Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Максим Федоров: «Возможности современного баяниста безграничны»

Анна ЛУКЬЯНЧИКОВА *
Фото автора

В Тольяттинской филармонии прошел необычный концерт. С симфоническим оркестром под управлением Алексея ВЕРХОВЕНА выступил лауреат всероссийских и международных конкурсов Максим ФЕДОРОВ, выпускник Тольяттинского музыкального колледжа.

Выступление музыканта на малой родине было долгожданным: концерт перенесен еще с весны. Сочетание баяна с симфоническим, а не народным оркестром не ново, хотя эта музыка из разряда авангардных экспериментов, достаточно вспомнить сочинения Оливье Мессиана, Софии Губайдулиной.
Внимание зала Максим зацепил интересной программой и мастерством владения сразу тремя инструментами: акустическим, электронным баянами и бандонеоном.
Идея программы появилась 20 лет назад. Поступив в Гнесинку, будущий артист впервые услышал Концерт для органа, струнных и литавр Ф. Пуленка и загорелся мыслью исполнить его на баяне. Но из-за сложной фактуры и педальных нот требовалось не менее двух баянов. Спустя годы, освоив цифровой баян Roland, он вернулся к произведению, сделав собственное переложение, не убрав ни ноты: «Есть варианты этой музыки для фортепиано, для акустического баяна, но там не удавалось сохранить полностью авторский текст. Благодаря Roland с его тембрами тутти, духовых инструментов, звучание получается очень приближенным к оригиналу, остается только отстроить со звукорежиссером акустику зала. Думаю, в Тольятти это удалось».

[Spoiler (click to open)]
В первом отделении концерта была исполнена также «Балканская рапсодия» Вячеслава Семенова, народного артиста России, профессора Российской академии музыки имени Гнесиных и наставника Максима. Премьера этого произведения состоялась в 2009 году в исполнении двух баянов, затем к юбилейному вечеру автора в Концертном зале имени Чайковского появилась аранжировка для баяна с оркестром: к тому моменту ученик и педагог немного изменили, усовершенствовали музыкальную форму, стремясь к большей динамичности. Из трехчастной композиция превратилась в одночастную контрастно-составную, а духовые инструменты придали фактуре плотность. Яркая национальная канва воплощается в переменном ритме, пестром мелькании тем и их импровизационном развитии. Баянисту удалось передать национальный темперамент через виртуозное владение акустическим баяном.
***
Во втором отделении были представлены произведения Полины Назайкинской и Астора Пьяццоллы.
У «Элегии» – пьесы Назайкинской для баяна с камерным оркестром – интересная судьба. Изначально написанная для баяна и струнного квартета, она впервые была исполнена ансамблем «Фанданго» (в состав которого входит Максим Федоров) в концертном зале «Оркестрион» в Москве. Затем на сессии МСО Поволжья в Тольятти пьеса нашей талантливой землячки прозвучала с оркестром под управлением Владислава Ивановского. Хореографическая постановка на музыку Назайкинской благодаря Максиму вошла в гала-концерт телевизионного проекта «Большой балет» в 2018 году на канале «Культура»: хореограф Ульяна Бачерникова попросила подобрать музыку с фольклорным акцентом, вдохновилась записью Назайкинской, а затем уговорила Федорова участвовать в телевизионных съемках. Отмечу, что тольяттинские оркестранты играли пьесу с особым вдохновением.
Наконец, достойным завершением вечера стал «Аконкагуа» великого аргентинца. Концерт для бандонеона, струнного оркестра, фортепиано и ударных, написанный в честь покорения вершины Анд, стал символом силы духа и преодоления препятствий на жизненном пути человека. Три его части базируются на стилистике танго, а образ героя воплощает звучание бандонеона.
Об этом удивительном инструменте Максим Федоров говорит с удовольствием. Это неслучайно: он является официальным представителем компании по производству инструмента в России. На одном из концертов ансамбля «Фанданго» присутствовал директор фабрики «Юпитер» Сергей Баринов, который и предложил Максиму опробовать новый продукт: «Сначала у меня ничего не получалось: другие клавиши, приемы звукоизвлечения. Если в Европе играют на баянах французской системы и осваивают бандонеон довольно быстро, то в отечественных баянах иное расположение кнопок, поэтому нам привыкать сложнее. Кстати, инструмент этот родом из Германии, где он заменял орган в маленьких церквах. Взяв бандонеон поиграть на несколько дней, понял, что хочу его освоить. Пришлось заново учиться, нарабатывать навыки через гаммы, этюды, упражнения. Так как Пьяццолла был виртуозным бандонеонистом, открываю для себя и новый репертуар».
Недавно Максим выступил с программой для бандонеона совместно с Оркестром имени Осипова. Записи его выступлений и мастер-классы, проводимые онлайн, собирают любителей и исполнителей со всего мира. В Московском губернском колледже искусств музыкант открыл факультатив по игре на бандонеоне и цифровом баяне, а во время карантина подготовил к изданию сборник аранжировок для гитары и бандонеона «Мария».
***
Максим ведет концертную деятельность сольно и в составе ансамблей, преподает и сотрудничает с московскими театрами. Среди проектов с его участием спектакль «Хулиган» Сергея Безрукова, постановка «Игроков» Олега Меньшикова в Театре имени Ермоловой и пьеса «Серсо» режиссера Владимира Агеева (ремейк постановки Анатолия Васильева). Свое будущее он связывает с электронной музыкой и продюсированием молодых исполнителей. Его ученик Артур Курамшин из Московского губернского колледжа в 2019 году стал победителем в двух номинациях Кубка мира среди баянистов. «У баянистов сейчас появляются большие возможности. Это уже инструмент не только народного оркестра. Не стоит ограничивать себя традиционным репертуаром, ведь цифровые технологии позволяют исполнять самую разную музыку, и это здорово! Кроме того, можно экспериментировать с разными составами, сочетать ранее несочетаемое».

* Музыковед, преподаватель Тольяттинского музыкального колледжа имени Р. К. Щедрина.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 5 ноября 2020 года, № 21 (194)
Tags: Культура Тольятти, Музыка
Subscribe

  • Чем не повод? 18 сентября

    Сегодня, 18 сентября , самый главный праздник – День уважения . Главный, потому что потеряли мы его. А сегодня, если и отыщем, то…

  • Чем не повод? 17 сентября

    Сегодня, 17 сентября , День HR-менеджера , специалиста по управлению персоналом. История праздника начинается в 1835 году, когда в…

  • Чем не повод? 16 сентября

    Сегодня, 16 сентября , в итальянском городе Вероне отмечают День рождения Джульетты. Чтобы определить точный день, в который родилась…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment