Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Воспоминания в канун дня рождения

Игорь ВОЩИНИН *

1 октября 1922 года, когда в Москве выступил Эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха, вошло в историю музыки как День рождения отечественного джаза.

Этому событию газета уже уделяла место в прошлых выпусках тематической полосы All That Jazz, но в канун 98-го дня рождения я решил вернуться к истокам и вспомнить Александра Владимировича ВАРЛАМОВА (1904–1990), без которого историю отечественного джаза представить невозможно. Из оркестров, называемых у нас в стране в 20–40-х годах джазовыми, ансамбли Александра Варламова и Александра Цфасмана наиболее отвечали мировым критериям жанра.

[Spoiler (click to open)]
Вне сомнения, фамилия Варламова вызывает ассоциации с большой музыкой, вообще с искусством. Мать – известная оперная певица, дед – актер Александринского театра, прадед – знаменитый композитор глинкинской поры. Вспомним его замечательные романсы «Красный сарафан», «На заре ты ее не буди», «Вдоль по Питерской метелица метет»…
Юный Саша рос в окружении музыки, в 1912-м были напечатаны ноты двух его первых сочинений (автору – 8 лет!), в 10 лет он окончил музыкальную школу и оказался уже в музыкальном техникуме Гнесиных, где его педагогами были Михаил Гнесин, Рейнгольд Глиэр и Дмитрий Рогаль-Левицкий. Кстати, его сокурсником оказался Арам Хачатурян.
После окончания техникума (ныне – музыкальное училище РАМ) Варламов работал заведующим музыкальной частью Театра миниатюр, затем создал вокальный эстрадный квартет и оркестр «Танго-джаз». А в 1934-м собрал первый джаз-оркестр. Тогда же появились его первые грампластинки, в том числе с участием живущей в Советском Союзе американской певицы Целестины Коол. Правда, знаменитые американские хиты «Свит Су», «Дикси Ли» и «Луна» были записаны септетом Варламова «Горячая семерка» чуть позже.
Вообще же первые составы Варламова записали много мировых джазовых стандартов, благодаря чему этот жанр приобрел большую популярность в Советском Союзе. В 1939-м оркестр под управлением Варламова выступил и в одной из музыкальных передач первой студии московского телевидения на Шаболовке.
Известность и авторитет самого Александра Варламова стали весьма высокими, и он становится руководителем джаз-оркестра Всесоюзного радиокомитета, а в 1940-м – главным дирижером Государственного джаз-оркестра СССР.
В эти годы Варламов занимался и композиторской работой, в том числе написал музыку для 13 художественных кинофильмов. Иногда сам Варламов выступал и записывался на грампластинках и как певец.
Историк отечественного джаза Алексей Баташев так со слов самого Варламова описывал его приглашение руководить главным джаз-оркестром страны. В кабинете кого-то из больших музыкальных начальников ему поставили на патефон пластинку Дюка Эллингтона: «Вот вам образец. Слепо не копируйте, но отнеситесь творчески».
Следуя рекомендациям, Варламов активно осваивал с музыкантами специфику подлинного джаза, хотя в репертуаре преобладали советская инструментальная музыка и песни. Но началась война, и осенью 1941-го почти весь состав Госджаза Советского Союза погиб под бомбами во время выступлений в действующих частях Красной Армии. Позже Варламов собрал новый состав – симфоджаз при Всесоюзной студии эстрадного искусства, с которым готовился выступать на флоте перед воюющими моряками, но не успел: в январе 1943-го музыкант был арестован.
К джазу арест никакого отношения не имел: на Варламова поступил донос об укрывательстве дезертира. Им посчитали сына друзей, задержавшегося в отпуске из Красной Армии у родственников жены музыканта Эммы Вид, немки по национальности. В доносе сообщалось, что Варламов с нетерпением ждал прихода немцев, чтобы организовать в Москве собственный мюзик-холл. Рассказывали, что на допросе в НКВД на вопрос: «Где вы собирались открыть мюзик-холл?» – Варламов ответил: «Да здесь же, на Лубянке». Варламов получил 8 лет лагерей, хотя на лесоповал не попал и срок отбывал в роли руководителя ансамбля из осужденных. Эмма оказалась в заключении в Казахстане.
В Москву Александру разрешили вернуться в 1956-м, но их брачный союз с Эммой дал трещину, и она уехала к тете Варламова в Куйбышев. В 1962-м Эмма перебралась в село Гаврилова Поляна, где оставшиеся годы жила в 12-метровой комнатке и работала в швейной мастерской местной психбольницы.
Сам Варламов был полностью реабилитирован, восстановлен в Союзе композиторов и сочинял разную музыку. Он озвучил около 60 мультфильмов, включая легендарный «Шайбу! Шайбу!». Правда, здоровье его ухудшилось, он почти потерял зрение, но старался не пропускать важные музыкальные события, бывал на джазовых концертах и фестивалях. В 1975 г. фирма «Мелодия» выпустила диск с его архивными записями, а в 1979-м ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Память об уникальном человеке, талантливом музыканте, первооткрывателе отечественного джаза сохранилась, и в августе 1990-го газета «Советская культура» поместила некролог под названием «Рыцарь джаза». Наверное, лучше охарактеризовать ушедшего из жизни музыканта было невозможно.

* Член Гильдии джазовых критиков и Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 24 сентября 2020 года, № 18 (191)
Tags: Джаз, Музыка
Subscribe

  • Словарь ковидной эпохи

    Рубрика: О языке Татьяна РОМАНОВА * Страсти по ковиду еще кипят, а российские лексикологи из Института лингвистических исследований…

  • Волга-Волга

    Рубрика: О языке Татьяна РОМАНОВА * Самарцы привыкли, что Волга всегда рядом. В любое время можно пойти поплавать или хотя бы посмотреть…

  • Летние размышления о причудах русского словообразования

    Рубрика: О языке Татьяна РОМАНОВА * В русском языке первое место по количеству образованных слов занимает суффиксальный способ. Чаще…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment