Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Могут ли муралы изменить мир

Илья САМОРУКОВ *

Одним из наиболее масштабных проектов в рамках завершившегося Дня города Самары стал SamaraGround 2020. Art Experience («Самарская земля 2020. Художественный опыт»). Шести приглашенным из разных городов художникам предложили расписать стены самарских зданий. Организатором этого фестиваля стала некоммерческая организация культурного и духовного развития «У-РА» при поддержке городской администрации.

В группе «ВКонтакте», созданной специально для проекта, приводилось следующее описание: «Арт-проект современного искусства «Самарская земля 2020. Художественный опыт» направлен на объединение профессиональных художников современного искусства российского и мирового уровней и местных сообществ и мастеров на создание произведений искусства на архитектурных сооружениях города Самара. В процессе реализации арт-проекта будут задействованы местные художники и подмастерья, которые станут частью создания уличных полотен».
Художники «российского и мирового уровней», по задумке организаторов, должны были объединиться с местными сообществами, мастерами и подмастерьями и создать произведения современного искусства. Под современным искусством при всей широте трактовки этого понятия в данном случае имелись в виду уличное искусство и его наиболее монументальный медиум – мурал (живопись на стенах домов). У проекта были добротное финансирование, широкое освещение в СМИ, программа мероприятий с дискуссиями, перформансами и участием представителей местного художественного сообщества, техническое обеспечение (подъемные краны) и даже международный статус. В итоге в городе появилось семь новых муралов – семь новых возможностей для встречи с искусством на улице. По мнению организаторов, разрисованные стены могут поспособствовать развитию туристической привлекательности.

Мурал Покраса Лампаса
[Spoiler (click to open)]
На пресс-конференции куратор проекта Алла Кладова заявила об этом открыто: «У Самары очень крутой туристический кластер, который незаслуженно обойден вниманием, и чтобы рассказать о его привлекательности максимально широкой аудитории, мы и организуем масштабный международный проект».
Теперь можно ожидать, что в Самару поедут специально, чтобы смотреть муралы. Глубокая историческая среда, старинная архитектура, набережная, музеи, театры, фестивали, памятники киногероям – всего этого недостаточно? Два года назад в Самаре проходил чемпионат мира по футболу (который тоже сопровождался программой уличного искусства), город посетили тысячи гостей со всего мира. В августе этого, несмотря на пандемию, прошел очередной фестиваль «ВолгаФест», где иногородние музыканты впервые со времени введения карантина выступали перед многочисленной публикой.
Что же еще должно произойти в нашем миллионном городе, чтобы организаторы проектов не начинали их обоснования с констатации культурной недостаточности? Вопрос к риторике организаторов.
А какие вопросы могут быть к художникам? Что такое «хороший» мурал? Станут ли созданные произведения знаковыми для жителей или туристов? Уличное искусство, в отличие от институционального галерейного совриска, предполагает больший захват внимания и более ясный посыл потенциальному реципиенту, который может встретиться с ним случайно. Участники Samara Ground дежурно говорили о том, что отдают интерпретацию зрителю. Тем не менее, они выбрали конкретные образы и расположили их в конкретных местах.
Петербургский каллиграфист Покрас Лампас, самый известный участник фестиваля, зашифровал на стене Маяковского спуска к пляжу цитату самого известного авангардного поэта: «Я знаю силу слов, я знаю слов набат», – связав свою работу, состоящую из десятков каллиграфических знаков, с именем носителя улицы.
Турецкий художник Арес Бадсектор в сюрреалистическом стиле расписал стену на Чапаевской, 73. На ней в ярких цветах изображены загадочные символы, волнистые линии, рука. Работа называется «Смесь поколений», хотя название в уличном искусстве – элемент не самый решающий.
Андрей Бергер, художник из Барнаула, абстрактно расписал стену на Молодогвардейской, 65. На пресс-конференции он объяснил свою работу спецификой улицы: «Мне рассказали, что эта улица постепенно начинает становиться пешеходной, тусовочной, молодежной. На ней есть трафик и праздничное настроение. И в моей работе в абстрактной форме я пытаюсь заключить как раз некую идею о том, что искусство в городе может стать точкой притяжения смыслов, точкой притяжения людей, точкой притяжения некой энергии».
Один из домов «тусовочной улицы» стал более заметным. Станет ли улица еще более «тусовочной» и окажет ли искусство в этом случае магическое воздействие на ее оживленность, покажет время.
Казанский художник Рустам Qbic нарисовал на стене дома по улице Ленинградской два цветка, вырастающих из одежды. Название «Отцы и дети» выбрали сами жители. Еще одна «смесь поколений».

Мурал Рустама Qbic

Два мурала на Молодогвардейской, 125 и 145, были нарисованы аргентинцем Малькольмом Роксом с помощью проектора и самарских стрит-артистов. Ракета взмывает вверх над ликующей толпой. Самара у аргентинского гостя ассоциируется с ракетой, что вряд ли можно назвать новым смыслом.
Работу художника Егора Острова, который не смог приехать в Самару, по эскизу нарисовал ветеран местного стрит-арта Денис Вертиго. Свой стиль Остров называет «техноренессансом». Сам он не является муралистом и известен изготовлением интерьерных работ, где образы эпохи Возрождения трансформируются при помощи современных графических приемов.
Ракета, цветы в одежде, абстракция, мистические знаки, каллиграфия, смесь поколений – что из этого набора образов сработает и что привлечет внимание туристов? Вопросы в будущее. В настоящем в Самаре стало еще больше разрисованных стен, на которые будут смотреть прохожие. Если заметят.

Вместо послесловия
В Самарской области подвели итоги регионального этапа Приволжского фестиваля стрит-арта «ФормART».
Из 19 рисунков самарских художников выбрали работу Оксаны Гладковой, члена Союза художников России. «Главная ценность всегда была и остается – человеческая жизнь и здоровье. Эпоха постковида – время, когда все мы сможем снять маски, перчатки и глубоко дышать, не опасаясь за свои легкие и за свою жизнь», – описывает свою работу художница.

Новый мурал украсит фасад здания в областной столице уже этой осенью.

* Куратор, арт-критик, кандидат филологическх наук.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 24 сентября 2020 года, № 18 (191)
Tags: Изобразительные искусства, Культура Самары, Уличное искусство
Subscribe

  • Из новейшего бестиария

    Михаил ПЕРЕПЕЛКИН * ЕГЭбля – животное из разряда хищных и ползучих. Родилось на свет в головах и коридорах чиновников от образования,…

  • Завтра была война

    Михаил ПЕРЕПЕЛКИН * * Доктор филологических наук, профессор Самарского университета, старший научный сотрудник Самарского литературного музея…

  • Самара просвещенная

    Был сегодня в альма матери. У входа в главный корпус некогда Самарского государственного университета – табличка: «Самарский…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment