Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

Шедевры Нижегородского музея

Валентина ЧЕРНОВА *

Окончание. Начало в № 17 за 2020 год.

Экспозиция выставки из Нижегородского художественного музея запоминается разнообразием видов и запечатленных персонажей.

В 1823 году, когда крепостному художнику Василию Тропинину было сорок семь лет, граф Морков дал ему вольную. В том же году Тропинин написал свою знаменитую «Кружевницу».
Тема девушек-рукодельниц – одна из самых главных у Тропинина. «Кружевница», перекликавшаяся с мотивом популярной тогда повести Карамзина «Бедная Лиза», была очень популярна, и Тропинин выполнил с нее несколько авторских повторений. На выставке – ранняя реплика, 1824 года.
Тропинин был одним из первых русских живописцев, обратившихся к бытовой картине, показывающей жизнь простого народа. В последние годы некоторые искусствоведы относят его творчество к стилю бидермайер (bieder в переводе с немецкого языка означает «честный, порядочный, простодушный»). Бидермайер – ответвление романтизма, пришедшего на смену ампиру, поэтому его иногда называют «смесью ампира с романтизмом».
Долгое время само существование стиля в России подвергалось сомнению, а вокруг этого термина велись жаркие споры. Все-таки в произведениях одних и тех же российских художников смешиваются различные стилевые тенденции – сентиментализм и романтизм, классицизм и академизм, ранний реализм. Особенность русской культуры заключается в этой пестроте и контрастности художественных явлений.
В творчестве Тропинина полнее воплотились сентиментализм и романтизм. Это видно в решении художественного образа кружевницы. Мастер подчеркивает естественность девушки с простодушной и сердечной улыбкой во взгляде, обращенном к собеседнику. Ее наклоненная головка в обрамлении завитков русых волос полна невыразимой женственности.
Художник старательно выписал деревянные коклюшки, ножницы на столе, стремясь показать поэзию и красоту предметов быта, что вообще характерно для русских художников первой половины XIX века. Героиня картины принадлежит мещанскому сословию, интерес к изображению представителей которого пробуждается в это время под влиянием идей просветительства и романтизма, соединенного с сентиментализмом.
На выставке представлен еще один портрет кисти Василия Тропинина: «Мужской портрет» (1826). Помимо конкретной характеристики, по сумме наработанных приемов данный мужской портрет схож и с портретом Пушкина, и с рядом других тропининских портретов. Такой же поворот головы слева направо, обрамление лица белым воротом рубашки, небрежно повязанный шейный платок, приподнятые уголки губ, поблескивающий кончик носа на лице в окаймлении бакенбард и мягких непослушных завитков волос – все эти элементы составляют типизированный облик человека первой половины XIX века.

Иван Айвазовский. Золотой Рог. 1872

[Spoiler (click to open)]В экспозиции – работа самого прославленного российского мариниста Ивана Айвазовского «Золотой Рог» (1872). На ней изображен берег Константинополя на закате. Прекрасное полотно!
Айвазовский был частым и желанным гостем в Турции, так как его дед – выходец из Турции. Достоверны эти сведения или нет, но в книге об Иване Айвазовском, которая была издана в 1901 году, приведены сведения о его турецких корнях, записанные со слов самого художника.
Романтическая история повествует, что дед великого мариниста был турком и погиб в жестоком бою с солдатами русской армии при взятии крепости Бендеры: «В числе жертв их находился и секретарь бендерского паши. Смертельно раненный он истекал кровью, сжимая в руках младенца, которому готовилась такая же участь. Уже русский штык был занесен над малолетним турком, когда один армянин удержал карающую руку возгласом: «Остановись! Это сын мой! Он христианин!» Благородная ложь послужила во спасение, и ребенок был пощажен. Ребенок этот был отец мой. Добрый армянин не покончил этим своего благодеяния, он сделался вторым отцом мусульманского сироты, окрестив его под именем Константина, и дал ему фамилию Гайвазовский, от слова Гайзов, что на турецком языке означает секретарь».
А далее со своим армянским благодетелем мальчик переехал подо Львов, получил хорошее образование и занялся торговым делом. А потом переехал в Феодосию.
Правда это или домыслы, но Ивана Айвазовского тянет в Турцию, где он пишет множество видов Константинополя. За свои полотна Айвазовский был удостоен подарков шаха, получил турецкие ордена и множество заказов от местной аристократии.
В Стамбуле находится не один десяток картин Айвазовского. Осматривая интерьер дворца Бейлербей, можно обратить внимание на плафоны светильников: большая их часть расписана Айвазовским. Там же расположились на стене более двадцати картин художника.
***
Жанр ведута (от слова «вид») стал популярен в первой половине XIX века. Ландшафтный пейзаж с изображением видов городов – первый жанр пейзажного искусства в России. К нему относится картина «Вид Нижнего Новгорода» (1838) Никанора Чернецова. Автор написал вид на город с верхней точки, запечатлев ландшафт – кремль, широкую панораму реки с отмелями ближе к линии горизонта – топографически точно, но при этом наполнив картину монументальностью, эпикой; не пропустив бледно-голубое небо с темнеющими облаками, водные дали в месте слияния Волги и Оки.
Ландшафтных видов Нижнего Новгорода на выставке много. Петр Верещагин представлен видом «Рынок в Нижнем Новгороде» (1867). Подобно своему брату Василию, Петр получил первоначальное художественное образование в семье и продолжил его в Академии художеств в Петербурге. Однако по своим художественным интересам братья заметно различались. Петр Петрович известен, прежде всего, своими пейзажами. Его виды городов принесли ему и официальное признание, и известность среди любителей искусства.
«Рынок в Нижнем Новгороде» – самая многолюдная картина Верещагина. В ней не только тщательная четкость архитектуры: повсюду жители, деловито снующие по рыночной площади; купцы, промышляющие яствами; коробейники; шарманщики.
Картина Леонида Соломаткина тоже видовая. «У трактира «Золотой бережок» (1881) – такой трактир мог существовать в любом городе России. Ранним морозным утром, когда фонарщик гасит фонари, под дверьми трактира собрался разный народец, кто-то тепло закутан, кто-то в тонком зипуне – они стучат в дверь и глядят в окно. В картине есть интерес к жизни маленьких людей. Чтобы усилить асоциальность каждого человека, Соломаткин использует гротеск в изображении своих героев. Скупые краски прекрасно написанного зимнего рассвета в контрасте с ночными тенями оживляют одну из лучших картин художника.

Леонид Соломаткин. У трактира Золотой бережок. 1881
***
Больша́я часть выставки представляет картины русской природы, запечатленные в этюдах и станковых полотнах. Работа Исаака Левитана «Озеро. Серый день» (1899) – эскиз последней картины Исаака Ильича «Озеро. Русь», экспонирующейся в Государственном Русском музее. «Озеро» – сочиненный образ природы, где во всем проявилась спокойная и свободная мощь России, такой, какой она может быть в счастливые минуты.
Великолепные пейзажные работы связаны с тем, что называется образцом первоклассного и совершенного в отечественном искусстве. Имена Алексея Саврасова («Грачи прилетели», вариант, 1889), Ивана Шишкина («Раннее утро», 1885), Константина Коровина («Кафе», 1901), Аркадия Рылова («Ветви ели», 1909), Леонарда Туржанского («Весна», 1917) – часть того, что мы называем российскими духовными ценностями.
***
Василий Суриков, не один раз бывавший в Самаре в связи с созданием картины «Степан Разин», на выставке представлен этюдом «Гребцы» (1902) к этой картине. Работа, скорее, эскиз картины, где намечены береговая лента Волги, подвижное серебро воды и вид на лодку под парусом с небольшой группой гребцов.
Этюд «Боярышня» (1886) относится к картине «Боярыня Морозова». На нем запечатлена в профиль молодая женщина в кокошнике-шапочке, обрамленном жемчужной каймой и покрытом сверху синим платком. Блеск серебряного шитья, жемчуга в узорочье платка сочетании с бледным точеным лицом создают не только драгоценную колористическую поверхность, но и непередаваемый женский образ.
***
Художника Ивана Крамского за рубежом сравнивали с Веласкесом. Его портреты всегда значимы и наполненны. «Женщина под зонтиком» (1883) невольно завораживает. Картину отличают динамичная композиция, живой свет и свежий колорит с множеством цветовых нюансов. Белый наряд женщины представлен во множестве оттенков от света к тени, от жестких заломов плотной ткани платья до мягких кружевных складок. Летний зонтик, наполненный солнечным светом, отбрасывает нежные золотистые отсветы на кружевную косынку женщины и ее лицо, Картина писалась под Гатчиной на берегу реки Оредеж на станции Сиверской, где у художника была дача. Иван Николаевич очень любил эти места и часто здесь работал.
Человек на фоне ландшафта всегда был интересен художникам. Зинаида Серебрякова, представительница объединения «Мир искусства», начала рисовать с первых лет жизни. Она с любовью изображала всё, что ее окружало: деревья, поля. Больше всего ее вдохновляли чистота и сочность природных красок, сцены крестьянского труда и быта. Картина «На лугу. Нескучное» (1912) изображает саму художницу – с младенцем на руках. Идиллический зеленый пейзаж, стадо мирных коров, тихая река Муромка – все эти красоты, заполнявшие с детства сердце художницы, дошли до наших дней.
Константин Савицкий – жанрист. Его картина называется «Мечты» (1879). Художник обратил внимание на пробуждающуюся красоту гимназистки. Отвлекаясь от чтения книги, лежащей на коленях, словно потягиваясь с высоко поднятыми руками, откинувшись на спинку кресла, она погрузилась в мечты. Свободная непринужденная поза девушки, оставленной в классной комнате, невольно вызывает симпатию.

Константин Савицкий. Мечты. 1879

Николай Ярошенко тоже обратил внимание на девушку. «Девушка-крестьянка» (1891). Пятна малинового цвета на головном платке и кофте девушки выделяются на беленом фоне стены и двери, выгодно контрастируют со светлой юбкой и вышитым фартуком, создавая обаятельный образ цветущей юности.
***
Учитель и ученик – Илья Репин и Валентин Серов – на выставке представлены замечательными работами. У Серова небольшой «Портрет Зинаиды Юсуповой» (1903) в обрамлении белого меха. Зинаида Юсупова пригласила Серова в Архангельское. Художник жил в усадьбе Юсуповых, княгиню писал несколько раз и был ею очарован. На его работах она прекрасна: одновременно скромна и величава.
На «Портрете К. Б. Болеславовой» (1913) кисти Ильи Репина запечатлена его внебрачная дочь Ксения Болеславовна Болеславова. Илья Ефимович ее очень любил, тем более что две законные дочери его здорово разочаровали. Ксения всю жизнь работала бухгалтером. На портрете она изображена с книгами.
***
Последние картины обзора, на мой взгляд, самые национальные, народные. В них словно выплеснулись стихия русского праздника, поэтика народного костюма, простота и непритязательность быта, словом, вся Россия.
Картина Андрея Рябушкина «Молодые» (1896) посвящена жителям России XVII века. Он жил на рубеже веков, в эпоху, когда историко-бытовая живопись поставила перед собой задачу возрождать и доносить эстетические ценности прошлого, утверждать художническими средствами красоту иной, далекой жизни, противостоящей суетности, пошлости современности.
Борис Кустодиев работами «Вербный торг у Спасских ворот в Москве» (1917), олицетворяющей русский праздник, и «Купчиха, пьющая чай» (1923) переводит картинки быта в фантастическую аллегорию беспечальной жизни и земных щедрот, ниспосланных человеку. Да и самой пышной красавицей художник лукаво любуется, будто одним из сладчайших земных плодов. Судя по особенной теплоте, с которой художник относится к своим купчихам, эти картины стали для него бесконечным прощанием со счастливой юностью и милым сердцу миром XIX века.
Абрам Архипов любил писать крестьянок. Для него, сына рязанского мужика, не было в мире никого краше русских деревенских женщин. Осанистые, веселые, трудолюбивые, хлебосольные, они улыбаются с его полотен, навечно запечатленные широкой кистью художника. Солнечный луч зажигает алым пламенем цветастые, яркие наряды, создает ощущение радости и теплоты, делает несказанно прекрасным созданный Архиповым мир женских образов, восхищающих всех жизненной силой и удивительной правдивостью.
«Женщина в красном» (1919) хороша цветом. Красный цвет, любимый цвет Архипова, звонко, настойчиво бьет с полотна. Красный меняет тона и оттенки, бесконечно варьируется художником – сильный, огненный, революционный. Он как бы символизирует новое время, новую молодую Россию. Ну а для посетителей выставки он звучит как красочный аккорд всей экспозиции живописи из Нижегородского государственного музея.

* Член Ассоциации искусствоведов России, член Союза художников России, главный научный сотрудник Самарского художественного музея.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 24 сентября 2020 года, № 18 (191)
Tags: Изобразительные искусства
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment