Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Сегодняшнее «небо в алмазах»

Галина ТОРУНОВА *
Фото Леонида ЯНЬШИНА

Современный театр, вернее современная режиссура, не считает нужным точно следовать за фабулой первоисточника, будь то пьеса, роман или даже очерк. Хороший спектакль всегда открывает нам сюжет данного произведения с какой-то новой стороны. При этом порой мы даже можем не узнать с детства знакомую историю. Но это всегда какое-то новое открытие не просто литературного произведения, а другого состояния мира. Плохой же спектакль есть очевидное желание покрасоваться, чаще всего это просто следование некой модной модели, желание быть, как говорят, «в тренде». Спектакль театра-студии «Грань» «Дракон» по пьесе Евгения Шварца относится, скорее, к первому типу, то есть это хороший спектакль со многими приметами современной режиссуры. В том числе и модной.

Пьесы Евгения Шварца при всей своей сложной структуре притчи и сказочном антураже чрезвычайно просты и отличаются трезвой ясностью. Но эти же простота и сказочность становятся серьезным препятствием при постановке их на театральной сцене. Надо как-то придумывать сказочные чудеса, создавать их театральными средствами, то есть либо сыграть их актерски, либо использовать сценическую технику. В этом смысле в кино это сделать легко, там снять и смонтировать можно всё что угодно.
Но не это важно. Главное, что сразу проявляется в пьесах-притчах Шварца – против кого и чего он протестует. «Дракон» закончен драматургом в 1944 году в блокадном Ленинграде. Пьеса сразу была воспринята всеми благожелательно, так четко в ней просматривались и фашизм и Гитлер в их жутком обличье, и уверенность, что их можно победить. Трудно, смертельно, но можно.
Позже мы с вами поняли, что Шварц смотрел на мир и историю Земли значительно шире, под явление «дракона» подходит любой тоталитарный режим, и вспоминаются имена Сталина, Гитлера, Пиночета, Пол Пота… А можно и дальше вспоминать – про Нерона, например. А самое важное в пьесе – это утверждение о том, что с гибелью Дракона само явление не исчезает, в Дракона превращается его победитель, таким его делает толпа, ради которой он (герой-победитель) совершил свой смертный подвиг.
В спектакле «Грани» виновник такого превращения обозначен очень четко. Только при безмолвном попустительстве «народа» – толпы лишенных индивидуальных черт людей – Драконом-повелителем может стать преступник, негодяй, шизофреник. Обезличенность этих граждан решена не только за счет одинаковых костюмов, отрепетированных жестов и речевок, но и назначением на эти роли актеров хора – массовки, при этом некоторым из них (актеров) иногда удается сыграть персонажей с именем или хотя бы с биографией. С именами в пьесе Шварца и в спектакле тоже непросто. Их имеют только Эльза, ее отец Шарлемань и Генрих, сын Бургомистра. Да еще кот, почему-то названный Машенькой, но с ним вообще странная какая-то история. Арсений Плаксин, играющий Кота, периодически то становится воплощением какой-то стороны Ланцелота, то предстает странным котом, но чаще он – часть толпы горожан. Характер каждого отдельного персонажа актером не играется, мы просто понимаем из текста, кого теперь он представляет. Имеет имя и главный герой, рыцарь Ланцелот (Никита Башков). И это мы тоже узнаем скорее из текста.

Сцена из спектакля «Дракон». Арсений Плаксин (Кот Машенька) и Никита Башков (Ланцелот)

[Spoiler (click to open)]
***
Спектакль придуман интересно. Для него театр изменил пространство, развернув сцену на девяносто градусов. Актеры свободно передвигаются через зрительный зал, появляются и сзади нас, и с боков, а вот уйти назад, за арьерсцену, они не могут. Задняя стена сплошная, затянутая серым (иногда красным) задником, на который проецируются транспаранты, приветствующие очередного владыку. Там же периодически появляется видеоряд: извилистый путь, летящая птица, просто помехи.
Фронтально через всё сценическое пространство выстроен помост, на котором проходят некоторые сцены, за которым сидят и который громко реагирует, откидывая резко, с грохотом, передние крышки, когда происходит что-то особенно пакостное или страшное. То есть люди молчат, а неживые вещи не выдерживают. Вот такая вот метафора.
На поднятые эти крышки проецируются лазерным лучом фрагменты боя с Драконом, точнее постепенное его уничтожение. Свет в спектакле играет великую роль. Театр может себе это позволить, смонтировав мощную световую аппаратуру, на которой как всегда виртуозно сыграл Евгений Ганзбург.
Декорации в спектакле очень лаконичны и выразительны – это несколько простых табуреток, которые переставляются актерами в разных конфигурациях и на полу, и на помосте. Иногда они используются по прямому назначению, на них сидят.
Так же лаконичны костюмы, решенные в серо-черном цвете с проблесками белого, скорее похожие на рабочую одежду (художник по костюмам Любовь Мелехина). Только у некоторых имеются небольшие детали, чуть-чуть выделяющие персонажа: шарф путешественника-бродяги у Ланцелота, бабочка у кота Машеньки.
Самой важной деталью костюма являются босые ноги. Еще есть странная деталь: круглые тусклые медного цвета диски, похожие на виниловые пластинки. Их собирают в стопку, раздают людям толпы, но главное их назначение – приложенные сзади к затылку, они напоминают тусклый нимб над головой. На это же намекает иногда проекция на заднике: головы в нимбах. Уж не святые ли? Может быть, это напоминание о «блаженных», которые «нищие духом»? Таких напоминаний-метафор в спектакле немало, это тоже одна из примет современного театра.
Чего стоит включение в текст монологов Нины Заречной («Чайка» А. Чехова), Катерины («Гроза» А. Островского), чеховских же трех сестер и Сони из «Дяди Вани», текстов Шекспира и Бродского. Если учесть, что они звучат из уст Бургомистра (Сергей Поздняков), персонажа самого противного и подлого, то становится особенно неуютно. Вот такое оно нынче, «небо в алмазах», которым так бредили чеховские герои.

Сцена из спектакля «Дракон». Сергей Поздняков (Бургомистр) и Арсений Шакиров (Генрих)

При этом герои спектакля в самом начале заявляют: мол, «здесь так уютно». Есть и прямой выпад в сегодняшний день: персонажи часто присаживаются «перекурить» в свете объявленной государственной программы борьбы с курением.
Как ни странно, театр достаточно подробно и скрупулезно пересказывает сюжет пьесы. Вероятно, для того, чтобы в финале поразить нас неожиданным поворотом. Звание нового Дракона, отобранное у мерзкого Бургомистра и выхваченное у его подлого сына Генриха (Арсений Шакиров), присваивает себе… Эльза (Юлия Бокурадзе).

Сцена из спектакля «Дракон». Руслан Бузин (Дракон) и Юлия Бокурадзе (Эльза)

В тексте Шварца и в знаменитом фильме Марка Захарова им становится Ланцелот. Но сегодня, в эпоху начала нового матриархата, когда мужское население всё больше и больше отказывается принимать решения и отвечать за судьбу мира, такой финал становится особенно злободневным. Это и есть главное открытие спектакля. Эльза, встав надо всеми, истово и грозно кричит «надо жить» и «я верую», но это не клятва, это приказ! На заднике пылает транспарант «Слава Эльзе!», и все встают по стойке смирно!
Смысловая, концептуальная природа спектакля понятна и выразительна. Но в театре важно не только что и зачем, но и как! А вот здесь не всё в порядке. В спектакле не выверен актерский «тон», как говорилось у Станиславского. То есть заявлен принцип несопереживания, неперевоплощения в образы. Актеры подчеркнуто общаются «через зал». Друг с другом они не включаются в диалог, но и с нами он тоже не получается. Чаще всего проговаривается информационный текст о том, что происходит и что в это время чувствует персонаж.
В принципе, такая система создания ткани спектакля – тоже модный нынче прием актерской подачи смыслов. Но он требует сложного построения тройного диалога актера с персонажем, с залом и с самим собой. Это могут сегодня очень немногие актеры. В труппе театра в основном актеры молоды и малоопытны, им этот прием оказался не под силу.
Пожалуй, самая живая и точно сыгранная сцена – последний диалог Генриха и Эльзы. Тонко и точно провел актер переход от братского, доверительного отношения к Эльзе до циничной победительной оценки «как он провел эту дурочку». У Шакирова в течение всего спектакля много таких точных актерских оценок, сыгранных «по старинке» и оттого живых, но в этом он, пожалуй, одинок. Наверное, когда спектакль устоится, проверится на зрителе, актеры почувствуют себя увереннее, найдут верный тон отношений со зрителем, друг с другом, с пьесой. Но есть другая опасность: излишняя гротесковая яркость, присущая Сергею Позднякову (Бургомистр), может (и должна) вызвать бурную реакцию зрителя, и актеры пойдут за ней (за реакцией), тогда смыслы могут утонуть. Впрочем, в театре много опасностей.
К текстам Чехова, Островского, Шекспира и Бродского можно добавить Александра Блока: «Живи еще хоть четверть века – всё будет так. Исхода нет». Как ужасно.

P. S. А определение «фашизма» у Виктора Франкла мне кажется более точным.

Театр-студия «Грань»
Евгений Шварц
Дракон
Постановка Дениса Бокурадзе
Авторы сценографии – Денис Бокурадзе, Виктор Трегубов
Автор костюмов – Любовь Мелехина
Художник по свету – Евгений Ганзбург
Композитор – Арсений Плаксин
Хореограф – Ирина Павлова
Художник видеоряда – Алиса Якиманская
Переводчик, педагог по немецкому языку – Анна Матвеева
Ассистент режиссера – Виктор Трегубов

* Театровед, кандидат филологических наук, член Союза театральных деятелей и Союза журналистов РФ.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 22 октября 2020 года, № 20 (193)
Tags: Театр
Subscribe

  • Чем не повод? 18 сентября

    Сегодня, 18 сентября , самый главный праздник – День уважения . Главный, потому что потеряли мы его. А сегодня, если и отыщем, то…

  • Чем не повод? 17 сентября

    Сегодня, 17 сентября , День HR-менеджера , специалиста по управлению персоналом. История праздника начинается в 1835 году, когда в…

  • Чем не повод? 16 сентября

    Сегодня, 16 сентября , в итальянском городе Вероне отмечают День рождения Джульетты. Чтобы определить точный день, в который родилась…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment