Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

«Как разбогатеть и удачно выйти замуж»

Татьяна ЖУРЧЕВА *

Продолжаю публикацию материалов о фестивале «Волжские театральные сезоны».

Подзаголовок, помещенный в театральной программке после названия, звучит обещанием некоей рекомендации. Такого рода советов всегда было много в газетах, календарях, дамских журналах. И сейчас на просторах Интернета их предостаточно. Но если мы всерьез будем ожидать от спектакля некоего, пусть даже и шутейного рецепта, то ошибемся. Это просто история о том, что случилось когда-то, давным-давно, в старинном московском районе Лефортово, который простые, необразованные люди именовали Лафертово. И жила там некая старуха, которая пекла на продажу маковые лепешки – ма́ковница из Лафертова. Лафертовская маковница.

Именно так называется повесть Антония Погорельского, вышедшая отдельным изданием в 1825 году и восторженно встреченная многими современниками. Пушкин так был восхищен, что не раз упоминал о ней в переписке, а позднее в повести «Гробовщик» сопоставил многолетние труды своего героя и долгую честную службу почтальона Онуфрича, с жизнеописания которого и начинается сюжет Погорельского.
Об Алексее Перовском, печатавшем свои литературные сочинения под псевдонимом Антоний Погорельский, можно было бы сочинить отдельный роман или снять трогательный сентиментальный сериал. Мы же упомянем только, что это тот самый Антоний Погорельский, автор первой русской детской книжки «Черная курица, или Подземные жители», которую сочинил он для своего племянника, будущего знаменитого поэта и драматурга, одного из создателей Козьмы Пруткова – Алексея Константиновича Толстого.
На этом, пожалуй, завершим исторический экскурс и обратимся к спектаклю.

[Spoiler (click to open)]
Поначалу выбор этого материала для кукольного спектакля удивил. Но только поначалу. Повесть в самом деле чудесная. Изящно переосмысляя гофмановскую фантастику и традиции готического романа, Погорельский написал очень русское произведение с очень узнаваемыми и колоритными отечественными персонажами. Вместо готического замка – мещанский дом, вместо мрачных привидений или сказочных фей – старая злобная ведьма и ее лучший друг кот-оборотень.
Жила-была старуха (Зоя Бгашева), которую побаивались все в округе. Был у нее племянник, отставной почтальон Онуфрич (Валерий Скиданов), который не одобрял ее заигрываний с нечистой силой, за что она с ним рассорилась. Была у племянника жена Ивановна (Татьяна Дубовикова), глуповатая и несколько корыстолюбивая женщина, и добродетельная дочка Маша, девица на выданье (Ольга Парунова, Анна Герасимова – кто из них в тот вечер был на сцене, не отмечено). Старуха завещала внучке все свои богатства, если выйдет она замуж по ее выбору. А внучка, хоть и сомневалась сперва, да убоялась злой силы и господина Мурлыкина (Василий Уточкин), уж слишком похожего на бабушкиного кота. А пуще того влюбилась она в молодого, бедного, но честного Улияна (Олег Царев). И отказалась от неправедного богатства. А у ее бедного жениха откуда ни возьмись появился вдруг богатый дядюшка. Истинная любовь и христианская добродетель юной героини, разрушившая колдовские чары, здравый смысл ее отца, не верящего в привидения, а в довершение просто сказочное стечение обстоятельств – вот и весь рецепт богатой жизни и счастливого замужества.
Согласитесь, материал для веселого и поучительного спектакля великолепный, и театр использовал его умело и остроумно. Шестеро актеров начинают действие небылицами-частушками под балалаечный перебор. Цветовое решение спектакля – от светло-серого до черного – и световые эффекты подчеркивают и «готическую» мрачность истории, и в конечном итоге торжество света и добра. Оформление сцены графично и строго и позволяет актерам перемещать действие из дома на улицу, с улицы в дом, легко меняя обстановку и настроение в каждой сцене. Деликатно используемая видеопроекция усиливает впечатление движения по городу и позволяет в весьма ограниченном пространстве сцены добиться динамичного действия.
Остроумно придуманы и любовно сделаны куклы. Особенно хороша старуха. У нее в спектакле два облика и, соответственно, две куклы: обыкновенная старуха-мещанка при жизни и нечто совершенно невообразимое, являющееся Маше после похорон тетки – прямо-таки «привидение дикое, но симпатичное». Прекрасен и Аристарх Фалалеич Мурлыкин – симбиоз кота и человека. Куклы, изображающие простых людей, вполне «человекоподобны», с хорошо прорисованными лицами, с точно подобранными деталями одежды. И актеры точно, красиво, любовно играют ими: сгибают ручки и ножки, когда надо передать движение, жест, склоняют головки, изображая печаль.
Вообще актеры прекрасно существуют на сцене, отлично поют, танцуют. Но… Одно только «но», с которым, наверное, не согласятся специалисты, возразят, что, дескать, такой стиль, такой прием – «живой план». Но… Все-таки очень хочется, чтобы в театре кукол на сцене играли куклы. К счастью, в Рязани актеры это умеют. Так что простим им вполне естественное желание побыть иногда на сцене не только кукловодами, но и просто драматическими артистами.

Рязанский государственный областной театр кукол
А. Погорельский
Лафертовская Маковница
Автор сценической версии и режиссер-постановщик – Олег Жюгжда
Художник-постановщик – Екатерина Труфанова
Хореограф – Татьяна Яковлева
Композитор – Альбина Шестакова
Художник по свету – Георгий Горазеев
Компьютерная графика и анимация – Даниил Жюгжда

* Кандидат филологических наук, литературовед, театральный критик, член Союза театральных деятелей и Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 22 октября 2020 года, № 20 (193)
Tags: Театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment