Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Надежды осени

Анна ЛУКЬЯНЧИКОВА *

В Международный день музыки в Тольяттинской филармонии прошел концерт, по сути, ставший официальным открытием концертного сезона. Приуроченный к 180-летию П. И. Чайковского, он обозначил надежду артистов и слушателей на насыщенный и успешный год, несмотря на новые условия концертной жизни.

Дистанционная рассадка зала и масочный режим не помешали насладиться музыкой. Симфонический оркестр подготовил серьезную программу – Шестую «Патетическую» симфонию и Первый фортепианный концерт великого композитора, а солировал Иван Бессонов – молодой талантливый пианист со своим почерком и историей успеха.

[Spoiler (click to open)]
В этом году Иван оканчивает Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, где обучается в классе Валерия Пясецкого. В свои 18 лет он – победитель Международного юношеского конкурса имени Ф. Шопена, телевизионного конкурса «Синяя птица», XIX Международного конкурса молодых музыкантов Евровидения в Эдинбурге. По приглашению Владимира Спивакова участвовал в большом европейском турне Национального филармонического оркестра России. В марте 2019-го был удостоен международной музыкальной премии BraVo в номинации «Открытие года». Первые 12 лет жизни прожил в Санкт-Петербурге, несколько лет назад перебрался в столицу. Родом из семьи музыкантов, он с детства погружен в профессиональную среду, а его отец Алексей Григорьев – композитор и звукорежиссер – помогает в его становлении и занимается организацией выступлений.
Братья Ивана, Даниил и Никита, – скрипачи и лауреаты международных конкурсов, так что камерная музыка становится областью пристального интереса пианиста. Дело не только в семейной истории, но и в том, что Бессонову хочется пробовать себя в ансамблях с разными инструментами, в фортепианном дуэте.
«Иван производил впечатление ребенка, которому нелегко давалось усвоение информации и привитие пианистических навыков. Взрослому музыканту бывает нелегко сосредоточиться на определенных технических моментах, а ребенка надо переключать до 50 раз в день. В наше время понимание таланта и гениальности сильно преувеличено: все хотят чуда, не понимая, как нужно работать. Перед тем, как Иван стал удивлять нас своими успехами, был титанический труд, и жизнь – в лице нашей семьи – не оставляла ему другого выбора», – делится Алексей Григорьев.
Отца молодого артиста можно в какой-то степени назвать современным «Леопольдом Моцартом», и Иван ценит его поддержку.
***
Белокурый двухметровый красавец очаровал зал свежим прочтением популярнейшего произведения для фортепиано с оркестром. Образцом для Бессонова остаются трактовки Горовица, вана Клиберна. У Рихтера он находит «фантастическую сцепку с роялем». Про свое прочтение нотного текста говорит так: «Есть исполнители, которые больше подчеркивают в этом концерте технические возможности рояля, а есть те, кому ближе показать мелодическую экспрессию, выразительность. Я бы отнес себя ко второму типу – мне нравится думать, искать новые эмоции и мысли в этой музыке».
Иван любит музыку Чайковского и Рахманинова, в его репертуаре есть сюита из балета «Щелкунчик» в транскрипции Михаила Плетнева, финал из нее и был сыгран на бис. Готовит цикл «Времена года» и мечтает исполнить трио «Памяти великого артиста».
Как человек эмоциональный, Бессонов воспринял «коронапаузу» довольно удрученно: переживал, не мог найти, чем заняться: «Учить что-то новое? Но зачем, если концерты отменили?» Сейчас понимает, что «это была глупость, ведь все стремительно возрождается, а времени на репетиции катастрофически не хватает».
Свое отношение к музыкальному воспитанию в семье он расценивает философски: «Для человека, далекого от классического искусства, методы воспитания академического музыканта могут звучать жестковато, негуманно, но без них и Моцарта бы не случилось. Музыка – вообще профессия не для слабонервных. Сначала это борьба с родителями, их установками, а потом борьба с самим собой, когда надо по сто раз играть один и тот же пассаж, оттачивать каждую ноту».
На лейбле Ars Production выпущен диск, где наряду с произведениями Шопена есть и несколько пьес Ивана Бессонова в романтическом стиле. Готовится к релизу второй диск. «Когда не могу уже смотреть на рояль, просто даю себе волю, импровизирую, потом либо записываю и выкладываю в Интернет, либо отправляю в архив».
Кстати, в 2015 году он дебютировал в создании музыки к кино.
***
После впечатляющего исполнения фортепианного концерта, где цитата народной песни «Выйди, выйди, Иваньку» в финале поразила легкостью и молодым задором, оркестр сыграл самую трагическую симфонию Чайковского. Музыканты вспоминают, что 10 лет назад они уже исполняли это произведение, но сейчас всё было по-другому. Главному дирижеру Алексею Верховену удалось в целом собрать концепцию симфонической драмы.
Как известно, Чайковский вынашивал идею итогового произведения своей жизни в течение нескольких лет, а части имели скрытую программу, обозначающую этапы человеческого пути. Первая – отражение жизни через страдания, душевные муки и стремление к возвышенному; вторая – вальс, образ юности и мимолетной радости бытия, третья – скерцо-марш, где жизненная борьба приводит к достижению славы.
У современников композитора премьера произведения вызвала неоднозначную реакцию, в основном, из-за медленного трагического финала, который символизировал физический уход из жизни. Сам автор не отрицал, что это «Реквием» и что само произведение автобиографично. Оно прозвучало под управлением композитора в Петербурге 16 октября 1893 года, за несколько дней до его смерти.
В том исполнении, что предложил слушателям симфонический оркестр Тольяттинской филармонии, был заявлен драматический посыл в показе этой личной истории. В первой части впечатлили больше всего разработка и знаменитое кульминационное плато с диалогом сил добра и зла у медных духовых и струнных. Вообще сам предыкт к кульминации и три предшествующие ему волны прозвучали динамично и выстроенно.
Во второй части Алексей Верховен больше внимания уделил трио с лирической темой немецкой песенки «Дорогая Мари» со вздохами у скрипок. Впечатление от основной виолончельной темы пятидольного вальса осталось размытым, возможно, и потому, что в рассадке оркестра эти инструменты были в центре, а не привычно справа, и акустически звук не добрал насыщенности.
Третья часть, на мой взгляд, немного распалась на отдельные фрагменты. Она многослойна по тематическому составу, и оркестровые группы (особенно медные духовые) несинхронно включались в процесс. Правда, стоит отдать должное: за небольшой репетиционный период и духовым музыкантам, и дирижеру удалось «почистить» звук – линеарность голосов отлично прослушивалась, чего не скажешь об аккордовой вертикали. Наконец, финал вышел достойным, и в центре внимания стояли первые скрипки, наполняющие зал эмоциональной насыщенностью и трагизмом.
Слушатели оценили вклад оркестрантов в исполнение программы, их степень физической, душевной отдачи, и не торопились покидать зал. Лично у меня и, как оказалось, у других слушателей остались послевкусие и желание вспоминать наиболее удачные моменты концерта. А это говорит о том, что все было не зря.

* Музыковед, преподаватель Тольяттинского музыкального колледжа имени Р. К. Щедрина.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 24 сентября 2020 года, № 18 (191)
Tags: Культура Тольятти, Музыка
Subscribe

  • Одностишия № 4

    Алёна САМСОНОВА * Не путайте кабинку с кабинетом!.. *** На постаменте было тесновато… *** А вы зачем на выборы ходили?..…

  • Одностишия № 3

    Алёна САМСОНОВА * Рисунок Чарльза Даны ГИБСОНА О, душ! Тебя я сердцем принимаю!.. *** В окне пять мух. Весна, ее приметы... ***…

  • Современная поэзия между порядком и хаосом

    Анна СИНИЦКАЯ * В Самаре состоялся Фестиваль актуальной поэзии, организованный литературно-аналитическим порталом «Цирк…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment