Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Певец и артист

Анна ЛАЗАНЧИНА *

Владимир Павлович КИСЕЛЕВ – солист нашего оперного театра, того самого, служебный вход которого находился на улице Галактионовской. Самарского. Академического. Оперного. Кстати, это при Киселеве театр получил свое высокое звание. Конечно, не только при нем, но и при нем тоже. И заслуга Владимира Павловича в этом есть.

[Spoiler (click to open)]

Когда-то давно я спросила у отца, а какой это – академический театр? Он, подумав, ответил кратко: значит, хороший. В хорошем театре – достойные артисты, один из них – Владимир Киселев. Певец, чье имя украшало афиши Самары (Куйбышева) с 1970-х. Бас, чей голос знаком нескольким поколениям зрителей – от мала до велика.
В его творческом багаже десятки ролей. Каждый персонаж памятен завершенностью сценического портрета, точностью характеристики. Артистический дар и умение вживаться в роль позволяли певцу перевоплощаться в самые разные образы – от трагических до комических. Обаятельный мягкий голос теплого тембра полнокровно звучал в операх Глинки и Римского-Корсакова, Бородина и Чаковского; произведениях Шостаковича и Слонимского.
Я не слышала в исполнении Киселева ни Лепорелло, ни Сусанина – вообще не застала на нашей сцене ни моцартовского «Дон Жуана», ни оперы Глинки, но знаю, что эти спектакли остались в истории театра легендой. Зато его Галицкий произвел сильное впечатление. Певец трактовал этот образ не однозначно – необузданный и распущенный – в противовес Князю Игорю, а как столь же сложный и противоречивый, ищущий забав и развлечений скорее от беспечности и извечной русской скуки.
Удивительной сегодня кажется способность артиста вызывать у слушателей сильный эмоциональный отклик. Его выигрышная внешность – высокий рост, стать и фактура – позволяет выглядеть на сцене органично. Он был правдив, а потому и его герои, очерченные несколькими меткими штрихами, были убедительны и достоверны. Король Рене в исполнении Киселева был величав в своем горе. Сдержанно и благородно звучали слова любви в устах Киселева – Гремина.
В целую галерею выстраиваются комические персонажи, созданные солистом на самарской сцене: простак Бартоло в «Севильском цирюльнике», дон Аннибале из «Колокольчика», царь Салтан из «Сказки о царе Салтане», Чуб из «Черевичек»… В них проявилась иная – игровая сторона многогранного артистического таланта.
В операх Слонимского певец мастерски вылепил образы героев «второго плана» – Полония («Гамлет») и Алексея Басманова («Видения Иоанна Грозного»), выявил объемность их характеров.
Свободно чувствует себя Киселев и на камерной сцене. За долгие годы сценической карьеры им подготовлено множество сольных программ, включавших романсы, народные песни, песни военных лет. В таких концертных программах певец предстает, прежде всего, артистом – внимательным к поэтическому слову, чутким и правдивым в передаче каждого душевного состояния.
На протяжении нескольких десятилетий он был незаменимым Главным Самарским Дедом Морозом. Встречая детей в фойе второго этажа у высокой и красивой елки, он показывал им сказку – спектакль, открывая для них двери в мир своего театра оперы и балета. Многие поклонники оперы выросли из тех детей, кого когда-то за руку в зал первый раз провел Владимир Киселев.
Человеческие и художественные качества его натуры представляются неразделимыми. Внешне спокойный и скромный человек, с достоинством выполняющий свою работу. Его творчество – яркий пример таланта, работоспособности и преданности своему делу. Он вписал свое имя в историю театра, навсегда связав с ним судьбу. В день юбилея хочется выразить ему сердечную благодарность, пожелать здоровья и долголетия.

* Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент СГИК.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 8 октября 2020 года, № 19 (192)
Tags: Музыкальный театр, Театр
Subscribe

  • Культура и Поток. Экстаз = исступление?

    Вадим РЯБИКОВ * Вот скажите, должен же был французский философ Анри-Луи Бергсон (1859–1941), утверждавший, что первоначальная реальность…

  • Две сестры немилосердных

    Герман ДЬЯКОНОВ * У этих сестренок имена не русские. Они суть Мания и Фобия. Обе они очень душевные, ибо души наши они терзают не…

  • Обживая пространство между

    Сергей БЕРЕЗИН * В июне 2019 года кафедра социальной психологии Самарского университета провела международную научно-практическую конференцию…

  • Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment