Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Академия Святого Мартина в Полях

Дмитрий ДЯТЛОВ *

В самом центре британской столицы на северо-восточном углу Трафальгарской площади стоит прекрасное сооружение английского зодчего Джеймса Гиббса, известного своей приверженностью стилю барокко. Это церковь Святого Мартина в Полях (St Martin-in-the-Fields). Античный храм коринфского ордера (именно таким является строение Гиббса) когда-то был создан «в подражание девичьей стройности». Это его архитектурный стиль послужил точным и тонким камертоном музыкальному событию, которому надлежало свершиться во второй половине XX столетия.
Именно здесь в 1958 году музыкальный руководитель церкви решил организовать постоянно действующий оркестр. Самый известный церковный приход Лондона включал в себя и членов королевской семьи. Может быть, пожелание украсить жизнь церковной общины хорошими концертами исходило от них. Так или иначе, появилась возможность сформировать концертный ансамбль из одиннадцати музыкантов с договоренностью, когда того потребует репертуар, приглашать и больше.
Первоначальное финансирование было обеспечено. Джон Черчилль (так звали музыкального руководителя церкви) позвал в близлежащий паб на пинту некоего напитка Невилла Марринера – знатока барочной музыки. Не успели они допить пинту, как уже решили, какой должен быть состав музыкантов, каким репертуаром должны они заниматься, где и когда пройдет первый концерт нового коллектива. Сразу же определили, что оркестр будет без дирижера, а управлять музыкантами в момент исполнения должен Невилл со своего пульта первого скрипача. Такова давно забытая традиция барочных оркестров.

Во время обсуждения премьерной программы было решено обратиться к итальянской музыке рубежа XVIIXVIII веков. Репетируя, музыканты шутили, что готовятся представить «продавцов сладкого мороженого», при этом подошли к своему делу со всей серьезностью, о чем можно судить по результату. Первый концерт из произведений Арканджело Корелли, Джузеппе Торелли, Пьетро Антонио Локателли состоялся в ноябре 1959 года и сразу привлек внимание специалистов. Тогда журнал «Граммофон» писал, что оркестр «играл с точностью и бережностью, непревзойденным музыкальным мастерством и большим чувством стиля, чем превзошел все камерные оркестры Европы».
Оркестр – это не только репетиции и концерты, оркестр – это еще и в известном смысле коммерческое предприятие, требующее грамотного менеджмента. По мнению самих музыкантов, ранний успех «Академии Святого Мартина в Полях» (так был назван коллектив) следует приписать леди Марринер, которая единолично управляла «Академией» в течение первых десяти лет. Работала в качестве бухгалтера и тур-менеджера, секретаря и библиотекаря, вела переговоры с солистами, составляла тексты буклетов, программ и афиш. Нередко выполняла функции «перевертмейстера» на концертах…
Первая запись «итальянцев» была осуществлена сразу же после премьерного концерта. За два сеанса оркестр записал 40-минутную программу. Была выпущена в свет первая пластинка коллектива. Сегодня оркестр «Академия Святого Мартина в Полях» признан самым записывающимся коллективом мира. За 60 лет выпущено около пятисот записей. Среди них саундтреки к кинобестселлерам «Амадей», «Английский пациент», «Титаник»…
Вскоре после начала работы барочный репертуар оркестра стал пополняться произведениями венских классиков, романтиков, музыкой XX века. Сегодня почти каждая программа коллектива включает в себя премьерное исполнение музыки современного автора. Расширившийся репертуар потребовал дирижерского управления, поэтому в 1970 году Невилл Марринер сменил смычок на дирижерскую палочку. Последний раз за дирижерский пульт выдающийся музыкант встал в 2014 году в возрасте девяноста лет.
С 2011 года художественным руководителем оркестра является один из самых ярких музыкантов современности скрипач Джошуа Белл. Барочную традицию игры без дирижера он перенес не только на игру моцартовских симфоний и инструментальных концертов, но и на исполнение Четвертой и Седьмой симфоний Бетховена, записи которых стали поистине уникальными.
Уникальными по своей значимости стали проекты коллектива, не связанные с концертами или записями. Это образовательная программа для юных музыкантов, которые под руководством оркестрантов в течение многодневной сессии совершенствуют свои навыки и затем вместе со знаменитым коллективом выходят на сцену в гала-концерте.
Это программа для пожилых людей, которых музыканты оркестра учат играть на своих инструментах, делая их досуг осмысленным и творчески наполненным. Это программа для бездомных, которых вовлекают в сочинение и исполнение музыки, через опыт совместного музицирования возвращая их к нормальной жизни.
В Сети на официальном канале оркестра в YouTube можно найти запись юбилейного концерта оркестра, в программе которого Симфония соль минор № 25 Моцарта, Скрипичный концерт Мендельсона с оригинальной каденцией Дж. Белла, премьерное сочинение Hover Салли Бимиш и Симфония до минор № 5 Бетховена (все сочинения исполняются без дирижера). Концерты юбилейного тура прошли в Великобритании и США в сотрудничестве с кларнетистом Йоргом Видманном и пианистом Фазилем Сайем. Юбилейный гастрольный тур был в марте. Остались неисполненными концерты с главным приглашенным дирижером, известнейшим американским пианистом Мюррейем Перайей. Последние месяцы коллектив активно репетирует и представляет новые программы на радио и в сети Интернет.

* Пианист, музыковед. Доктор искусствоведения, профессор СГИК. Член Союза композиторов и Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 5 ноября 2020 года, № 21 (194)
Tags: Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment