Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Category:

«Берега» и «Корни»

Татьяна ПЕТРОВА *
Фото предоставлены автором

Когда впервые видишь работы Сергея САЙБЕЛЯ, притягивает их энергетика, какой-то внутренний магнетизм. Художник уже давно работает над темой уральского казачества, став в некотором роде его летописцем, создавая нечто вроде варианта героического казачьего эпоса. При этом если его ранние холсты с их несколько сумбурной трактовкой форм и грубоватым рисунком подчас остаются в рамках любительства, то далее Сергей явно выходит на новый уровень и в 2018 году становится членом Самарского отделения Союза художников России.

[Spoiler (click to open)]
Сергей Сайбель по материнской линии принадлежит к старому казацкому роду Черновых, его пращур Аким Чернов – герой Иканского боя 1864 года, его предки – воины и рыбаки-аханщики на Каспийском море; предки художника по отцовской линии – выходцы из Германии, поселившиеся в России во времена Екатерины II.
Сайбель родился в городе Гурьеве Казахской ССР в 1953 году. В 1962-м с родителями-геофизиками переехал в Уральск, бывшую столицу уральского (яицкого) казачества. С детства он увлекался рисованием и окончил студию при Доме пионеров. В изостудии преподавал профессиональный художник – Котельников-Гофман, его Сайбель до сих пор с благодарностью вспоминает. Он мечтал быть художником, срисовывал с репродукций картины классиков, в том числе «Клятву Горациев» Давида. Хотел поступать в Саратовское художественное училище, но не сложилось. Во время службы в армии был художником части, служил в Забайкальском военном округе. После службы окончил строительный техникум. Карьера строителя Сергея не увлекла, вся его активная трудовая деятельность связана с художественно-оформительскими работами.
Сайбель болезненно пережил распад Советского Союза, переход Уральского края под юрисдикцию Республики Казахстан. Художник говорит об этом времени, начале 1990-х, как о времени величайшей исторической несправедливости, искусственном отрыве от корней целого народа, вмиг оказавшегося чужим на своих исконных территориях. Стремление выразить свое отношение к происходящему, артикулировать те основополагающие ценности, которые оказались невостребованными в постсоветскую эпоху, привело к появлению работ, посвященных судьбе уральского казачества. Одновременно Сайбель реализует и свой литературный дар – пишет стихи и рассказы на ту же тему.
На нашем самарском горизонте художник появился в 2005 году, а в 2010-м в рамках культурного обмена между Россией и Казахстаном в художественном музее состоялась его выставка под названием «Я сказал, что где-то…». Такое название точно подходило под заявленную автором казацкую тему – она во всех смыслах стала новой для нас, ведь в советское время была под запретом. Тогда же работы Сайбеля вошли в собрание Самарского художественного музея.
***
Природа Уральского края – сквозная тема живописи художника разных лет. Как правило, это работы совсем небольшого размера, хотя посвящены уральским степям, покрывающим огромные пространства. Они воспринимаются как своего рода памятки для тех, кто вырос в этих местах, кому дорога малая родина. Это как бы «обереги», которые можно взять с собой в дальний путь, дабы поддерживать некую особую связь с родным домом. В городских пейзажах художника время как бы остановилось – улицы и переулки старого Уральска, ветшающие старинные особняки погружены в сон: «Старая арка. Уральск» (1998), «Уральск. Дом казака Мизинова» (2005), «Уральск. Чечерный переулок» (1990), «Поселок Пойма. Март» (2008).
Сайбель пишет воображаемые портреты казаков – «Атаман Барбоша» (2013), «Портрет казака из рода Черновых» (2010), «Портрет яицкого казака» (2013). Здесь налицо определенное типологическое сходство героев с самим автором, который в своем творчестве как бы примеривает к себе, потомку старого казацкого рода, судьбы далеких предков. В то же время интересно, что некоторыми своими особенностями эти как бы покрытые временной патиной портреты чем-то адресуют нас к парсунам петровского времени, когда отсутствие у авторов классической «школы» приводило к появлению работ примитивистского плана (что, кстати, нисколько не уменьшает для нас их художественно-исторической значимости).
Черты портретного сходства с автором сквозят и в лицах многих персонажей картин, раскрывающих колоритные особенности традиционного казачьего жизненного уклада: «Молодцам-казакам, весело нам жить» (2011), «Твой сзади остался», «Сыновья» (2014). Такие композиции повествовательны, построены в духе жанровых полотен передвижников 2-й половины ХIХ – начала ХХ века, так как художник стремится добиться максимальной считываемости изображенной сцены и потому зачастую интуитивно пользуется ставшими традиционными приемами искусства прошлых эпох. Он ставит перед собой почти миссионерскую задачу, дабы донести до современников особую нравственную ценность казачества, героику и трагизм его бытия в исторической перспективе, пользуясь подручными средствами.
Интересно решение картины «В старом зеркале» (2011), где в пространство меж двух зеркал заключена сцена чаепития, в которое погружены члены казацкой семьи. На самом деле это одно и то же зеркало, повторенное дважды: на первом плане оно предстает перед нами как некий домашний раритет, дошедший до нашего времени – рама растрескалась, амальгама по краям утрачена, на подзеркальнике – электронные часы, отрывной календарь 2011 года, брелок с ключами от машины. На втором плане, внутри этого зеркала, исполняющего в данном случае роль окна, восседают седовласый старик и его чернобородый сын, торжественно попивающие чай перед этим же зеркалом, совсем новым, повешенным на заднем плане.
Начиная с 2010-х годов Сайбель от исторических портретов и пейзажей родных мест, бытовых сцен из жизни казачества переходит к картине-обобщению, картине-метафоре. Ему есть что сказать зрителю, есть что писать – в отличие от многих авторов, придерживающихся традиционного направления и пребывающих ныне в творческом параличе.
К 2011 году относятся три работы, посвященные яицким казакам, фактически составляющие единую серию. В них бытовой акцент замещается эпико-героическим и даже мистическим. В «Явлении митрополита Алексия яицким казакам» выстроена сцена торжественного явления казакам митрополита Алексия – со светящимся ореолом вокруг головы, он подплывает к ним, стоя в лодке.
Очень цельна и буквально излучает экспрессию работа «На Камынин остров». На Камынином острове на Каспии в изоляции от мира доживали свой век старики-отшельники. И хотя не в казацком обычае ставить поклонные кресты, художник воображает, как выглядела бы сцена доставки на остров Поклонного креста – в знак признательности тем, кто отдал все силы делу казачества и молится за него.
Сюжет картины «В относе на бурдюках» основан на вынужденной и даже жестокой казацкой практике: во время лова рыбы на Каспии зимой случалось, что льдина отрывалась от припая, и ее с людьми и лошадьми уносило в открытое море. В таких случаях казакам, чтобы выжить, приходилось питаться лошадьми и делать из их туш бурдюки, которые они использовали в качестве понтонов. Колоритные и гротескные участники этой драматической сцены выглядят как персонажи некоей притчи, в которой повествуется о трагической судьбе человечества.
К числу несомненных авторских удач в творчестве художника относятся большие полотна «Корни» (2012) и «Берега» (2014). В обоих случаях перед нами – работы со своеобразным композиционным решением, символическим подтекстом, это картины-метафоры.
В картине «Корни» оригинально соединены два мира – земной и подземный. Вверху, на лоскуте круглящейся земли, видны городок с собором, осенние рощи, кусочек реки с лодками, лагерь рыбаков, скачущие всадники, над ними – голубое небо с облачками. Почти сказочный, лубочный мир. Таким, увиденным как бы с высоты птичьего полета, бодрым и радостным, изображали его художники конца ХIХ – начала ХХ века: К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, К. Юон.
В нижней же части картины пестрые и яркие краски сменяет глухой коричневый – цвет сырой земли. Разверзается почва, и из-под нее, как из-под куска натянутой мешковины, вылезают на белый свет заскорузлые земляные старцы-атланты. Их назначение – держать мир на своих плечах. Конечно же, это наши Предки, о которых мы никогда не должны забывать. Не случайно автор назвал свое полотно «Корни». Работа буквально гипнотизирует, окружена неким силовым полем.
Поиск в том же направлении продолжен в картине 2014 года «Берега». Здесь из обнаженного глинистого берега реки Урал отчетливо проступают фигуры казаков, как бы стоящих на вечном дозоре. Напрашивается параллель с зарытым в 210 г. до н. э. в землю керамическим войском, сопровождающим в загробный путь китайского императора Цинь Шихуанди. Думается, вряд ли художник думал об этом историческом феномене, создавая свою работу.
Наверное, подобный авторский подход в большой мере стимулирован нашей устойчивой подспудной связью с наследием русского искусства конца ХIХ – начала ХХ века. Культура этого времени, отечественный вариант «национального романтизма», сформировала внутренний базис для нашей самоидентификации. Мы невольно представляем себе события прошлого пропущенными сквозь призму произведений классиков нашего отечественного искусства: М. Врубеля с его «Паном» и целым сонмом сказочных существ, А. Рябушкина и С. Иванова, Б. Кустодиева и А. Архипова с колоритными сценами быта старой Руси. Эти же мастера, в свою очередь, базировались на высоких творческих достижениях передвижников И. Репина и В. Сурикова.
Так что, как бы то ни было, определенная линия преемственности вычерчивается вплоть до нашего времени, и, конечно же, Сергею Сайбелю, с его вдумчивым и серьезным отношением к историческому прошлому, почти миссионерской целеустремленностью, недюжинной энергией, богатой фантазией, есть в какую сторону двигаться, увлекая за собой вдумчивого зрителя.

На фото:
1 – Сергей Сайбель. В старом зеркале. 2011
2 – Сергей Сайбель. Корни. 2012
3 – Сергей Сайбель. Берега. 2014

* Искусствовед, заместитель директора по научной деятельности Самарского художественного музея, кандидат искусствоведения, член Союза художников России.

Опубликована в «Свежей газеты. Культуре» от 27 августа 2020 года, № 15–16 (188–189)
Tags: Изобразительные искусства, Культура Самары
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment