Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

История любви

Татьяна ГРУЗИНЦЕВА

Завершаем публикацию материалов о фестивале «Волжские театральные сезоны».

Программу кукольных театров завершал спектакль Орловского театра кукол «Сказка о рыбаке и рыбке». На официальном сайте театра жанр спектакля обозначен как «история любви», и действительно, во время показа взрослая публика смеялась едва ли не чаще, чем дети.

Спектакль орловского театра – не только история старика со старухой, первым на сцене появляется сам автор, Александр Сергеевич. Он ходит по комнате, перебирая маленькими ножками, взмахивает пером, бухается в плетеное кресло: «Исписался!» Артисты, управляющие куклами, в белых одеждах – словно листы бумаги, исписанные пушкинским почерком, – фон происходящего.

«Скажи как дядя…» – пробует рифму автор. Спохватывается – не то. Наконец, идею подсказывает хитрый кот. «Рыбка, рыбка», – мяучит он.
Жили-были у самого синего моря старик со старухой, жили хоть и бедно, но, видимо, счастливо. «Я помню чудное мгновенье…» – произносит старик, с любовью глядя на сморщенное, потемневшее от ветров и времени лицо своей подруги. «Ты мой…» – отвечает она. И голос у старухи нежный, молодой, ласковый. Сидят они, обнявшись, у разбитого корыта, не ропщут. Что было дальше, известно всем: поймал старик неводом рыбку.
С исполнением каждого желания старуха меняется в голосе, всё взрослее и скрипучей становится он. Всё больше и страшнее становится и кукла старухи. Мало кто знает, что в первой рукописной редакции сказки у Пушкина старуха сидела на Вавилонской башне, а на ней была папская тиара: «Не хочу я быть вольною царицею. Я хочу быть римскою Папой!» – восклицает она и вновь толкает старика на поклон к рыбке. В окончательный вариант сказки это желание не вошло, чтобы не лишать произведение русского колорита, а в театральной постановке орловского театра этот эпизод присутствует. И вот уже огромная старуха посматривает сверху вниз и на старика, и на зрителей и хочет большего – владычицей морской.
Синее море из легких полупрозрачных тканей (или же это хвост волшебной рыбки?) в последний раз взмывает, словно синее облако, над сценой, и диким страшным хохотом разражается рыбка, словно это и не рыбка вовсе, а другой персонаж сказок Пушкина – Шамаханская царица, погубившая тысячи воинов. Еще долго звучит хохот рыбки в ушах зрителей, и в диком вихре начинают кружить и улетать в какую-то бездну:  новое корыто, слуги и скот, яства, украшения… но наконец стихает буря, напугавшая стрика, и возвращается он восвояси.
А там его ждет всё та же маленькая, добрая старушка. Не держа на нее зла, он произносит с облегчением: «Я помню. Помню чудное мгновенье…» – и обнимает свою глупую бабу. Каждый, конечно, и взрослый, и ребенок считывает свои смыслы.
Хочется отметить прекрасное владение куклами и изобретательность постановки. Планшетные куклы в руках артистов не только взмахивают руками, вертят головами, но и перебирают ножками, выделывают вензеля в танце, и всё это, конечно, завораживает не только детей, но и взрослых, догадывающихся, какой это труд.

Орловский театр кукол
А. Пушкин
Сказка о рыбаке и рыбке
Режиссер-постановщик и музыкальное оформление – Павел Акинин
Художник-постановщик – Борис Аксёнов

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 22 октября 2020 года, № 20 (193)
Tags: Театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment