Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

«Девочка, хочешь сниматься в кино?»:

феномен 25 фестивалей «Кино – детям», проведенных на Самарской земле

Зоя КОБОЗЕВА *

Поразительно то, что можно жить в городе и не знать о великом, в нем происходящем. Более того, можно жить в городе и не знать, насколько самоотверженными могут быть люди, проживающие с тобой рядом в этом городе. Эти люди – твои современники, и им не поставлены памятники. Они, эти люди, деятельны, полны сил, страсти, уверенности в том, что детям нужно вернуть детство и погрузить их в глубины отечественной культуры и истории.
Закончилось «счастливое советское детство» – эта открыточка с приклеенными к ней билетами на 10-часовой утренний киносеанс, абонемент на детское кино. Вначале – «Ералаш» или «Хочу всё знать!», потом – кино: сказки, фильмы про Гражданскую войну или про приключения Алисы Селезнёвой. Это очень добрый детский мир.

[Spoiler (click to open)]
Был. А потом началась Перестройка. Не стало пионерской организации с ее торжественными линейками в том же кинотеатре, на которых принимали в октябрята, в пионеры. Это была игра. И «Тимур и его команда» – игра, и выступления в школе по «звездочкам» – игра. Это языки детства. И были взрослые, некоторые из которых, может быть, размышляя об идеологии, играли с детьми в игры. И показывали детям доброе кино, добрые мультики. Мы же так и говорим сейчас: «Добрые советские мультики».
А потом после Перестройки взрослые вдруг взяли и отменили мир детства, сказав: «В этом суровом мире нужно выживать и бороться за жизнь, и не нужны больше добрые игры, не нужны «четыре сыночка и лапочка дочка». Пусть играют в GTA». И пусть смотрят Фредди Крюгера.
Мой брат младше меня на 10 лет. Мама его жалеет и всё ему прощает, приговаривая: «Он же не был пионером». С точки зрения мамы – доктора педагогических наук – это невосполнимая утрата: не быть пионером. А сам брат, важно неся свой статус постперестроечного лишенца, приговаривает: «Своими «Челюстями» и «Улицей Вязов» вы сломали мне детство». Может, он и прав?
Самое главное, мы даже не заметили, как не стало новых отечественных детских художественных фильмов на широком экране и по телевизору, как наши дети перешли на диснеевские мультики. Мы же все стали другими и стали жить в новой другой жизни, в жизни успешных и мотивированных, каких-то менеджеров системы, которым нравится, накупив попкорн в «Маке» и прихватив стаканчик колы, смотреть в мультиплексе капитанов Америк: «Нас так долго учили любить твои запретные плоды»...
Я не заметила, как дочь выросла на «Короле льве», потом, спустя десять лет, сын вырос на «Спанч Бобе». Страница «Электроников», «Красных Шапочек», «Буратин» перелистнулась незаметно, книжка захлопнулась и оказалась на полке воспоминаний.
Я ничего не заметила. И я не знала, что в городе остались люди, которые всё поняли и попытались спасти мир детства. Представляете, можно жить в городе и не знать нечто великое, что есть в твоем городе!..
***
Всё началось в 1995 году. Кинотеатров больше не стало. Не стало «Старта», «Вымпела», «Весны», «Звезды» и знаменитого «Треугольника»… Может быть, их не стало не именно в 1995 году, но такой рубеж обрисовала в беседе со мной президент и создатель фестиваля Нина Алексеевна Шумкова.

Постепенно в этих некогда настоящих кинематографических дворцах, куда билеты на некоторые фильмы можно было достать только по блату, поселились ночные клубы, молельные дома и торговые точки. Это всё понимали кинематографисты нашего города, понимали Нина Алексеевна, Ольга Алексеевна Стась и другие, но не понимала, к примеру, я, захваченная вихрем другой жизни: «Я ломал стекло, как шоколад в руке»...
Первый международный кинофестиваль «Кино – детям» состоялся в нашем городе в 1996-м. А я тогда впервые отправилась в Америку писать спецкурс по истории русского дворянства на базе американской литературы. Мне очень хотелось тогда вообще забыть всё советское прошлое и ринуться с головой в разноцветную Вселенную Марвелов.
Учредителями фестиваля выступили Самарское областное отделение Союза кинематографистов России и студия «Волга-фильм». Так звучит в официальной летописи кинофестиваля. А на самом деле учредителями стали глубокие взрослые люди, встревоженные резким сломом социально-политических парадигм, в который, в этот слом, провал, рушились дети.
Девизом фестиваля стали слова Сергея Михалкова: «Сегодня дети – завтра народ». Помните, «Мне не нужно ничего! Я задаром спас его!»? В эпоху, когда уже никто ничего не хотел делать задаром. Кроме тех, кто организовал фестиваль в нашем городе, ну, и еще нескольких.

Эти взрослые придумали, что оценивать фестивальные фильмы будут два конкурсных жюри. Фильмы, созданные профессиональными кинематографистами, будет оценивать коллективное детское жюри, в состав которого входят представители детских киностудий Самарской области. В свою очередь представителям «взрослого» жюри – известным режиссерам и педагогам – предстояло назвать победителей конкурсной программы «Кино снимаем сами», где авторами являются дети. Победители конкурса получают денежные сертификаты, путевки в «Орлёнок». Взрослые снова придумали детскую игру.
Кто играет? Дети и взрослые из разных уголков мира съезжаются поиграть в Самару. За 24 года проведения фестиваля 715 924 юных зрителя побывали на фестивальных сеансах, творческих встречах и мастер-классах. Было показано 1 735 премьерных фильмов для детей. Гостями фестиваля стали 548 кинематографистов и деятелей культуры из России, США, Италии, Великобритании, Франции, Германии, Словакии, Грузии, Беларуси, Украины, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Армении, Индии, Китая, Республики Корея, Чехии.
Площадками для проведения бесплатных фестивальных мероприятий стали дома культуры, молодежных организаций, детского и юношеского творчества, кинотеатры, залы и медиацентры образовательных учреждений области. Традиционно фестиваль охватывает 9 городов и 27 районов Самарской области.
Ух! Просто захватывает дух! А кто-то, как я, живя в этом городе, ничего не знал о таком событии…
***
Но вернемся в 1990-е. Я помню, как моя маленькая дочь смотрела по видику кассеты с диснеевскими мультфильмами. Тогда ни она, ни я – мы не хотели смотреть «Тайну третьей планеты» или «Василису Микулишну». «Когда умолкнут все песни, // Которых я не знаю, // В терпком воздухе крикнет // Последний мой бумажный пароход»
Нина Алексеевна рассказывает, как заказывала в Госфильмофонде лучшие детские фильмы для первого фестиваля. «Нет худа без добра», – замечает. Лучшие кинематографисты страны стали постоянно собираться в Самаре на детский фестиваль кино: Марлен Хуциев, Татьяна Самойлова, Георгий Данелия
Это была чудесная возможность приехать на фестиваль со старым фильмом. Область поддержала фестиваль. Нина Алексеевна вспоминает, как в селе Приволжье в зале собралось 300 человек, тысяча человек дожидалась Самойлову. Знаете, что такое кинотеатр в селе? Центр жизни. Я помню, как в Борском в детстве ходили «в центр» в кино – событие, красивые платья, каблуки, а потом – танцы.
До 2000 года фестиваль был не конкурсным – просто детский праздник кино, а потом стал конкурсным. Пошла активная работа с привлечением школьников к работе жюри. Стали всё больше использовать в фестивальной программе документальное кино.
Не только детей нужно было приучать к документальному кино, но и взрослых. Для этого организаторы фестиваля вели в течение года активную работу в формате конференций. Министерство образования возглавляли люди, которые помогали фестивалю. Дмитрий Овчинников, с благодарностью вспоминает Нина Алексеевна, обеспечил аппаратурой, необходимой для кинопросмотров, все школы. Кинопрокат был порушен, и школы стали местом кино.
***
Нина Алексеевна с ее волей, харизмой, страстью очень остро ощущала разрыв времен. Год 1988-й она встретила с интуитивным девизом: «Прощай, кинохроника!». И ощущением, что сейчас рухнет вся прошлая жизнь. Заключительным аккордом этой части жизни стало для нее создание документального фильма «Как мы жили во время войны», уникального фильма-документа о буднях простых жителей села.
Но она понимала, что кино нужно продолжать снимать. И организовала кооператив.
Выживать городскому кино помогали сельские культурно-просветительские учреждения. Деревня помогала городу. Князь С. Д. Урусов вспоминал: когда он в городе после революции терпел лишения, крестьяне его бывших деревень присылали курочек. Так же, на волне доброй помощи села, студия «Волга-фильм» сняла фильм «Выйду ль я на улицу?».
В 1995-м студия создала 6 очень сильных документальных фильмов. Я с замиранием слышу имена тех, кто помогал, благодаря кому кино выжило. Нина Алексеевна назвала и имя бывшего ректора нашего любимого университета Геннадия Петровича Ярового. Всё может исчезнуть, разрушиться, но только не память человеческая о добрых делах.
Геннадий Петрович, поддерживая идеи Нины Алексеевны, предложил провести фестиваль в Америке! Так возник проект «Новости провинциальной России». Американцы оформили это как фестиваль неизвестного русского кино, и поездка состоялась. Американский зритель валом валил на провинциальное российское кино. Рядовой американец с большим интересом знакомился с нашей культурой и историей, открывал для себя Россию без пропагандистских штампов. Господи, как же хорошо, когда хорошо, когда все дружат…
И вот на этой волне появляется в Самаре международный фестиваль «Кино – детям». Название фестиваля придумал «последний сказочник» Михаил Юзовский. Логотип – вазовский художник.
***
Как детская аудитория реагирует на фестиваль?
Вот, к примеру, в Красном Яру посмотрели документальный фильм «Умереть в Сталинграде». После фильма была встреча с Вахтангом Микеладзе. Дети полтора часа не отпускали режиссера. Это и понятно: Вахтанг все фильмы посвящает своему внуку.
А постоянный гость фестиваля Елена Цыплакова говорит: «Нужно брать в объятия детей как своих и вместе смотреть кино». Кто-то из деток заметил: «Это документальное кино. В нём всё по-настоящему!»
Дети обсуждают фильмы очень серьезно, очень искренне: «Я думаю, фильм этот про то, что у каждого должно быть своё место на земле».
Когда я смотрела документальные фильмы о проведенных фестивалях, меня почему-то до слез тронуло выступление актера Виктора Сухорукова перед детьми. Он сказал им: «Каждый из вас имеет чувство собственного достоинства!» Вы вообще помните, дорогие взрослые друзья, когда мы последний раз разговаривали со своими детьми о чувстве собственного достоинства или себе напоминали, что оно у нас есть?
Я пишу эти строки и вспоминаю, как меня оскорбили в прошлом году. Ни за что, а я очень испугалась, что действительно виновата. А потом перестала звонить этому человеку и опять мучилась, что не звоню, что спряталась. А сейчас пишу эти строки и понимаю, что просто задели мое чувство собственного достоинства, о котором я забыла в постперестроечной жизни…
Мы часто задаемся вопросом: насколько тот или иной город культурен? Насколько наш город культурен? Наш город – несомненно культурен, пока в нем живут люди, которые делают такой фестиваль детского кино; люди, которые помогают этому фестивалю жить, как Вячеслав Валентинович Сонин, генеральный директор «Волгатрансстроя»; такие люди, которые смотрят фестивальные фильмы, такие люди, которые вместе способны играть в самые честные и веселые игры под названием «детство».
***
Это было давно. Я ехала на трамвае со своей маленькой дочерью Лизой. В трамвае сидела бабушка. Она посмотрела на Лизу и сказала: «Детки, они же изумрудные зернышки». «Изумрудным зернышкам» посвящается XXV международный кинофестиваль «Кино – детям».

* Доктор исторических наук, профессор Самарского университета.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 22 октября 2020 года, № 20 (193)
Tags: Кино, Культура Самары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment