Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Театральный андеграунд, или Все-таки хорошо, что мы снова вместе

Татьяна ГРУЗИНЦЕВА

Сентябрь 2020-го богат на премьеры. Освободившись после долгого заточения, театры государственные, муниципальные, независимые и частные вышли на встречу со зрителем. В последних числах сентября прошли премьеры в театре «Место действия», театре-студии «КRUG_И», а также новокуйбышевском ТЮЗе «Время тайн».

Уйти нельзя остаться

Сезон для театра «МЕСТО ДЕЙСТВИЯ» начался в новом зале. Пусть помещение небольшое, всего 70 мест, но зато в центре города, пусть в полуподвале, но довольно уютном, за приемлемую аренду. В театре есть даже кафе, где варят эспрессо и капучино, на полках стоят книги и пластинки, за неимением абажуров с потолка свисают черные мужские шляпы.
В конце сентября театр показал премьерный спектакль «Слоны плывут по Волге» по пьесе Маши Конторович.
«Слоны плывут по Волге» – удивительно самарское название. Слоны плывут, ломая весенний тонкий лед, и никого это не удивляет, потому что Самара – родина слонов, потому что дача Головкина, которой мы, конечно, гордимся, и потому, что у нас всё самое, самое, самое – и площадь, и набережная, и вокзал…

[Spoiler (click to open)]
Пьеса Маши Конторович родилась из проекта театра «Место действия» #ЭТО_САМАРА. Три драматурга – ученица Николая Коляды Маша Конторович, тольяттинец Сергей Давыдов и москвичка Серафима Орлова – в ноябре прошлого года несколько дней провели в нашем городе. Ходили по улицам, музеям, слушали лекции, впитывали наши легенды, мифы – а они у нас действительно есть.
И вот уже предположение (теория Бориса Кожина), что все города с женскими именами стоят на левом берегу, а с мужскими – на правом, вошла в текст произведения и стала неоспоримым фактом. И то, что самарец смотрит с хитрецой, эдакий Ленин в каждом из нас, тоже проскользнуло в тексте. И, конечно, слоны, которые сначала снятся главной героине, а в финале и правда плывут, громко ломая лед.
Подобная история – Он, Она, общие собаки и воспоминания, – наверное, могла бы произойти и в любом другом населенном пункте, но происходит у нас. Герои гуляют по Ленинградке, бредут через сквер Высоцкого, в описании угадываются коммуналки Челышевского дома. Самара проглядывает между строк, в паузах, вздохах и взглядах, иногда кажется, что чувствуешь даже прохладный волжский ветер. Волга не отпускает главного героя, уехавшего несколько лет назад в Оренбург Никиту (его исполнил актер Никита Михайлов). Волга никогда не отпустит и главную героиню Соню (актриса Татьяна Машьянова-Стенина).
Спектакль Артема Филипповского решен очень лаконично. Практически без декораций. Легкая металлическая конструкция на колесиках – вешалка, она же перегородка квартиры, часть выставочной галереи, автобусная остановка. Но каждый жест, каждое движение режиссер, а в спектакле еще и кинорежиссер Филипповский снимает на камеру, и на большом экране мы видим, как красиво кружат пылинки в свете прожектора, как разливается по хрустальным бокалам шампанское, как смотрят друг на друга герои. А в один из моментов и вовсе Никита и Соня удаляются со сцены, и происходящее там, за кулисами, мы наблюдаем только на экране: идут по улице (коридору), сидят в кафе, танцуют…
На премьерном спектакле случилось непредвиденное и самое обидное, наверно, для режиссера: произошли неполадки с камерой, и в какой-то момент экран зарябило, а потом видео окончательно пропало. Но техническая неисправность только добавила драматизма. Немного поволновавшись, зрители полностью погрузились в происходящее на сцене, и спектакль ничуть не проиграл.
Проект #ЭТО_САМАРА, состоявшийся благодаря Президентскому гранту, своей целью и задачей ставил определить самарскую идентичность, влияние на нас большой реки Волги и того, что город расположен на одной ее стороне, а не на двух.
И вот интонации расставшихся когда-то мужчины и женщины, постоянное волнение, стремление приблизиться друг к другу, вернуть потерянное и невозможность это сделать… Что-то в этом есть неуловимое самарское – мы с тобой два берега у одной реки. Диалоги, монологи, реплики – словно волны, ударяющие о песчаные берега и откатывающиеся назад.
Всего в рамках проекта было написано три пьесы. В их числе «Заречные (материалы)» Серафимы Орловой мистический детектив, действие которого происходит в Самаре. Текст состоит из монологов – некую историю рассказывают с разных сторон. В пьесе происходят странные вещи, связанные одновременно с восставшими мертвыми, художественными акциями и КОМУЧем. Премьера «Заречных (материалов)» состоялась в театре «Место действия» этим летом.
И третья «Летсплей» Сергея Давыдова. В пьесе, которая изначально называлась «Ветер страха», происходит кибервойна, в ходе которой все закрываются по домам. Одного из персонажей увольняют с работы, он все время сидит дома и записывается в кибервойска. Надо заметить, пьеса была написана за полгода до пандемии.
«Летсплей» Давыдова поставил «Уместный театр», и, возможно, в будущем все три спектакля будут показываться на одной площадке в три вечера. Во всяком случае, в начале проекта об этом говорилось.

Белая лошадь и Ёжик в тумане

«Всё-таки хорошо, что мы снова вместе» это не только возглас радости от того, что запреты на показы спектаклей прекратились и театры вновь готовы встретиться со зрителем, но и название спектакля.
В сентябре премьеру по сказкам Сергея Козлова о Ёжике и Медвежонке показал новокуйбышевский театр юного зрителя «ВРЕМЯ ТАЙН». В памяти у каждого «Ёжик в тумане» Норштейна – лучший анимационный фильм всех времен – и серия мультфильмов Юрия Бутырина: «Зимняя сказка», «Трям! Здравствуйте!», «Удивительная бочка»...
Сказки Козлова не раз ставили на театральной сцене, ставили в серьезных взрослых театрах, а также в ТЮЗах и театрах кукол, и каждый раз это были истории не совсем детские. Ведь герои этих сказок – странные одиночки, наивные, добрые, размышляющие на темы порой экзистенциальные, полные бесхитростной любви и принятия друг друга.
В театре «Время тайн» поставили спектакль, все-таки рассчитанный на маленькую публику: нарядные костюмы, задорные реплики и веселые интонации. Мягкие большие кубики, из которых выстраиваются и нора, и гора.

В постановку вошло несколько историй, в том числе о том, как Ёжик и Медвежонок приснились Зайцу, конечно – «Ёжик в тумане» и «Как Ёжик и Медвежонок встречали весну» и «Если меня совсем нет».
«Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.
– А ты где?
– А меня нет.
– Так не бывает, – сказал Медвежонок.
– Я тоже так думаю, – сказал Ёжик. – Но вдруг вот – меня совсем нет. Ты один».
И, пожалуй, именно последняя история неожиданно к бодрому, веселому действию добавила нотки грусти. И спектакль перестал быть просто развлечением. И сидящий рядом взрослый зритель сказал: «Захотелось вновь стать ребенком… а может, так и надо? Чтобы у совы – крылья, у зайца – длинные уши, у ежика – колючки».
А Ёжик получился в театре «Время тайн» задумчивый, нежный, трогательный. Добрый философ в веселой компании друзей. Ёжика исполнила Екатерина Юнина, дочь создателей и авторов театра и спектакля Андрея и Ларисы Юниных, студентка 1-го курса Самарского института культуры.

Ночь, фонарь и маски

Если долго всматриваться в зеркало, оно начнет всматриваться в тебя…
В театре «КRUG», который с 2015 года возглавляет режиссер Иван Аникеев, поставили спектакль «Зеркало» по рассказу Валерия Брюсова «В зеркале».
Мир зазеркалья завладевает сознанием молодой женщины. Не имея сил сопротивляться, она меняется местами со своим отражением и на какое-то время становится лишь тенью, двойником самой себя. Освободившись же из плена зазеркалья, она уже никогда не будет уверена в своей идентичности.

«Я не должна сомневаться, что я это – я. И все же, когда я начинаю думать о той, заточенной в моем зеркале, меня начинает охватывать странное колебание: а что, если подлинная я – там? Тогда я сама, я, думающая это, я, которая пишу это, я – тень, я – призрак, я – отражение».
Мир зазеркалья, как и мир теней, всегда притягивал внимание поэтов, писателей, художников и режиссеров… сколько возможностей, сколько вариаций! Мистическое произведение притянуло и внимание театра «КRUG».
Не убрав ни строчки из рассказа, режиссер поставил, по сути, моноспектакль, актриса Анастасия Борисова на протяжении часа транслирует текст Брюсова. Жанр своего спектакля режиссер определил как «мистический триллер», украсил мистическим (конечно же, красным) светом и странными черными фигурами в полумасках, в программке написано: «Люди оттуда».
Но это, пожалуй, и всё, что можно сказать о спектакле.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 24 сентября 2020 года, № 18 (191)
Tags: #ЭТО_САМАРА, Театр
Subscribe

  • Магическое пространство звуков

    Ольга КРИШТАЛЮК * Текст иллюстрирован «Композицией VIII » Василия Кандинского «Жизнь числа во времени» –…

  • Русский квадрат

    72 года назад родилась Наталья Анатольевна Эскина. Светлая ей память. Рубрика: Наталья Эскина. Неопубликованное Наталья ЭСКИНА Зачем он…

  • «Над тобой только цветы…»

    Дмитрий ДЯТЛОВ * Первая встреча с человеком часто определяет наше отношение к нему в дальнейшем. Как говорит пословица, «встречают…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment