Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

Любовь как отсутствие мусора и шепот как способ напугать

Алёна САМСОНОВА *

В Центре российской кинематографии «Художественный» имени Т. А. Ивановой прошел уже седьмой по счету Открытый самарский фестиваль независимого кино «70/30», организованный руководителем киностудии «АНГАР 77» Андреем ХОРЕМ и директором ООО «ИнфоМедиаСервис» Александром ОВЧИННИКОВЫМ совместно с Агентством социокультурных технологий. Вход на фестивальные мероприятия был свободным.

Фестивалю «70/30», в отличие от других киносмотров этого года, повезло: вирусные события не внесли принципиальных корректив в форму его проведения, и он, как обычно, прошел в офлайне. А то, что места в кинозалах были частично закрыты ограничительными лентами и лица присутствующих под масками, – мелочи. Организаторы даже обыграли этот момент на церемонии открытия, раздав членам жюри разноцветные маски с улыбками известных киногероев.
За последние три года фестиваль заметно вырос и по качеству киноработ, и по их географии. Фильмы на конкурс поступили из разных стран, включая Испанию, Италию, Иран, Латвию, Украину, Беларусь и Казахстан, а российские участники были представлены от Москвы до Забайкалья.

Кадр из фильма «Молчание»

[Spoiler (click to open)]
Охватить за два дня обширную программу, включающую более 80 фильмов, не удалось бы ни одному, даже самому преданному зрителю, зато у всех желающих была возможность выбрать фильмы, ориентируясь на любимый жанр.
Вообще, фильмы ужасов на нынешнем фестивале задавали тон всего киносмотра. На фестивальном стенде красовался знаменитый кадр из «Сияния» с Джеком Николсоном, фойе кинотеатра украшала композиция с проломленной дверью и окровавленным топором, а выступления организаторов время от времени заглушались воем бродящих по «Художке» юных разрисованных «монстров». Специальная фестивальная секция была отдана под презентацию лучших работ международного кинофестиваля короткометражных экранизаций произведений Стивена Кинга Dollar Baby Russia.
Среди же конкурсных «ужастиков» оказалось несколько действительно любопытных работ. Фильм «Шепот» (реж. Алексей Черепанов, Красноярск) порадовал своей лаконичностью и при этом – идеально выдержанным стилем. Эта работа – образец того, как можно снять хороший триллер, не имея никакого бюджета. Всё решили ракурсы, озвучивание и грамотный монтаж.

Кадр из фильма «Шепот»

Сюжет прост: обычная девушка со смартфоном в руке входит в обычное помещение старого дома. От просмотра экрана ее отвлекают невнятные шепоты, доносящиеся из-за внезапно открывшейся двери. И хотя за дверью никого нет и девушка даже благополучно запирает ее на задвижку, напряжение нарастает. Пока она прислушивается к шелестящим звукам через дверное полотно, внезапно распахивается люк в полу за ее спиной. Разумеется, невольное любопытство тянет девушку заглянуть и туда. На первый взгляд, в подвале тоже нет никого – лишь пустая лестница, ведущая вниз. И тогда девушка решает заглянуть в подвал повнимательнее…
***
Еще одна категория фильмов, которая была выделена на фестивале в особую программу, – «Карантинное кино», своеобразный творческий «отголосок» весенней пандемии. Забавно, что работы местных авторов представили абсолютно полярные точки зрения на ситуацию изоляции в замкнутом пространстве.
Герой фильма «Вы заперты» (реж. Максим Палагнюк, Самара), трагичный и нервный, эмоционально погружает зрителей в состояние всё более замыкающегося пространства, хотя содержательно ситуация разворачивается в обратную сторону. Произносит герой буквально следующее: «Вы думаете, вы заперты в квартире? А может, в городе? Стране? Нет, вы заперты на этой планете! Вы заперты в этой Солнечной системе! Вы заперты в этой галактике! Вы заперты во Вселенной!»
Персонаж фильма «Всё, что у меня есть» (реж. Сергей Якимович), напротив, весь на позитиве. Потому что его комната – это единственный уголок большого мира, где ему комфортно. Он может делать здесь всё, что захочет: громко петь, разговаривать сам с собой, бросить куртку на пол... Правда, непонятно, как поступить, когда в любимой комнате (а точнее, сразу в постели) внезапно появляется привлекательная девушка, которая пусть и не сразу, но спустя некоторое время всё же спросит: «А чё это у тебя куртка на полу валяется?..»

Кадр из фильма «Все что у меня есть»

Подхватывает тему всего и своего фильм из другой категории игровых короткометражек под названием «Наше всё» (реж. Елена Судак, Минск). Его название указывает на «солнце русской поэзии», хотя Пушкин в фильме присутствует только в репликах героев. Персонажей двое – он и она. На первый взгляд, абсолютно разные люди. Он – байкер в татухах, она – относительно молодая дама с тремя гуманитарными образованиями. Что не мешает ей, стоя на балконе, вытряхивать мелкий мусор из сумки прямо на железного коня соседа. Тот справедливо негодует и, когда на его балкон случайно залетает лотерейный билет соседки, придумывает план идеальной мести.
«При чем здесь Пушкин?» – спросите вы. Оказывается, номер выигрышного билета совпадает с датой рождения поэта. Вот только какие цифры указаны на билете соседки – эта интрига раскрывается лишь ближе к финалу, когда человеческие отношения перевешивают стремление к материальному обогащению.
Фильм «Служба доставки» (реж. Владимир и Елена Копцевы, Москва) тоже коснулся темы человеческих отношений. Вымышленная служба, о которой рассказывается в сюжете, доставляет заказчикам не товары, а отношения. Парень-курьер в желтой форме разъезжает по адресам, чтобы изобразить любимого внука для бабушки, для беременной молодой особы – ее исчезнувшего возлюбленного, а для ветерана Афганистана – боевого товарища, с которым можно затянуть под гитару «Бой гремел в окрестностях Кабула, ночь светилась всплесками огня…» Правда, вернувшись к себе домой, курьер сам оказывается в одиночестве, и когда за дверью появляется девушка из службы доставки отношений, он горько смеется над тем, что человеческое тепло и ему самому доступно только по заказу.

Кадр из фильма «Начать?»

Вообще, игровые работы фестиваля порадовали многим: небанальностью сюжетов, качественной режиссурой и хорошей актерской игрой. Любопытно было наблюдать за перипетиями героев фильмов «Начать?» (реж. Андрей Елманов, Москва), чья встреча на остановке общественного транспорта внезапно превратилась в сюжет компьютерной игры; и «Молчание» (реж. Рамиль Мамедов, Благовещенск, Амурская область), где найден пульт, способный выключать любые звуки, в том числе – голос пилящей его жены. А в киноработе «Будьте здоровы» (реж. Иван Забажанов, Москва) роль жертвы маньяка очень убедительно сыграла звезда КВН-команды «Сборная Пятигорска» Елена Борщова.

Кадр из фильма «Будьте здоровы»

Неожиданно трогательным оказался сюжет фильма «Эколав» (реж. Дмитрий Григорьев, Москва), где тема переработки мусора была подана через нежную и печальную Love Story. Именно этот фильм и получил главную награду фестиваля.

Кадр из фильма «Эколав»

Можно было бы пересказать еще немало сюжетов фестивальных фильмов, но хочется посоветовать зрителям все-таки приходить и смотреть кино живьем, на большом экране. Пока есть такая возможность и наступившая осень не накрыла нас «второй волной» зловредного вируса.

Победители и призеры
VII Самарского фестиваля независимого кино «70/30»

Лучший фильм – «Эколав» (реж. Дмитрий Григорьев, Москва)
Лучший режиссер – MR Lis (Москва, фильм «Научи»)
Лучший сценарий – Владимир и Елена Копцевы (Москва, «Служба доставки»)
Лучшая операторская работа – Олег Гиенко («Дивак», Киев) и Артур Сулейманов («Семейная каша», Санкт-Петербург)
Лучший монтаж – Даниил Евдокимов («Бесит», Красноярск)
Лучший актерский ансамбль – «На трубах» (реж. Кристина Сидорова, Санкт-Петербург)
Лучшая комедия – «Петра-кровопийца, или «Что я дэлать в самоизоляция» (реж. Александр Максимов, Минск)
Лучший фильм на иностранном языке – Can You Feel My Heartbeat? (реж. Александр Сугак, Рига)
Лучший самарский фильм – «Невидимое» (реж. Александр Артемьев, Самара)

Приз за атмосферность – «Карантин» (реж. Велеслав Устинов, Москва)
Диплом за искренность в кино – «Это место – моё детство» (реж. Анастасия Матвеева, Санкт-Петербург)

Секция «Экспериментальное кино»
Лучший экспериментальный фильм – «Ничего» (реж. Егор Кондрат, Павел Лазаренко, Москва)
Диплом «За веру в будущее» – «Rock`n`Roll для стрекоз» (реж. Дмитрий Фетисов, Санкт-Петербург)
Диплом «За поиск образа» – «Сеть» (реж. Екатерина Пастухова, Саратов)
Особое упоминание жюри – «До встречи…» (реж. Иван Понкратов, Старый Оскол); Dejavu (реж. Анна Боброва, Санкт-Петербург)

Секция «Карантинное кино»
Лучший фильм на тему карантина – «Пять дней» (реж. Анна Куликова, Москва)

Секция «Чертова дюжина»
1 место – «Сын человеческий» (реж. Евгений Ведров, Королёв, Московская обл.)
2 место – «Ретрит» (реж. Максим Лещенко, Москва)
3 место – «Проводник» (реж. Дмитрий Сафонов, Самара)
Приз зрительских симпатий – «Напряжение» (реж. Антон Гриднев, Максим Елизаров, Тольятти)

Секция Dollar Baby Russia Samara
Лучшая экранизация произведений Стивена Кинга – «Немой» (реж. Олеся Поздеева, Екатеринбург)

Секция документального кино
1 место – «Путеводитель по граблям» (реж. Денис Неробеев, Москва)
2 место – «Имена» (реж. Элеонора Двужилова, Санкт-Петербург)

Диплом за высокий творческий потенциал – «Сирень» (реж. Вероника Мокшина, Самара)
Диплом за веру в себя – #Поверьвсебя (реж. Георгий Хачатрян, Москва)

Секция «Музыкальные клипы»
1 место – «Горький Макс» (реж. Павел Мотыгин, Москва)
2 место – «Триллер» (реж. Александр Щасный, Омск)
3 место – Elene (реж. Анастасия Пащенко, Киев)

* Драматург, поэт, режиссер-документалист, член Союза кинематографистов России.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 10 сентября 2020 года, № 17 (190)
Tags: #Поверьвсебя, Кино, Культура Самары
Subscribe

  • Самарские картинки столетней давности

    Рубрика: Наталья Эскина. Неопубликованное Икона Из памяти выплывает прошлое купеческой да поповской Самары. Рассказывала бабушка, а я по…

  • Человек Слова

    Год назад, 25 октября, не стало Натальи Анатольевны Эскиной. Дмитрий ДЯТЛОВ * – Как живешь, чем занимаешься? – Да вот,…

  • Борис Кожин: «Разве я о футболе?..»

    Рубрика: О Самаре с любовью Я долго думал, как назвать мой рассказ, и не мог найти точного определения тому, о чем сейчас буду говорить.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment