаковский нарисовал над именем самартовское дерево.
Интерес у зрителей к спектаклю «Ужин на пятерых» был огромный: часто после показа в гримерку к нам приходили, благодарили, общались с артистами. Я очень любила эту постановку, потому что она была серьезная, драматическая, там было что играть. И я люблю, когда режиссер умнее меня, намного умнее. Тогда я впитываю, вбираю, мне это очень важно.
Мне интересен спектакль с эстетической точки зрения, но все-таки он должен вызывать чувственную реакцию, пробуждать эмоции. «Ужин на пятерых» задевал какие-то струны души и у зрителей, и у артистов. Когда играла не я, а Люба Ковыршина, я сто раз смотрела этот спектакль. Тогда в ТЮЗе шли в основном детские сказки, с волшебством и чудесами, истории про советских школьников, а подобные взрослые постановки шли редко.
Потрясающим, как и всегда, в «Ужине на пятерых» был Сергей Захаров. Играть с ним – одно удовольствие. Для меня очень важно, чтобы партнер тебя видел и слышал, чтобы ты играл не в пустоту. Ты включаешься, сопереживаешь герою – вот это и есть хорошее партнерство на сцене.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 22 октября 2020 года, № 20 (193)
Tags: Театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment