Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

В краю берез и тополей

Светлана ШАТУНОВА *

Как-то раз наша классная руководительница, учитель русского языка и литературы, сказала, что человеку должно повезти три раза: у кого родиться, у кого учиться и на ком жениться (выйти замуж). Одним из таких важных для меня людей стал преподаватель живописи и рисунка в вечерней художественной школе – Валерий Владимирович БУЛГАКОВ.

[Spoiler (click to open)]

Валерий Владимирович – человек разносторонних интересов: пишет стихи, увлекается охотой, подводным плаванием, астрономией, играет на баяне и гитаре, пишет пейзажи, портреты, натюрморты.
Он родился в Куйбышеве в 1953 году. Первый опыт рисования приобретал в изостудии Октябрьского района, затем – в детской художественной школе, где учился у А. Г. Песигина, известного самарского графика, который также писал стихи, играл на гитаре, иногда ученикам за успехи в рисовании показывал свои работы.
Все вместе выезжали на пленэр. Однажды они писали акварелью берег Волги, лодки, облака, и показалось, что этюд неплохой. Валерий подошел и показал педагогу, ожидая похвалу, но неожиданно услышал: «А почему песок желтый?» Анатолий Георгиевич взял горсть песка и насыпал его рядом с нарисованным песком. Оказалось, что настоящий песок сиреневый, а не желтый. Этюд был переписан и до сих пор хранится как память.
Еще один случай описывает Валерий Владимирович в своей автобиографии: «Мы на пленэре в совхозе «Волгарь». Перед нами протока, за спиной – какая-то горка, заросшая пыльным перелеском, и наш класс пишет протоку. Я удаляюсь от группы в густой перелесок и в глубине его вижу художника, пишущего маслом этюд заброшенного домика. Это наш директор. Вокруг все серое, унылое, а на подрамнике сдержанный и благородный колорит, неприглядный пейзаж превращается в тихую сказку».
Другим педагогом Булгакова в детской художественной школе была Н. М. Кузьмичева, выпускница Академии художеств имени И. Е. Репина. По окончании школы оба учителя написали пожелания выпускнику. Песигин наставлял: «Булгаков, ты можешь больше, чем делаешь. Дерзай!», а Кузьмичева напоминала: «Валера, тени – голубые, не забывай! Счастливого пути в искусстве».
И путь продолжился. В 16 лет юный художник пошел работать оформителем. В начале 70-х проходил службу в армии в Крыму, где занимался оформлением пограничных застав всего полуострова. Этот опыт пригодился и в дальнейшем. В трудные времена приходилось набивать рюкзак красками и ехать на заработки по колхозам, рисовать сельскохозяйственные и пропагандистские стенды с планами пятилеток.
Вскоре после армии снова пришел в художественную школу, но уже на вечернее отделение, в класс В. А. Свечникова. В 1976 году уехал поступать в Пензенское художественное училище на живописно-педагогическое отделение, окончил его в 1980-м. Дипломная работа была посвящена Степану Разину.
Вернувшись в Самару, принимал участие в выставках. В 1985 году начал преподавать в детской художественной школе № 1, где работает и в настоящее время. Большим плюсом работы в ДХШ было то, что несколько дней в неделе оказывались свободными от занятий, это время художник использовал для творчества.
Систематические выезды на пленэр в течение многих лет дали свои результаты. В 2000-м Булгаков вступил в Союз художников России, представив серию волжских пейзажей.
Творчество художника можно разделить на два этапа: на первом создавал символические композиции, на втором – натурные пейзажи.

Валерий Булгаков. Есть на Волге утес. 2010

В 1980-е – начале 1990-х возник большой цикл работ, выполненных в технике сухой пастели, возможности которой невероятно разнообразны, ею можно работать прозрачно, лессировками, можно пастозно. Его размышления – от истории, классической музыки, славянского язычества до вечных вопросов противостояния добра и зла, выбора пути – стилистически близки Николаю Рериху.
Теме музыке посвящены листы «Вагнер», «Шопен. Вальс». Булгаков находит созвучные визуальные выражения. Для Вагнера характерны стремительно вырывающиеся из глубин звуки органа, будто застывшие в воздухе. Для произведений Шопена художник подбирает волнообразные линии с ритмическими усилениями в виде желтых полусфер. Все здесь приведено в гармоничную динамику, уравновешенную цветом и ритмом.
В целой серии работ, посвященных славянским мотивам, художник рисует антропоморфные деревья с лицами древних старцев, корни которых трансформируются в заботливые женские руки, укрывая от невзгод спящее дитя.
К размышлениям над российской историей можно отнести такие листы, как «37 год», «Миражи», «И.В.С.». В «Миражах» представлены образы культовых персонажей. Они, словно облака-миражи, наплывают один на другой, вырастает цепь бесконечных фигур вождей, начиная с древних идолов, Ивана Грозного до Сталина и Брежнева, перед которыми слепо преклоняется безликое стадо.
В работах «Поиск», «Озарение», «Зов» – поиск смысла жизни, желание изобразить Бога, но, как говорит Булгаков, выразить абстрактную идею реалистическим языком невозможно, и художник сосредотачивает свои творческие интересы на пейзаже. Пропадает на этюдах. В первую очередь создает лирический образ природы.
В этом жанре у художника появляются свои любимые мотивы: поля, убранные или заснеженные, с холмами на дальнем плане, рядом с родным селом Новое Якушкино в Исаклинском районе.
Я купил себе дом в той деревне,
Где закаты весною горят.
И за дальним холмом оживленно
Родники меж собой говорят.
Это и волжские берега с лодками, и тихие речные заводи, где звенящая тишина, словно это Берендеево царство с русалками и водяными.
Под мягкий плеск волны и шелест листьев,
Где берега грустны, где тихая рыбалка,
В зеленый свет луны, сверкая искрами,
Из синей глубины всплыла русалка.
Живописным пейзажам Булгакова свойственна пастельная приглушенность, они деликатны в цвете и неброски по мотиву, они безлюдны, меж тем присутствие человека всегда ощутимо. В пейзажах Булгакова хочется находиться, они зачаровывают своим медитативным настроем, а воздухом, наполненным запахом полевых цветов, скошенных трав и талого снега, можно дышать.
Безумно пахнет травами, цветет в саду сирень,
И птица запоздалая летит в ночную тень.
Смотрю, закинув голову, на звездные поля,
Черемуховым холодом наполнена земля.
Когда я училась в вечерней художке, Булгаков писал картину «Березовый май», где главными героями стали два березовых ствола в овраге. Создана она была в 6 сеансов с натуры. Каждый раз он брал с собой большой холст и ездил за 30 километров от Самары. «Натура – лучший учитель», – говорит художник.
Наконец-то я приехал в край берез и тополей.
Где меня встречает лето малой родины моей.
Где по небу голубому расплескались облака,
А под ними кружит сокол, наблюдая свысока.
В. В. Булгаков с детства на Волге, какое-то время семья жила на дебаркадере, с юности работал спасателем, всю жизнь плавал на лодке, с нее же были написаны десятки этюдов. Бережки, заросшие камышами; лесные озера, затянутые ряской; лодочки, пришвартованные к берегу; плакучие ивы в весеннем разливе – это наши узнаваемые места, которые когда-то открыл художник-любитель Константин Павлович Головкин.
К эпическому пейзажу можно отнести полотно «Есть на Волге утес» (2010). Огромная гора, как спящий древний исполин, закована в снега.
На границе миров, где в туманах
Вырастают могучие ели,
Расцветая на синих курганах,
Ледяные кружатся метели.
На фоне волжского пейзажа появляются огромные букеты полевых цветов или трав, собранных летом за Волгой, а осенью служащих художнику молчаливой натурой. Булгаков прописывает каждый колосок, каждый свернувшийся листик – все сделано мастерски безупречно. Эти натюрморты можно объединить в одну серию, своего рода аллегории трех возрастов – юности, зрелости и старости.
Юности соответствует «Волжский» букет» на фоне летнего простора реки, с пролетающими чайками над бескрайним горизонтом. Полнокровные «Мелодии осени» – время сбора урожая, зимний натюрморт – пора угасания, увядший букет листьев хранит воспоминания о былом цветении, пейзаж укутан в теплое одеяло снежного покрова.
В жизни Булгакова тесно переплелись творческая и педагогическая деятельность. Вместе с учениками из вечерней художественной школы художник выезжает на пленэры, пишет вместе с ними. Это вдохновляет, подстегивает начинающих живописцев. Многие ученики стали архитекторами, дизайнерами, выпускниками Самарского художественного училища и Академии художеств.
Нас он учил легко, ненавязчиво, с шуткой в неспешной беседе, с примерами из истории искусства. Главное – Валерий Владимирович умеет увлечь и зажечь так, что ты уже не мыслишь свою жизнь вне творчества.
«Хочу сказать молодым людям, желающим связать свою жизнь с искусством, что это очень нелегкий путь, особенно в наше время, а если уж решили встать на него, то не ожидайте вскорости плодов с древа благополучия. Они еще подрастут, и вы немного состаритесь. Будьте подвижниками».

* Член Ассоциации искусствоведов России, заведующая научным отделом Самарского художественного музея.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 24 сентября 2020 года, № 18 (191)
Tags: Изобразительные искусства, Культура Самары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment