Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Свинг Open Air

Игорь ВОЩИНИН *
Фото Евгения ШАРОВА

Празднование Дня города по традиции открылось джазовым фестивалем. В этом году он был не менее представительным, чем в предыдущие. Перед открытой сценой на склоне площади Славы собралось более двух тысяч любителей джаза. На роль ведущего пригласили известного джазового журналиста Кирилла МОШКОВА, а музыка звучала в исполнении ведущих джазовых музыкантов Самары и Москвы.

Начал концерт объединенный ансамбль педагогов джазовой студии «Движение» и Самарской лаборатории музыки, представивший разностилевую программу. Вышедшие на сцену студийцы продемонстрировали высокий профессионализм и полное владение спецификой музыкального жанра. При этом барабанщик Абель Фернандес блеснул виртуозным владением арсеналом перкуссии с бонго и конго.
Трио ведущего российского пианиста Григория Файна было, как всегда, на высоте. В его составе лучшие самарские джазовые исполнители – гитарист Игорь Трегубов и контрабасист Николай Замоздра. На фестивале к ним присоединились певица Виктория Васильева и гость – замечательный барабанщик Эдуард Зизак. В интересной трактовке музыкантов прозвучали композиции Диззи Гиллеспи, Чарли Паркера и босанова Антонио Карлоса Жобима.

Григорий Файн

[Spoiler (click to open)]Разноплановая и талантливая Алла Рид, начинавшая вхождение в профессиональную музыку в Самаре, сегодня в числе ведущих артисток российской эстрады. Она – участница многих телевизионных конкурсов и шоу, включая «Голос» и «Три аккорда». Алла обладает идеальным для джаза роскошным глубоким контральто, великолепно владеет практически всеми вокальными жанрами и искусством создания яркого сценического образа, и каждое ее выступление превращается в театрализованное шоу. На фестивале Алла представила интересную программу из популярных стандартов, включая Bei Mir Bist Du Shein и Route 66, а известный афроамериканский спиричуэл Let My People Go вместе с вокалисткой пели все зрители под собственные прихлопы в ладоши.

Алла Рид

Заводной свинг Аллы сменился камерными авторскими композициями LRK Trio. В группе все музыканты очень высокого уровня, и трио постоянно приглашается на престижные гастроли, в том числе были выступления в Японии, Южной Корее и в странах Европы. В Самаре ансамбль дополнил свой состав струнным квартетом, и прозвучало щедрое мелодическое богатство, в котором интеллигентность и мастерство исполнения сопровождало сочетание современности с традициями академической музыкальной культуры.
Несколько инородной для джаз-фестиваля выглядела программа ансамбля Guru Groove Foundation. Ранее в Самаре группа имела разовые выступления в небольших кафе и на фестиваль джаза приехала впервые. Ее приглашение можно объяснить разве лишь непреодолимым желанием разнообразить общую программу музыкального праздника. У подобной музыки есть немало любителей, но нельзя однозначно согласиться с причислением ее к джазовым стилям фьюжн и фанк.
Музыканты представили разновидность клубной электронно-танцевальной музыки, близкой к техно. Ее особенность – искусственность звучания с довольно ограниченной мелодикой и гармонией, с постоянно повторяющимися музыкальными фразами и секвенциями. При этом присутствует очень однообразная, механическая ритмика с назойливо звучащей «бочкой». Созданный в 2009 году ансамбль раньше успешно выступал на представительных спортивных чемпионатах. Наверное, там, между прыжками с шестом и квиддичем, или на дискотеке эта музыка была бы более уместной. Впрочем, судя по реакции слушателей, в Самаре тоже есть ее фанаты.
Хедлайнером фестиваля, безусловно, стал Московский джазовый оркестр под управлением народного артиста России Игоря БУТМАНА. Он и закрывал четырехчасовую концертную программу. Писать о выступлении этого бэнда сложно: здесь абсолютно всё высшего уровня – великолепные оригинальные аранжировки, в которых звучали даже известные стандартные композиции; безукоризненный ансамбль внутри инструментальных групп и их идеальное между собой созвучие; содержательные и высокотехничные соло отдельных музыкантов, включая и самого лидера. Одним из лучших номеров программы стала собственная композиция Бутмана Nostalgia со сквозным соло его тенорового саксофона.
Очень плотное и красивое звучание оркестра Бутмана весьма своеобразно и легко узнается среди всех других бэндов. Это определяется во многом уже упомянутыми оригинальными аранжировками, которые делал недавно ушедший из жизни лучший оркестровый аранжировщик страны Виталий Долгов. Позже их автором стал выступавший с оркестром как пианист, а сегодня постоянно живущий в США Николай Левиновский. Именно с одной из его композиций – «Молодая красавица» на тему русской народной песни «Исходила младешенька» – и начал свое выступление на прошедшем фестивале в Самаре оркестр.

Московский джазовый оркестр под управлением Игоря Бутмана

Оркестр Игоря Бутмана был создан в 1999-м. Сегодня состав его изменился, а за прошедшие годы выступления биг-бэнда состоялись во многих странах мира, в том числе неоднократно на родине джаза, в США, на самых престижных сценах. А в Москве с бэндом в разные годы выступали многие звезды мирового джаза.
В Самаре мы услышали и прекрасный вокал в исполнении молодого пианиста биг-бэнда талантливейшего Олега Аккуратова. А оркестр, вне сомнения, стал украшением музыкального праздника.

* Член Гильдии джазовых критиков и Союза журналистов России.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 24 сентября 2020 года, № 18 (191)
Tags: Джаз, Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment