Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Продвижение модернизма

Армен АРУТЮНОВ *
Фото автора

Самарское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры запустило проект «ЛИЦА МОДЕРНИЗМА». Значительная его часть посвящена популяризации архитектуры 1950–1980 годов. Кроме того, наша команда ВООПИиК планирует направить заявки на включение трех произведений в список объектов культурного наследия.

Последний большой стиль

На страницах «Свежей» я неоднократно писал, что позднесоветская архитектура в Самаре (как и по всей России) не воспринимается обществом как безусловная ценность. Дореволюционные здания – да, «сталинская» неоклассика – да, даже конструктивизм стал массово признаваться. А вот к модернистскому наследию, несмотря на его возраст, все еще сохраняется пренебрежительное отношение.
Эпоха 1950–1980-х – это время поиска нового языка. Время, когда отечественная архитектура, с одной стороны, обратилась к наследию авангарда, а с другой, хоть и ненадолго, шла в ногу с мировой. Модернизм – последний на сегодняшний день большой стиль в российском зодчестве. Со своими удачами и ошибками, рядовыми постройками и шедеврами.
Самара обладает богатым наследием этого времени, первоклассными модернистскими образцами, которые заслуживают соответствующего внимания и заботы.
Мы с коллегами из самарского ВООПИиК решили заняться этой проблемой. Первый этап проекта «Лица модернизма», получивший поддержку Фонда президентских грантов, направлен на популяризацию наследия самарского модернизма и защиту его отдельных образцов.

Дом актера имени М. Г. Лазарева
[Spoiler (click to open)]
Голоса архитекторов

Главной площадкой проекта «Лица модернизма» стал сайт samaramodernism.ru. В течение 2020 года здесь будут публиковаться материалы, посвященные 18 архитектурным произведениям, созданным в Самаре в 1950–1980 годах. Это серия интервью с авторами построек, членами их семей, современниками. В том числе эксклюзивные, ранее неопубликованные интервью с архитекторами, которых, к сожалению, уже нет с нами. Например, рассказ Юрия Храмова о «Звезде» и филармонии, воспоминания Валентина Смирнова о проекте экспериментального элеватора на реке Самаре.
Интервью можно будет не только прочитать, но и послушать. Все материалы мы планируем выкладывать как в виде текстов, так и в аудиоформате, чтобы можно было послушать голоса авторов, их живой рассказ.
Ну и, конечно, интервью будут сопровождать графические материалы – фотографии, чертежи, эскизы.

Выход в город

Рассказ о памятниках модернизма не ограничится публикациями на сайте. На этом этапе проекта мы планируем изготовить и установить у трех зданий информационные стенды. На них будут не только самые важные сведения об объектах и описание их ценности, но и фотографии первоначального облика. Многие здания с течением времени утратили первозданный вид в результате ремонтов и реконструкций. Кроме прочего, это мешает понять задумку автора, оценить по достоинству всю красоту и оригинальность архитектурного произведения.
Также мы планируем серию лекций для экскурсоводов и преподавателей. Позднесоветское наследие необходимо ввести в экскурсионные и школьные программы, чтобы как можно больше людей всех возрастов узнали о нем.

Самарский областной историко-краеведческий музей имени П. В. Алабина

Списки памятников

Многим произведениям модернизма в Самаре уже больше 40 лет. Это значит, что их можно включать в перечень объектов культурного наследия. На сегодняшний день это один из действенных способов сохранить их облик. В других городах России прецеденты давно существуют. Пермский цирк, например, построенный по тому же проекту, что и самарский, включен в реестр памятников.
В Самаре процесс постановки на учет модернистских произведений начался только в этом году. В список выявленных объектов культурного наследия включена мозаика Вячеслава Герасимова на Волжском проспекте.
Проект «Лица модернизма» предусматривает не только просветительскую работу, но и подачу заявок на включение в списки памятников трех зданий, построенных в 1950–1980-х.
Одним из них станет Зональный вычислительный центр объединенного диспетчерского управления энергосистемами Средней Волги на улице Полевой, 5. Сокращенно – ОДУ Средней Волги, или «летающая тарелка», как называют его в народе за образ диспетчерского зала.
В этом году исполнилось 40 лет со дня окончания строительства этого здания. Проект ОДУ Средней Волги выполнил архитектор Алексей Герасимов в соавторстве с Алексеем Моргуном.

ОДУ Средней Волги

«Главное в архитектуре – выявить функцию. Нас так учили, – рассказывает Алексей Герасимов. – Если ресторан – главным в образе должен быть обеденный зал. А здесь сердце всего хозяйства – диспетчерский зал. Я ездил в разные города, смотрел аналогичные здания, у них всех он был на земле. Но почему? Это же образ? Главная функция должна быть видна в архитектуре».
Автору удалось подчеркнуть функцию здания в его внешнем облике. Главным акцентом стал круглый диспетчерский зал, а ритм окон на выходящем к Волге фасаде напоминает перфокарту. С одной стороны, произведение Герасимова отвечает пяти принципам функционализма, сформулированным Ле Корбюзье. С другой – отсылает к работам советских конструктивистов, например, к архитектуре Клуба имени Зуева в Москве.

* Журналист, градозащитник, член совета Самарского регионального отделения ВООПИиК

Опубликована в «Свежей газеты. Культуре» от 27 августа 2020 года, № 15–16 (188–189)
Tags: Архитектура Самары
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment