Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Еще раз о том, для чего люди ходят в театр

И заключительный материал о завершившемся фестивале Шостаковича

Татьяна ЖУРЧЕВА *

Спектакль «РЫЦАРЬ ПЛАМЕНЕЮЩЕГО ПЕСТИКА», включенный в афишу Международного фестиваля искусств «Шостакович. Самарское время. DSCH», я ждала с нетерпением.

Во-первых, из-за пьесы. Отечественный театр давно присвоил себе Шекспира. А вот его младших современников и, по сути дела, драматургических «наследников» у нас почти не знают. Один из них, Фрэнсис Бомонт, как раз и написал в 1607 году эту пьесу, известную в России разве что историкам драматургии и театра, хотя еще в 1956 году она была переведена и дважды публиковалась. Но кто читает пьесы?
Во-вторых, вдохновили меня слова Cheek by Jowl, стоящие в афише следом за названием «Московский драматический театр им. А. С. Пушкина». Давным-давно, еще в 1995 году, в честь визита королевы Елизаветы II проходили в Москве дни английской культуры, и среди прочих замечательных событий был и спектакль труппы Cheek by Jowl в Малом театре, на который каким-то невероятным чудом удалось мне попасть.
Созданный в 1981 году, театр Cheek by Jowl к тому времени уже приобрел всемирную известность. В тот вечер они показывали комедию Шекспира «Как вам это понравится». Играли все роли мужчины, как это было в шекспировские времена. Но это ни в коем случае не была историческая реконструкция. Напротив, постановка была очень современной и по стилю, и по смыслу. До сих пор этот спектакль остается одним из самых сильных моих театральных впечатлений. И, разумеется, увидев в афише название театра и имена его создателей – Деклана Доннеллана и Ника Ормерода, – я обрадовалась.

[Spoiler (click to open)]
***
Сюжет пьесы являет собой откровенную пародию на жанр рыцарского романа, которую драматург соединил с одним из традиционных для тогдашней английской сцены приемов – «театр в театре»: в самом начале действия на сцену из зала поднимаются бакалейщик и его жена, простодушные, но по-своему искушенные зрители, точно знающие, что они хотят увидеть на сцене за свои деньги. Они добиваются, чтобы в представлении участвовал их подмастерье в роли рыцаря, который, дабы возвысить профессию бакалейщиков, выбирает своим гербом пламенеющий пестик. Тот, которым толкут в ступке специи. Пестик, как известно, по форме своей напоминает фаллос, а его пламенеющее состояние добавляет всей истории пикантности. Все это, конечно же, в духе средневековых фарсов и ренессансных комедий. И если столь прозрачные намеки и столь откровенная фривольность могли смущать аристократическую публику, то простым зрителям они очень нравились. Да и по сей день нравятся – объяснять ничего не пришлось.
Подобный сюжетный ход создает иллюзию вольной импровизации и дает простор комедийной стихии. Оригинальная пьеса довольно длинна, поэтому фарсовое начало в ней как бы растворяется в большом пространстве текста. Постановщик этот текст существенно сократил, не пожертвовав, впрочем, ни одной сюжетной линией. Разве что персонажей стало поменьше.
Впрочем, несмотря на сокращения, торопливости особой в спектакле нет. Он разворачивается, пожалуй, даже немного замедленно, особенно вначале. На сцену, пустота которой несколько скрашивается только сравнительно небольшим светлым параллелепипедом, один за другим выходят люди, каждый со стулом, расставляют их в как будто бы произвольном порядке, усаживаются. Белая стена становится экраном, и оттуда некая «говорящая голова» начинает произносить пролог. И тут из зала выходят двое…
«Масочный режим» добавил интриги и, надо сказать, неожиданно украсил начало спектакля. Мужчина и женщина в масках, плотно, по всем правилам, закрывающих лица, деликатно уселись в самой середине четвертого ряда еще до того, как погас свет. Яркость ее рыжих волос и некоторая замысловатость прически привлекли к себе внимание, но особого подозрения не вызвали. Он же показался и вовсе ничем не примечательным. И когда они вдруг стали пробираться к сцене, заедаться с актерами, сознаюсь, я чуть было не «купилась». Хотя читала пьесу и знала, что так должно быть. Думаю, те, кто не знал, получили большое удовольствие от этой запланированной «провокации», когда, уже поднявшись на сцену, Александр Феклистов и Агриппина Стеклова сняли маски и активно включились в действие.

В сущности, они стали его главной движущей силой, его творцами, своего рода режиссерами, умудряясь при этом оставаться и зрителями, смешными обывателями, в которых наглость и застенчивость забавно сосуществуют и как-то органично переходят друг в друга.
Столь же органично сосуществуют в спектакле текст классического перевода пьесы и совершенно современный текст, к сожалению, неизвестно кем написанный. На сайте театра никакой информации на этот счет не нашлось. Могу предположить, что он (или, по крайней мере, его идея) принадлежит Доннеллану, который в одном из интервью признался, что за много лет работы в России и с русскими актерами чувствует себя «отчасти русским».
Героиня Стекловой глуповата, непосредственна и абсолютно уверена в своей правоте и в своем праве. Она не может сдержать восторга, увидев на сцене любимого актера (Андрей Кузичев), заигрывает с ним, в самый неподходящий момент пытается взять автограф, делает селфи. Когда по сюжету пьесы с кем-то из персонажей случаются неприятности, она активно вмешивается: утешает, лечит, дает советы, в конце концов, перекраивает ход действия, чтобы помочь страждущим. Наблюдая за отношениями молодых влюбленных, она на стороне «традиционных семейных ценностей». А при виде женщины, страдающей от невнимания мужа, произносит пафосный феминистский монолог.
Ее супруг пытается вести себя «прилично», но любопытство побеждает, и он не может удержаться от замечаний по ходу пьесы, подбадривает Ралфа (Назар Сафонов), который не сразу освоился со своей ролью рыцаря, смущается при виде публики, но и радуется вниманию к своей персоне.
По мере того, как разыгрывается фантазия бакалейщика и особенно его супруги, театральное представление превращается в эстрадное шоу. Дорвавшиеся до сцены зрители совсем осмелели. Ралф, изображая смерть доблестного рыцаря, разыгрывает практически весь мировой репертуар: он умирает последовательно как Гамлет, как Ричард III, как Сократ… Бакалейщик, воспользовавшись общей суматохой, завладел гитарой и самозабвенно поет. Бакалейщица, как заправский массовик-затейник, ставит массовый танец, в котором объединяются и обе сюжетные линии, и герои – кое-как доигравшие пьесу актеры и довольные собой зрители. Все в итоге пляшут и поют под аплодисменты уже настоящих зрителей в настоящем зрительном зале.

Играть нынче фарс и не погрешить против вкуса, пройти по тонкой грани между искусством и откровенной пошлостью трудно. Тем труднее, что в спектакле, в отличие от пьесы, пародируются уже не штампы рыцарского романа (кто сегодня его помнит?), а штампы масскульта и массмедиа. Дуэт Стекловой и Феклистова по-настоящему виртуозен: они показали блестящее актерское мастерство, и оказалось, что старинный фарс не просто жив, а по-настоящему молод, интересен и весел.
«Люди в театр приходят за счастьем, за радостью, за позитивом», – заявляет напоследок жена бакалейщика. И в этот раз позитив, несомненно, был.

Московский драматический театр имени А. С. Пушкина,
Cheek by Jowl
Фрэнсис Бомонт
Рыцарь пламенеющего пестика
Режиссер – Деклан Доннеллан
Художник – Ник Ормерод

* Кандидат филологических наук, литературовед, театральный критик, член Союза театральных деятелей и Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 24 сентября 2020 года, № 18 (191)
Tags: Театр
Subscribe

  • Чем не повод? 18 сентября

    Сегодня, 18 сентября , самый главный праздник – День уважения . Главный, потому что потеряли мы его. А сегодня, если и отыщем, то…

  • Чем не повод? 17 сентября

    Сегодня, 17 сентября , День HR-менеджера , специалиста по управлению персоналом. История праздника начинается в 1835 году, когда в…

  • Чем не повод? 16 сентября

    Сегодня, 16 сентября , в итальянском городе Вероне отмечают День рождения Джульетты. Чтобы определить точный день, в который родилась…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment