Виктор Долонько (dolonyko) wrote,
Виктор Долонько
dolonyko

Categories:

«Тремоло» растворяет жанры на свежем воздухе

Анна ЛУКЬЯНЧИКОВА *
Фото предоставлены PR-службой фестиваля «Тремоло»

В Тольятти завершился XIII фестиваль искусств «Тремоло», бывший «Классика над Волгой». Перенесенный с июня на конец августа, он оставил странное впечатление.

В прошлом сезоне мы писали о том, что фестиваль прошел в варианте «лайт», организаторы ссылались на недостаток финансирования. Сейчас с финансированием вроде все в порядке: мероприятие поддержали Фонд президентских грантов, Российский фонд культуры, администрация Тольятти, министерства культуры Самарской области и Российской Федерации, однако содержательная часть мероприятия стала еще легче, а «кроссовер» как принцип смешения жанров окончательно закрепился в программе. «Что само по себе неплохо, интересно и весело, – как выразился участник концерта Александр Барклянский. – В Тольятти молодой и подвижный слушатель».
Честно говоря, немного насторожила идеологическая подложка, которую уже не первый год подводят под свое мероприятие устроители. Насколько молодой и подвижный? Средний возраст жителей, согласно статистике, 37 лет. Не так уж чтобы совсем юный, скорее… пушкинский. О подвижности можно рассуждать в плане физическом (да, тольяттинцы мобильны и любят передвигаться – на автомобилях в основном) и в плане мыслительном (вероятно, речь о некой подвижности ума, восприимчивости к новому, предприимчивости). Кстати, передвижение по залу во время выступлений и напитки разрешены регламентом фестиваля, об этом его директор Алексей Возилов говорит неустанно. Формат остается очень демократичным, что, в принципе, уже не напрягает.

Олеся Петрова и Георгий Шагалов

[Spoiler (click to open)]
Возникают вопросы: не слишком ли размытым и поверхностным получился портрет тольяттинского слушателя глазами организаторов и почему кроссовер стал главным трендом? Некоторые мои знакомые не попали на фестиваль по двум причинам: дорогие билеты и слишком уж развлекательная программа.
Фабио Мастранджело, дирижер, художественный руководитель фестиваля и его главное медийное лицо, пояснил: «Власти поддержали нас, признавая, что это важное мероприятие для города и региона. «Тремоло» хотят увидеть и услышать. Люди пришли сюда просто послушать хорошую музыку, пообщаться. Искусство спасает в самые тяжелые исторические времена, все находят в нем утешение».
Искусство, конечно, «Тремоло» спасало. И, конечно, радостно было после затянувшейся коронапаузы видеть знакомые лица, общаться, любоваться видами Волги и обмениваться впечатлениями.
***
Теперь о них, собственно. Основную, музыкальную часть составили джазовый вечер и концерт Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский». Самарский струнный квартет Caprice фоном сопровождал детскую часть программы.
Концерт с участием джазовых ансамблей «StradiВаленки» (Москва) и «Добрый вечер» (Санкт-Петербург) прошел под названием «Чайковский-джаз» в формате баттла. Мнения о качестве программы у слушателей разошлись, единодушное принятие вызвали драйв и темперамент исполнителей. Чайковский как столп классического искусства остался в качестве незримого гостя, упомянутый, вероятно, в честь его 180-летнего юбилея.

StradiВаленки

Вечер саундтреков симфонического оркестра под управлением Мастранджело сопровождался грозой, которая, безусловно, внесла долю взволнованного драматизма, так не хватающего фестивалю с подобным названием. Первое отделение из музыки Прокофьева, Шостаковича, Свиридова и Бернстайна слегка просело в плане исполнительском: что-то долго не ладилось у духовых, возможно, влажность влияла чистоту звука, а может, музыканты просто не сыгрались. Фрагменты сюит пестро сменяли друг друга, и только «Романс» Шостаковича из кинофильма «Овод» зацепил слух.
Второе отделение представило новую вереницу из музыки российских и зарубежных фильмов с видеорядом. На «Пиратах Карибского моря» захотелось сесть на близстоящую яхту и уплыть в ночную даль, потому что утомило. Но солистка Михайловского и Большого театров Оксана Петрова неожиданно поразила прекрасной каденцией в песне Уитни Хьюстон, а солист САТОБ Георгий Шагалов цепко удерживал внимание своим бархатным баритоном.
***
Еще одно модное слово витало в воздухе: «коллаборация», которая во времена Кабалевского была просто «синтезом искусств», а при Франце Листе – «содружеством муз».
Фестиваль, как обычно, собрал под своей крышей представителей разных искусств. Музей актуального реализма на веранде ресторана «Амбар» представил выставку современного портрета и пейзажа. 10 портретов знаменитых людей от Че Гевары до Илона Маска из авторского проекта #GOODУтро показал член Творческого союза художников России Николай Кузнецов. Объединяет портреты вполне бытовая процедура бритья, запечатленная с помощью пены. И только Илья Ефимович Репин оказался свободным от нее. Правда, в левый глаз автора «Бурлаков» рефлекс белого цвета все-таки попал, и в этом чувствовался пиетизм. Примечательно, что портреты отправились после фестиваля в Москву и Париж: по мнению автора – с целью «поделиться мыслью о смене эпох и отпечатке COVID-19 в душах и сердцах людей».
Приятной стороной фестиваля, на мой взгляд, стали выставка-конкурс детского рисунка «Музыка на бумаге», организованная Еленой Стрельниковой, и оформительская работа дизайнера-декоратора Натальи Лебедевой. Тема прощания с летом сопровождала фотозоны и уголки.
Душистые кубы цветного сена и перформанс мимов театра «Вариант» (режиссер Галина Швецова-Скрипинская) досоздали атмосферу волнительной встречи с искусством. На мастер-классах декораторов и солиста балета Михаила Зиновьева быть не довелось, говорят, люди пришли целыми семьями, было интересно.
К явным минусам отнесем организационные моменты. Очень не хватало просветительской «связующей нити», коей ранее была музыковед Самарской филармонии Ирина Цыганова. Нынешняя ведущая Елена Назарова большую часть симфонического вечера находилась за кадром и отчего-то читала текст по бумаге.
Вместо объявленного за полтора часа до концерта круглого стола о культуре в городе и регионе состоялась короткая пресс-конференция. Да и что тут обсуждать. Живы, здоровы, фестиваль состоялся – и ладно. Правда, опять прозвучала мысль о том, что современность не выносит замкнутости того или иного вида искусства. Смешение стилей, жанров, видов – вот то, что сегодня в тренде.
Хотелось сказать: ребята, главное – не заиграться в смешивании, пусть коктейль будет не основой вашего меню. Дайте хоть один вечер чего-то серьезного послушать-посмотреть!

* Музыковед, преподаватель Тольяттинского музыкального колледжа имени Р. К. Щедрина.

Опубликовано в «Свежей газеты. Культуре» от 10 сентября 2020 года, № 17 (190)

Tags: #GOODУтро, Джаз, Культура Тольятти, Музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment